Папки-передвижки

НОД по дифференциации звуков К-Г

Светлана Абрамова
НОД по дифференциации звуков К-Г
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [К-Г] в слогах, словах, предложениях.

Задачи: коррекционно-развивающие: формировать дифференцированное произношение звуков [К-Г]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, зрительное восприятие; развивать дыхание; развивать координацию речи с движениями; развивать мимические мышцы. Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Г-К] ; расширять словарный запас. Коррекционно-воспитательные: развивать умение работать в группе; воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей. Здоровьесберегающие: подбирать материал с учетом утомляемости детей.

Публикация «НОД по дифференциации звуков К-Г» размещена в разделах

Оборудование: куклы Катя и Галя, предметные картинки, в названии, которых присутствуют звуки [Г], [К], зеркала, дидактическое пособие к игре «Пирамида», чашка, смайлики.

Ход занятия:

1. Игра с мячом «Добавь слово».

Логопед называет два слова по определенной теме, дети добавляют третье: груша, яблоко…. ;береза, осина…. ;брюки, платье…;поезд, трактор….

2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания. Развитие общей моторики: упражнение «Кошка».

Осторожно словно кошка,

Поиграю я немножко:

Я легко со стула спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочка,

Полакаю язычком. (Выполнение действий по тексту)

Развитие физиологического дыхания. Ребята к нам в гости пришли Катя и Галя. Давайте их угостим вкусным чаем. Возьмите в руки чашечку, представьте, что в эту чашечку вам налили чай, он очень горячий. Мы попробуем чай остудить:

-вдох через нос-выдох через рот (2 раза);

-вдох через нос-выдох через нос (2 раза).

-Молодцы! Вот вы и остудили горячий чай.

Артикуляционная гимнастика (каждый ребенок выполняет упражнение перед зеркалом).

-А к чаю мы нашим гостям предложим «Вкусное варенье», «Блинчик» и «Бублик».

«Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму и остатки оближу!»

Второе упражнение «Блинчик»

Третье упражнение «Бублик»

-Молодцы!

3. Введение в тему занятия:

-Наши гости говорят вам спасибо за угощение. Катя и Галя приготовили загадки, попробуйте их отгадать.

1) Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна

Умывается она.

2) Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает.

Ответы детей: кошка, гусеница. После правильного ответа на доске появляются картинки с изображением кошки и гусеницы.

-Ребята, а теперь давайте назовем первые звуки в этих словах. Но сначала мы должны вспомнить, что такое звуки? (Звуки - это то, что мы произносим и слышим).

-Молодцы!

-Какой первый звук в слове кошка? (В слове кошка первый звук [К]).

-Какой первый звук в слове гусеница? (В слове гусеница первый звук [Г]).

-Кто догадался, какая тема занятия? (Будем учиться различать звуки [К-Г]).

-Молодцы!

-Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [К-Г].

4. Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.

-Давайте сравним эти звуки. Какие звуки [К-Г] - гласные или согласные? В словах кошка и гусеница звуки [К-Г] твердые или мягкие?

(Звуки [К-Г] согласные, твердые).

-Почему они называются согласными? (Потому, что при произношении этих звуков мы во рту встречаем преграду).

-Произнесите звук [К]. Проверим, работает ли горлышко (ладонь на горле).

Горлышко не работает. Значит, звук [К]- глухой.

-Произнесем звук [Г]. Горлышко работает. Значит, звук [Г] - звонкий.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков (опираясь на таблицу).

Звук [К] - согласный, твердый, глухой.

Звук [Г] - согласный, твердый, звонкий.

-Чем различаются звуки [К-Г]? (Звук [К]-глухой, а звук [Г]-звонкий).

5. Развитие фонематического слуха.

-А теперь мы с вами представим, что мы «Охотники».

Упражнение «Охотники»

-Я буду произносить звуки, слоги и слова со звуками [К-Г]. Девочки будут ловить (хлопают в ладоши, если услышат звук [К], мальчики, если услышат звук [Г].

Звуки :[п], [к], [т], [м], [г] и т. д.

Слоги: па, во, го, пу, ок, ул, ак, ка и т. д.

Слова: калач, дом, гости, лук, волк, молоко, тигр, кол, сено, луг, машина, гол и т. д.

6. Дифференциация звуков в словах, предложениях.

-Смотрите, сколько слов со звуками [К-Г] мы наловили. Из этих слов мы с вами составим пирамиду и подарим Кате и Гале.

-Разделимся на две команды. Одна команда составляет «пирамиду» из слов со звуком [К] для Кати, а вторая – из слов со звуком [Г] для Гали. В основании пирамиды должно быть пять квадратов (звуков, выше четыре. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Дети должны выбрать картинки с соответствующим звуком и «выстроить» пирамиду (калач и т. д.).

Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики

Раз,два, три,четыре! скользящие удары ладонями друг о друга

В нашем доме кошки жили поочередно выдвигают вперед то одну, то другую руку

Кошки с мячиком играли, соединяют пальцы рук

Кошки молоко лакали, подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком, имитируют лакание

Кошки коготки точили, легко царапают колени

Мышек сереньких ловили. хлопок ладошками.

-Наши гости говорят вам большое спасибо и просят выполнить еще одно задание.

Упражнение «Дополни предложение».

Коля забил молотком …. гвоздь.

Катя вышивает картину….иголкой.

К Гале пришли ….гости.

Собака грызет …. кости.

У Гали интересная …. игра.

7. Итог занятия и оценка деятельности детей. Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [К-Г]?

-Вы очень хорошо справились с заданиями. Что вам особенно понравилось или запомнилось? А теперь покажите Кате и Гале, какое у вас настроение после занятия. Дети показывают свое настроение, прикладывая символ грусти, радости или безразличия к смайлику. Спасибо за ваше хорошее настроение. Молодцы, ребята!

Список используемой литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. II. М., 1993.

2. Ткаченко Т. А. В первом классе- без дефектов речи. СПб., 1999.

3. Интернет ресурс: logoped.ru.

Публикации по теме:

Перспективный план кружковой работы «Говорим правильно» Подготовила учитель - логопед Макарова Е. М. МБОУ "СОШ № 2 МО "Ахтубинский район" Цель: Развитие речевого слуха, речевого внимания, речевого.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по дифференциации звуков К-Г
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 23:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по дифференциации звуков К-Г» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Абрамова (УИ 270270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД