МаринаТкаченко
НОД для среднего дошкольного возраста по развитию речи, познавательному развитию и ИЗО «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
- уточнять, расширять и закреплять знания детей об осенних изменениях в природе; учить самостоятельно находить их;
- учить детей называть приметы осени;
- учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через лепку.
Развивающие :
- развивать познавательную активность детей;
- развивать мышление, умение рассуждать;
- развивать речь детей;
- учить отвечать на вопросы простым предложением.
Воспитательные:
• воспитывать у детей любознательность;
Публикация «НОД для среднего дошкольного возраста по развитию речи, познавательному развитию и ИЗО „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• учить детей внимательно слушать воспитателя и слышать педагога при выполнении задания;
• воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Оборудование: листья деревьев, разной формы; букет из листьев; разноцветные разрезные изображения листьев; деревья, кусты; мяч; картинки времен года; фонограмма «Звуки леса»; картинки с пейзажем осени; пластилин, скорлупа ореха, каштаны, дощечки, салфетки; корзинка с гостинцами.
Предварительная работа:
- наблюдение за сезонными изменениями;
- отгадывание загадок;
- наблюдение за изменениями погоды;
- рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы.
Водная часть.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
(Звучит спокойная музыка. Собрались все дети в круг.)
- Ребята, я смотрю, у вас хорошее настроение. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. А теперь улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся.
Основная часть.
- Я предлагаю вам отгадать мою загадку. Её отгадка и есть то место, куда мы с вами отправимся.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес.)
- Вы готовы отправиться в путь? (да)
- Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились. И в лесу мы очутились».
(Дети кружатся, подходят к ковру, на котором расположен лес - осенние деревья и кусты, опавшие листья.)
(Звучит спокойная музыка.)
- Вот мы попали в осенний лес.
Осенний лес – какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
(Выходит Лесовик.)
Лесовик:
-Что за шорох, что за шум в моем лесу?
- А вы кто?
Воспитатель:
-Мы ребята из группы «Ромашка».
Лесовик:
- А я Лесовик. Этот лес я сторожу. За порядком я слежу.
Воспитатель:
- Здравствуй Лесовик!
Лесовик:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- А что ты такой грустный, невеселый?
Лесовик:
- Ребята, со мной случилась беда! Стар я, стал. Забыл я, какое сейчас время года и чем сегодня хотел заняться в лесу. Помогите, пожалуйста, вспомнить.
Воспитатель:
- Поможем Лесовику? (ответ детей)
Воспитатель:
(Дети подходят к фланелеграфу, на котором расположены картинки времен года, но не хватает картинки осени.)
- Ребята, а какие времена года вы знаете? (дети отвечают)
- Все ли времена года у нас на картинках? (дети отвечают)
- Какого времени года нет на картинках? (дети отвечают)
- А какое же время года сейчас? (дети отвечают)
- А как вы определили, что сейчас осень? (дети рассказывают о признаках осени)
Воспитатель:
«Осень»
Если на деревьях,
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льется.
Это время года … (осенью) зовется.
М. Ходяковой
- Несмотря на то, что осень окрашивает все вокруг в яркие краски, она может быть и хмурой, пасмурной, дождливой.
Лесовик:
- Спасибо, что дали мне возможность наблюдать это прекрасное время года - осень.
- Посмотрите, ребята, как много в лесу опавших листьев. А почему происходит это явление?
- Почему деревья сбрасывают осенью листву? (ответы детей)
- Верно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и в ветвях крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Лесовик:
- Ребята, а вы знаете, какой листик с какого дерева? (ответы детей)
-Ветер напроказничал, и все листики перепутались. Помогите мне определить, какой листик, с какого дерева.
Дидактическая игра «Собери пазл – лист».
(Дети по 5 человек подходят и собирают у стола пазл – лист и рассказывают, какой лист, с какого дерева.)
Лесовик:
- Молодцы, помогли старику – Лесовику.
Воспитатель:
- Лесовик, мы хотим, подарить тебе осенний букет из листьев, который ребята собрали на прогулке.
Лесовик:
- Спасибо ребята.
- Давайте поиграем с вами в игру «Признаки осени».
Дидактическая игра «Признаки осени» (с мячом).
• Листья желтеют;
• опадают с деревьев – листопад;
• небо все чаще серое, тучи;
• туман;
• всё чаще идут дожди;
• может выпасть первый снежок;
• лужи покрываются тоненьким льдом;
• трава желтеет, поникает;
• насекомые прячутся под коряги;
• животные делают запасы, прячутся в норки, некоторые впадают в спячку;
• птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
- А давайте, мы с вами, составим осенний пейзаж и покажем нашему гостю, какая бывает осень. Я буду читать стихи, а вы прикрепите соответствующие картинки на доску.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
- Какую картинку можно подобрать? (ответы детей)
Вот шагает осень по лесной дорожке,
Нарядилась осень в желтые серёжки.
Все вокруг красиво, в нашем детском саде,
Хороша ты, осень, в золотом наряде!
- Ребята, подходит по описанию этот пейзаж? (дети отвечают)
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
- Подберите к этому описанию картинку. (дети подбирают)
Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад.
C севера на юг Земли
Потянулись журавли.
- Ребята, посмотрите, какой красивый пейзаж вы составили. Как красиво вокруг.
- Ходит волшебница-осень полями, лесами и лугами, разукрашивая наряды деревьев в яркие цвета. Шуршит опавшими листьями, сыплет золотые листочки на землю.
Лесовик:
- Мне тоже понравилось. Такие картины пейзажей есть и в моём лесу.
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и представим, что мы листочки.
(Дети проходят на ковер и выполняют физминутку.)
Физминутка «Мы – листочки» (под музыку).
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели.
Воспитатель:
(Дети присели на стульчики у столов.)
- А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру на внимание.
Проводится словесная игра «Да или нет»
Осенью цветы сажают? Нет.
Осенью растут грибы? Да.
Тучки солнце закрывают? Да
Колючий ветер прилетает? Да.
Ну, а птицы гнезда вьют? Нет.
Звери норки закрывают? Да.
Урожай все собирают? Да.
Часто-часто льют дожди? Да.
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям, загорать? Нет.
Ну, а что нам нужно делать?
Куртки, шапки надевать.
- Молодцы. Вы верно ответили на вопросы игры.
- Вот какая бывает разная осень. Осень очаровывает своей красотой. Лес в это время года бывает очень красив, словно терем расписан яркими красками.
- Наверное, именно поэтому хочется вспомнить еще раз нарядную, яркую, пышную осень. Когда вся природа празднично встречает ее, стараясь украсить себя, порадовать нас, чтобы мы помнили о ней в холодные зимние дни.
Заключительная часть.
Лесовик:
- Ребята в моем лесу много грибов. Да беда в том, что я не успел сделать запасы грибов на зиму. Помогите мне заготовить грибы.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Эта птица – соловей, (загибать по одному пальчику на обеих руках)
Эта птица – воробей,
Эта птица – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан, (машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички по домам. (машут обеими руками, как крыльями)
Воспитатель:
- Грибы мы будем делать необычные, а из природного материала и пластилина. А из чего состоит гриб?
Дети:
- Из шляпки и ножки.
Воспитатель:
- Посмотрите на свои столы, и скажите из чего можно сделать шляпку гриба? (дети отвечают)
(Дети лепят грибы и дарят Лесовику.)
Лесовик:
- Спасибо ребята, что помогли заготовить грибы. Молодцы! Спасибо за помощь.
- Я спешу, у меня много работы в лесу. Но у меня для вас есть гостинец. (Показывает корзину с яблоками.)
- До свидания ребята!
(Лесовик и дети прощаются.)
Воспитатель:
- Ребята, давайте угостим наших гостей гостинцами Лесовика.
(Дети угощают гостей.)
- Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова: «Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились».
Воспитатель:
- Где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)
- Что мы делали в лесу? (ответы детей)
- О каком времени года говорили? (ответы детей)
- Какие приметы осени ты знаешь? (ответы детей)
- Что понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, вы все сегодня молодцы! Помогли Лесовику вспомнить какое время года, признаки наступления осени, собрали урожай грибов на зиму.