Светлана Абрамова
НОД по дифференциации звуков К-Г
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [К-Г] в слогах, словах, предложениях.
Задачи: коррекционно-развивающие: формировать дифференцированное произношение звуков [К-Г]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, зрительное восприятие; развивать дыхание; развивать координацию речи с движениями; развивать мимические мышцы. Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Г-К] ; расширять словарный запас. Коррекционно-воспитательные: развивать умение работать в группе; воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей. Здоровьесберегающие: подбирать материал с учетом утомляемости детей.
Публикация «НОД по дифференциации звуков К-Г» размещена в разделах
Оборудование: куклы Катя и Галя, предметные картинки, в названии, которых присутствуют звуки [Г], [К], зеркала, дидактическое пособие к игре «Пирамида», чашка, смайлики.
Ход занятия:
1. Игра с мячом «Добавь слово».
Логопед называет два слова по определенной теме, дети добавляют третье: груша, яблоко…. ;береза, осина…. ;брюки, платье…;поезд, трактор….
2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания. Развитие общей моторики: упражнение «Кошка».
Осторожно словно кошка,
Поиграю я немножко:
Я легко со стула спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочка,
Полакаю язычком. (Выполнение действий по тексту)
Развитие физиологического дыхания. Ребята к нам в гости пришли Катя и Галя. Давайте их угостим вкусным чаем. Возьмите в руки чашечку, представьте, что в эту чашечку вам налили чай, он очень горячий. Мы попробуем чай остудить:
-вдох через нос-выдох через рот (2 раза);
-вдох через нос-выдох через нос (2 раза).
-Молодцы! Вот вы и остудили горячий чай.
Артикуляционная гимнастика (каждый ребенок выполняет упражнение перед зеркалом).
-А к чаю мы нашим гостям предложим «Вкусное варенье», «Блинчик» и «Бублик».
«Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу!»
Второе упражнение «Блинчик»
Третье упражнение «Бублик»
-Молодцы!
3. Введение в тему занятия:
-Наши гости говорят вам спасибо за угощение. Катя и Галя приготовили загадки, попробуйте их отгадать.
1) Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
2) Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает.
Ответы детей: кошка, гусеница. После правильного ответа на доске появляются картинки с изображением кошки и гусеницы.
-Ребята, а теперь давайте назовем первые звуки в этих словах. Но сначала мы должны вспомнить, что такое звуки? (Звуки - это то, что мы произносим и слышим).
-Молодцы!
-Какой первый звук в слове кошка? (В слове кошка первый звук [К]).
-Какой первый звук в слове гусеница? (В слове гусеница первый звук [Г]).
-Кто догадался, какая тема занятия? (Будем учиться различать звуки [К-Г]).
-Молодцы!
-Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [К-Г].
4. Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.
-Давайте сравним эти звуки. Какие звуки [К-Г] - гласные или согласные? В словах кошка и гусеница звуки [К-Г] твердые или мягкие?
(Звуки [К-Г] согласные, твердые).
-Почему они называются согласными? (Потому, что при произношении этих звуков мы во рту встречаем преграду).
-Произнесите звук [К]. Проверим, работает ли горлышко (ладонь на горле).
Горлышко не работает. Значит, звук [К]- глухой.
-Произнесем звук [Г]. Горлышко работает. Значит, звук [Г] - звонкий.
Логопед дает сравнительную характеристику звуков (опираясь на таблицу).
Звук [К] - согласный, твердый, глухой.
Звук [Г] - согласный, твердый, звонкий.
-Чем различаются звуки [К-Г]? (Звук [К]-глухой, а звук [Г]-звонкий).
5. Развитие фонематического слуха.
-А теперь мы с вами представим, что мы «Охотники».
Упражнение «Охотники»
-Я буду произносить звуки, слоги и слова со звуками [К-Г]. Девочки будут ловить (хлопают в ладоши, если услышат звук [К], мальчики, если услышат звук [Г].
Звуки :[п], [к], [т], [м], [г] и т. д.
Слоги: па, во, го, пу, ок, ул, ак, ка и т. д.
Слова: калач, дом, гости, лук, волк, молоко, тигр, кол, сено, луг, машина, гол и т. д.
6. Дифференциация звуков в словах, предложениях.
-Смотрите, сколько слов со звуками [К-Г] мы наловили. Из этих слов мы с вами составим пирамиду и подарим Кате и Гале.
-Разделимся на две команды. Одна команда составляет «пирамиду» из слов со звуком [К] для Кати, а вторая – из слов со звуком [Г] для Гали. В основании пирамиды должно быть пять квадратов (звуков, выше четыре. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Дети должны выбрать картинки с соответствующим звуком и «выстроить» пирамиду (калач и т. д.).
Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики
Раз,два, три,четыре! скользящие удары ладонями друг о друга
В нашем доме кошки жили поочередно выдвигают вперед то одну, то другую руку
Кошки с мячиком играли, соединяют пальцы рук
Кошки молоко лакали, подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком, имитируют лакание
Кошки коготки точили, легко царапают колени
Мышек сереньких ловили. хлопок ладошками.
-Наши гости говорят вам большое спасибо и просят выполнить еще одно задание.
Упражнение «Дополни предложение».
Коля забил молотком …. гвоздь.
Катя вышивает картину….иголкой.
К Гале пришли ….гости.
Собака грызет …. кости.
У Гали интересная …. игра.
7. Итог занятия и оценка деятельности детей. Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [К-Г]?
-Вы очень хорошо справились с заданиями. Что вам особенно понравилось или запомнилось? А теперь покажите Кате и Гале, какое у вас настроение после занятия. Дети показывают свое настроение, прикладывая символ грусти, радости или безразличия к смайлику. Спасибо за ваше хорошее настроение. Молодцы, ребята!
Список используемой литературы
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. II. М., 1993.
2. Ткаченко Т. А. В первом классе- без дефектов речи. СПб., 1999.
3. Интернет ресурс: logoped.ru.