Лариса Крайнова
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить природу своей страны. Поэтому моей задачей является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к национальным традициям и промыслам; расширение представлений о городах, селах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг). Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда – то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
1. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
3. Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Осетии средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско- патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
Главная цель патриотического воспитания, я считаю, это: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей ценности, посредством воспитания любви к родному краю. Я это делаю в процессе ознакомления детей с родным краем.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении патриота.
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а, затем и с республикой, ее столицей и символами. Далее знания пополняются и знакомством со страной, ее столицей и символикой.
Моя задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей; традиции; фольклор; общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому начиная работу по ознакомлению с родным краем и воспитанием любви к родному краю, я должна была сама его хорошо знать. Постоянно продумываю, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделить наиболее характерное для родного края. Стремлюсь показать воспитанникам, что родной город, родная республика славны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, природой, лучшими людьми. Наша республика Северная Осетия – Алания, очень своеобразна. Это снежные вершины гор и быстрые реки, просторные равнины и тенистые леса, старые башни и современные города. Природа Осетии удивительно разнообразна и прекрасна. Великолепен и богат растительный и животный мир. Красивые обряды и традиции, национальный колорит, фольклор. Но главное богатство нашей республики – дружба между людьми всех национальностей. Наша республика очень гостеприимна и дружелюбна. И вот в этот прекрасный мир родного края я должна ввести детей. Познакомить, воспитать любовь к Родине, вырастить маленьких патриотов.
Успех патриотического воспитания в большей мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. Учет возрастных особенностей детей просит широкого внедрения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности деток, так и для сотворения эмоциональной атмосферы занятия. Следует выделить, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому нужно применять не лишь художественную литературу и иллюстрации, но и наглядные примеры и материалы. Исходя из этого, я стараюсь вести свою работу планомерно, с учетом возрастных особенностей детей.
Анализируя данные по развитию ребенка в первые четыре года жизни, следует отметить, что это годы активного вхождения ребенка в социальный мир, формирование первоначальных представлений об окружающей жизни, о правилах человеческого общения.
Познавательные потребности ребенка четвертого года жизни можно выразить вопросами, которые он ставит перед собой и окружающими его взрослыми. На четвертом году жизни у детей возникают новые вопросы, связанные с внутренними, скрытыми характеристиками предметов – с их целевым назначением и функцией – для чего? Как?
Через скрытые характеристики дети начинают постигать серьезные связи и зависимости нашего мира, целевое назначение и функцию предмета. Параллельно с освоением мира у ребенка интенсивно формируется определенное отношение ко всему, к людям и их поступкам, к природе, к искусству.
При составлении перспективного плана для второй младшей группы, планировала занятия по приобщению детей к истокам русской и осетинской культуры. Большая работа планировалась по ознакомлению детей с народным фольклором : потешки, загадки, сказки, попевки. Во второй младшей группе состоялось первое знакомство с творчеством великого Коста Хетагурова (стихотворения «Петушок» и «Киска»)Целенаправленно рассматривали иллюстрации альбомов «Животные Осетии» и «Природа Осетии». На музыкальных занятиях слушали осетинскую народную музыку и русскую народную музыку.
К пяти годам происходит «интеллектуализация» чувств. Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождаются общественная направленность личности. Все эти объективные данные позволили исследователям считать, что средний возраст является наиболее благоприятным для начала патриотического воспитания. Дети 4-5 лет очень любопытны, задают много вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, с окружающим миром. Внимание детей от этого становится более устойчивым, речь более развита. На специфику детей среднего возраста, его психическое развитие, его деятельность и на образное видение мира особый отпечаток накладывают культура, традиции и природные особенности родного края, то есть ближайшее окружение – та социальная и природная среда, в которой он развивается.
Чтобы более эффективно выполнять поставленные задачи, в средней группе я провела ряд тематических занятий. На занятиях по изодеятельности дети лепили предметы национальной посуды, рисовали орнамент осетинский и русский, рассматривали национальные костюмы. Вне занятия, я читала детям народные сказки, былины, потешки; знакомила с праздниками и обрядами, народным декоративно – прикладным искусством. Старалась сформировать у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учила детей любить и ценить народную мудрость.
Без исторических сведений невозможно пробудить интерес к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В средней группе дети уже могут понять и должны знать историю своей страны, а именно о подвигах,совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне, о подвигах героев – земляков, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине.
У детей старшего возраста развивается способность к аналитико- синтетической деятельности. Дети 6-ти лет не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть. В данном возрасте задачи по патриотическому воспитанию решаются в процессе всех видов деятельности детей: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов. Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах страны, об укладе жизни коренных жителей Осетии, я организовывала экскурсии в городской краеведческий музей.
Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. На развитие личности ребенка благотворно влияет общение с детьми разных национальностей, что формирует дружеские чувства, доброжелательное отношение друг к другу.
Важное место в патриотическом воспитании отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Отечественной войны. Эти произведения огромной силы, пробуждают у детей чувство гордости за свой народ, воспитывают мужество и стойкость. Подбор соответствующего репертуара воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю своей страны.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем, является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко я использовала в своей практике при работе и с детьми, и их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана, а также местные традиционные праздники и обряды. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Маленький ребенок – дошкольник еще не разбирается в политических и социально – экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе ее государственными символами.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Моханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России.
3. Бобылева Л. А., Султанова А. В. Мой край – моя святыня.