Светлана Бушмакина
НОД «Доходы и расходы семьи». Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Доходы и расходы семьи»
Образовательная область: Познание
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Аннотация:
Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически гра-мотном человеке. В детских дошкольных учреждениях проблема ознакомления дошкольников с деньгами достаточно не разработана, хотя в этом есть необходи-мость. Сейчас дети легко и осмысленно оперируют в быту и в общении со сверст-никами, взрослыми такими экономическими понятиями, как «деньги», «кризис», «кредит», «инфляция», «аренда» и другими. Это свидетельствует о том, что у де-тей есть зачатки экономического мышления, которые нужно развивать. Одновре-менно это показывает и определенный тип ориентировки детей в окружающей действительности, который нельзя игнорировать при проектировании системы учебно-воспитательной работы.
Публикация «НОД „Доходы и расходы семьи“, Работа с детьми дошкольного возраста по экономическому воспитанию,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Введение
Цель:
- формировать у детей умение правильно и грамотно рассчитывать доходы и рас-ходы семьи;
Задачи:
- раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависи-мость между доходом и расходом семьи;
- развивать зачатки экономического мышления, умение анализировать и сравни-вать, делать выводы.
- воспитывать экономность, рациональное использование денег.
Материал:
Разноцветный клубок, конверты со словами разного цвета, большой мешочек для денег и маленькие мешочки для денег по количеству детей, монеты, рисунки-схемы семейного дохода, выполненные детьми совместно с родителями; карточки со словами для оформления доски, обложка для словарика.
Предварительная работа :
Совместная деятельность родителей и детей с целью выяснения направлений доходов каждой семьи (создание рисунка доход семьи).
Основная часть:
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и сек-реты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?
Д: Да!
- Посмотрите, куда это мы попали! Какое необычное место! На потолке висят разноцветные конверы. Что же в них?
Д: (выслушиваем всевозможные ответы).
1. Работа над словом : «Доход».
С чего же тут начать? А поможет нам в этом разноцветный клубок! Мы будем отматывать разноцветные нитки и узнаем, какой конверт нужно взять. Будем от-матывать нитку все по очереди! Итак, какой нужно первый конверт взять опреде-лит у нас Настя!
(Даем клубок девочке, и она отматывает первую нитку и срывает конверт со словом).
- Настя, прочитай, пожалуйста, что там написано.
- Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким (доход).
- Что такое доход?
- Доход может быть в каждой семье?
- Откуда получается доход вашей семьи?
- Вы с мамами и папами дома нарисовали рисунок-схему доходов вашей се-мьи. Давайте мы с вами посмотрим, что у вас получилось.
(заслушиваем 2-3 детей)
- Ребята, а доходы в каждой семье одинаковые или нет?
- От чего это зависит?
Д: - От количества членов семьи, от возраста членов семьи, от профессии.
- Правильно. Итак, что такое доход?
(ответы 2-3 детей)
- Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в ре-зультате какой-либо деятельности.
- Молодцы! Вот мы с вами познакомились с первым словом – доход! И чтобы нам его запомнить повесим карточку на доску:
Загадка:
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким (доход).
Вопрос:
Что такое доход?
Ответ:
Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в резуль-тате какой-либо деятельности.
2. Работа над словом : «Заработная плата»
- Ну что ж нам сегодня хочется много новенького узнать, поэтому попробуем достать следующий конверт. Берем клубк и отматываем ниточку!
- Антон, прочитай, пожалуйста, что там написано!
- И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
Мозговой штурм:
- Где работают ваши родители, чтобы получать заработную плату?
(Дети перечисляют те предприятия, на которых работают родители).
- По какой профессии они работают?
(Дети перечисляют профессии своих родителей).
- А сейчас мы поиграем в игру: «Что делает?»
- Я буду называть вам профессию, а вы будете называть, что человек делает.
Повар – варит кашу;
Токарь – изготавливает детали;
Врач – лечит людей;
Учитель – учит детей;
Водитель – водит машину;
Продавец – продает продукты и товары;
- А теперь вы назовите, какие профессии вы еще знаете, а я буду говорить, что они делают!
(выслушиваем детей, в сложных ситуациях помогаем).
- Молодцы! Итак, какое слово мы узнали?
Д: - Заработная плата!
- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.
Прикрепляем карточку на доску:
Загадка:
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
Вопрос:
Что такое заработная плата?
Ответ:
- Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это один из основных направлений дохода.
3. Работа над словом : «Расход»
(Отматываем ниточку, берем конверт).
- Катя, прочитай, пожалуйста, что там написано!
- Люди ходят на базар,
Покупают там товар
Тратим деньги мы весь год
Называется (расход).
- Я сейчас вам раздам кошелечки с монетами – это то, что вы заработали! И сей-час мы посмотрим, куда можно потратить эти деньги! При просмотре презента-ции вы должны будете эти денежки выкладывать на стол в большой мешочек, ес-ли вы считаете нужным!
(Включаю презентацию, дети в зависимости от статьи семейного расхода выкла-дывают свои монетки, кто, сколько считает нужным и в конце презентации мы определим, кто самый экономичный и может распределить деньги так, чтобы их хватило до следующей зарплаты).
- А сейчас посмотрите в свои мешочки. Сколько денег осталось у вас?
- Есть такие дети, у кого денег совсем не осталось?
- У кого остались денежки, те, значит, могут ценить их и могут рассчитать все так, чтобы хватило на месяц, до следующей заработной платы.
- Итак, с каким мы словом познакомились?
Дети: - Расход!
- Что это такое?
Вывешиваем табличку на доску:
Загадка:
Люди ходят на базар,
Покупают там товар
Тратим деньги мы весь год
Называется (расход).
Вопрос:
Что такое расход?
Ответ:
Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
4. Работа над остальными словами:
Ребята по очереди отматывают ниточку, каждый для себя берет конверт и отгады-вает загадки о новом слове. На данное слово ребенок рисует рисунок, а остальные дети отгадывают, что это было за слово. Оставшиеся конверты должны быть по количеству детей, чтобы каждый мог взять слово рисовать:
1. Мала, кругла, покатна, как убежит, не догонишь. (Монета)
2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)
3. На товаре быть должна
Обязательна. (Цена).
4. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. ОТВЕТ: Копилка.
5. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
ОТВЕТ: Банкомат.
6. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь.
Ответ: Товар.
- Посмотрите сколько слов мы сегодня с вами узнали! Давайте, соберем все новые слова и получится у нас целый словарик слов, с которыми мы с вами по-знакомились! Положим наш словарик в уголок ознакомления с окружающим ми-ром и мы в любое время можем им воспользоваться!
(Сшиваем слова между собой, обложку, можно заготовить заранее).
Заключение:
Данная работа апробирована, предполагает знание основных экономических понятий : «расход», «доход», «заработная плата», «деньги», «копилка», «монета» и др. А так же умение детей правильно и рационально расходовать карманные деньги.
Список литературы:
1. Л. А. Голуб
Экономическое воспитание дошкольников – инновационная программа предшкольного образования//Детский сад от А до Я. – 2005. - №5 – С. 149
2. Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень ма-леньким детям об экономике/ сост. Т. М. Евменова, О. И. Меньшикова. – М. : Просвящение, 1993. – 96с.
3. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч -1999-№1- С. 24
4. Л. М. Кларина
Экономика и экология для малышей. – М., 1994 – 289с.
5. Е. А. Курак
Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа, перспек-тивное планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80с.
6. Г. Лунева
Играем в экономику// Дошкольное воспитание. – 2001 - №3. – С. 51
М. : Педагогика, 1992. – 160с.
7. Л. Н. Образцова
Ребенок на хозрасчете: маленькие подсказки для родителей. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006. – 59с.
8. С. С. Офицерова
Как воспитать предприимчивого ребенка// Управление дошкольным образо-вательным учреждением. – 2007 -№2 – С. 113
9. В. М. Романов
О том, как Митрофан делал первые шаги в коммерции, или ее величество Экономика. – М., 1993 – 32с.
10. Л. Семынина, Н. Дуева
Экономика во благо // Обруч – 2005 - №1 – С. 15
11. А. А. Смоленцева
Введение в мир экономики или как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002. – 176с.
12. Л. И. Фесюкова, А. Н. Гехт
Хочу быть предприимчивым: рабочая тетрадь для детей старшего дошколь-ного и младшего школьного возраста. – М. : Линка – Пресс, 2004. – 32с.
13А. Д. Шатова
Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256с.
14. А. Д. Шатова
Деньги. – М. : Издательство «Ювента», 2003 – 16с.
15. А. Д. Шатова
Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?// Дошкольное воспитание – 1989. - №1, 1994 - №8
16. А. Д. Шатова
Дошкольник и … экономика// Обруч – 1999 - №1 – С. 5
Приложение:
1. Презентация «Семейный расход»