Приложение МААМ

Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Светлана Березина
Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Березина Светлана Юрьевна,

студентка специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Селиверстова Елена Александровна,

преподаватель ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

Публикация «Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах

дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) содержание

образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие

личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать

структурные единицы, представляющие определенные направления образования и

развития детей. [8] В числе этих направлений, названных образовательными областями,

обозначено речевое развитие. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе

завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,

может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка

складываются предпосылки грамотности.

Актуальность проблемы развития речи при работе с художественным текстом

подтверждают исследования педагогов, психологов, наблюдения воспитателей. Россия по

грамотности и уровню чтения занимает 27 место из 32 стран мира, интерес к чтению

падает. [4] Основной задачей воспитателя детского сада на новом этапе развития

образования, в связи с требованиями общества к уровню подготовки и становлению

личности ребенка, является обеспечение результатов, которые четко определены ФГОС

дошкольного образования.

С точки зрения результатов, воспитатель должен создать условия для развития

самостоятельности и личной ответственности ребенка за свои поступки, на основе

представлений о нравственных нормах, этических чувствах, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы

ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно

произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги

как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. У

истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли

удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина,

Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. [7]

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа по

развитию речевых способностей и накопления знаний о языке, предполагающая

использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые

упражнения ребенка. [1]

В основе системы работы по развитию речи дошкольников лежит комплексный

подход, направленный на решение в рамках одного занятия различных, но

взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития :

фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе – задачу развития связной речи.

Ведущий принцип системы – взаимосвязь различных речевых задач, которые на каждом

возрастном этапе выглядят по-разному. Отсюда вытекает принцип преемственности,

осуществление которого в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и

широко ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой

речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи

и активная речь - развивается постепенно.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная

работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении

развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы

обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо

решать параллельно и своевременно. [5]

Анализ образовательных программ показывает, что в старшем дошкольном возрасте

развитие речи осуществляется по таким направлениям, как

формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных

сторон речи ребенка;

– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования

художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического

воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений

естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами

художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами

и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие

литературных произведений.

Организовать работу с художественной литературой можно по-разному :

выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение,

рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов. Но так как игра в

дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение, остановимся на игровых

формах работы.

Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или

иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес

и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и

отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается

язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие комплексное

воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными,

увлекательными. [2]

Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это

игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить

свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие

дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость,

стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх

совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию,

взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Но не все игровые формы работы направлены на развитие речи детей. Например,

викторина не способствует развитию речи, так как дети просто отвечают на поставленные

вопросы. Лишь те игры, в основе которых лежит активная «исследовательская»

деятельность ребенка в процессе восприятия литературного произведения, момент его

«сотворчества» с автором, становятся средством развития речи. Некоторые исследователи

аналогичную деятельность называют «словесной игрой» (В. Харченко);

«экспериментированием с художественным текстом» (Е. Бодрова). Мы полагаем, что

«переживание», «проживание» литературного произведения, возможность «играть» с

художественным словом делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание

на языковом материале, заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов

и выражений, способствуют обогащению речи, формированию ее образности. Кроме того,

игра естественна для природы ребенка, благодаря ей процесс общения с литературным

произведением становится радостным, желанным. Именно поэтому словесные игры,

игровые творческие задания, упражнения по развитию речи должны активно

использоваться в работе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Таким образом, рассмотрев основные понятия и особенности развития речи детей в

процессе работы с художественной литературой, мы пришли к выводу, что использование

игровых форм вполне способствует речевому развитию в процессе ознакомления с

художественной литературой.

Игры, направленные на развитие речи в процессе ознакомления с художественной

литературой разработаны на материале отдельных, конкретных литературных текстов, но

могут переноситься и на другие тексты и использоваться в процессе ознакомления детей

старшего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы.

Игры, направленные на развитие речи можно рассматривать в качестве

методических наработок, дополняющих разработанные программно-методические

комплексы, и позволяющего организовать игровую деятельность детей, направленную на

развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой.

Частично на производственной практике были проведены игры, игровые задания,

упражнения в процессе ознакомления с художественной литературой, направленные на

решение следующих задач: игры на развитие умения составлять творческий рассказ; игры

на формирование образности речи. Дети были заинтересованы в данной деятельности,

активно проявляли себя и при помощи художественных текстов речь приобретала

грамматически правильную и образную окраску.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода

художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного

развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем

самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Список литературы :

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е

изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и

методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

3. Короткова Н. А. Художественная литература в образовательной работе с

детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание №8 2001. - C.36-37

4. Ухина Л. А. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста :

методическое пособие / Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с

5. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного

возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. :

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 288 с.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в

детском саду. - М. : Творческий центр «Сфера», 2004 .- 56с

7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной

литературой. – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 176с

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№1155)

Публикации по теме:

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

«Развитие познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» Работа со сказкой Первый этап Наглядные модели в процессе пересказывания детьми русских народных сказок Цель: научить с помощью заместителей выделять самые.

Конспект НОД «Юные сказочники» по разделу: «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» с детьми 5–6 лет Задачи: 1. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания 2.

Описание работы по теме «Познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим миром» Описание опыта работы воспитателя Маличенко Анны Вячеславовны по теме: «Познавательное развитие дошкольников в процессе ознакомления с.

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности.

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы) Из опыта работы воспитателя Мартыновой О. Н. : Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного.

Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой Работа начата: 01.09.2016 г. Предполагаемое завершение: 30.05.2017 г. Тема: Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых. Специальные исследования и практика показывают, что у дошкольников необходимо в первую очередь развивать те коммуникативно-речевые умения,.

Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ. Познавательное развитие.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 13 марта 2017 в 18:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Березина (УИ 464639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД