Лучший педагог года

НОД «Хвойный лес». Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет

Голубева Наталья
НОД «Хвойный лес». Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет

Тема: Хвойный лес

Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе получения и обобщения знаний о хвойных деревьях.

Обучающие задачи:

*Расширять знания и представления детей о хвойных деревьях. Познакомить с внешним видом деревьев, корой, разновидностями

шишек

Развивающие задачи:

*Развивать восприятие знакомого объекта, как целое, в условиях фрагментарного предъявления;

*Развивать способность понимать существенные признаки объекта;

Публикация «НОД „Хвойный лес“, Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет» размещена в разделах

*Оперировать информацией с помощью фотознаков;

Воспитательные задачи:

*Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной

задачи;

Материальное обеспечение:

1. Ветки хвойных деревьев – сосна (3 шт, пихта (4 шт, ель (3 шт, кедр (3 шт)

2. Шишки сосны по количеству детей

3. Шишки ели по количеству детей

4. Кедровые орешки в ведерке

5. Мультимедийная установка

6. Нетбук

7. Презентация «Хвойный лес»

8. Музыкальное сопровождение – голоса птиц

9. Фотографии деревьев 10* 15: сосна – 1шт., кедр – 1 шт., ель – 1 шт., пихта – 1 шт.

10. Фотографии составляющих хвойного дерева 5*7 : Ель – кора, ветка, шишка, ветка с шишками; сосна – кора, ветка, ветка с шишками, шишки; пихта – кора, ветка, ветка с шишками, шишки; кедр – ветка, кедровые орешки.

11. Скатерть – 1 шт.

12. Игрушка «Белка» - 1 шт.

13. Корзинка для шишек – 1 шт.

14. Плоскогубцы -1 шт.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми от 4-х лет до 5-ти лет, группа № 6

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1. Сбор детей через вопросы Кто из вас в праздники гулял в лесу? Что видели?

Я тоже была в лесу, но только в необычном. Представляете, на деревьях нет листвы, а только иголки. Вы догадались, что это за иголки?

На деревьях хвоя, значит эти деревья какие?

Значит, я гуляла, по какому лесу? (слайд)

Кто знает, какие деревья растут в хвойном лесу?

предположение детей…. (хвоя)

образовывают прилагательное: хвойные

ответ: хвойный лес

ответ из личного опыта: сосна, елка, пихта, кедр

2. Основной этап познания через исследование и экспериментальную деятельность

Я могу вас познакомить с этими деревьями, и я принесла вам веточки с этих деревьев. ОЙ! Забыла, какая веточка с какого дерева, помогите разобраться, давайте рассмотрим? (разложить на большом столе)

Активизация деятельности, ее последовательности и обсуждения детей

- Какого цвета? Размер иголок? Потрогайте их, погладьте.

- Найдите, если есть, похожие веточки и разложите их по столам

- Вы, наверное, уже догадались какие ветки с какого дерева?

Наводящие вопросы:

- Вот эти с шишками с? (слайд) СОСНА

- А это дерево приходит к нам в Новый год…. (слайд) ЕЛЬ

Элемент новизны

- Вот это хвойное дерево называется пихта (слайд) и вот его ветки ПИХТА

Сравнительное обобщение

- Все ветки похожи между собой, чем?

Элемент новизны

- Еще я видела такое чудо-дерево, оно такое пушистое (слайд) (внести большую ветку кедра, потрогайте хвою, прикоснитесь щечкой, измерьте пальчиками длину иголки, называется дерево – кедр (слайд) КЕДР

Эмоциональное погружение в деятельность

- Шишек на хвойных деревьях много и они падают на землю (слайд)

- Я их собрала, сейчас покажу (внести корзину с шишками, все перепуталось,

надеюсь, поможете мне, давайте все высыплем на скатерть, садитесь вокруг.

- С какого дерева шишки у …., возьмите такую же шишку. (сосна)

Элемент новизны, творческие высказывания

- Смотрите, какая шишка у Данила. На что она похожа, с какого она дерева?

- А вот шишек от пихты я не нашла и на дереве их не было. Куда они делись?

- Они созревают осенью, лопаются и на землю падают не шишки, а сразу

семена

- Шишки у пихты похожи на шишки ели, чуть крупнее. А вот цвет у них

особенный (слайд) могут быть голубые, зеленые, серые.

- А вот шишки ели (слайд, в чем разница? (растут вверх, цвет, размер)

Педагог предоставляет возможность найти свой вариант ответа каждому ребенку (закрыть диапроектор полотенцем)

- Ко всем веткам подобрали шишки? Какая шишка у кедра?

- Где узнать, у кого спросить?

- Что еще хотите узнать про хвойные деревья? (воспитатель отвечает)

Если нет возможности ответить ребенку на вопрос, то предложить завтра продолжить знакомство с хвойным лесом

- А вот интересно, почему дерево не мерзнет зимой

Элемент новизны

Предложить детям разделиться на 3 подгруппы и подойти к столам с корой

- Давайте я вам расскажу один секрет, почему не мерзнут деревья зимой:

от холода их защищает кора, она живая, дышит как наша кожа, у каждого

дерева кора своя, не похожа на другую. Вот кора сосны: слоистая,

коричневая (слайд) найдите на столе такую же и отнесите на стол, где ветка

сосны.

Это кора пихты: зелено-серая, более гладкая, но есть небольшие пупырышки

(слайд, есть у вас такая на столе, отнесите на стол, где пихта.

А эта кора елки, она похожа, на какую кору? (слайд) Погладьте (сосны, но

чешуйки мельче и мягче, на какой стол ее надо отнести

Если дети заметят, что нет коры кедра, то обратить внимание и подсказать где можно эту информацию получить

дети стоят вокруг большого стола и обследуют: зрительная оценка: зеленые, короткие, длинные, тонкие, толстые, пышные веточки, есть шишки на некоторых

осязание: мягкие, жесткие, колкие, твердые

дети группируют ветки по внешнему виду

предположения детей: сосна (узнали по шишкам,

ель, пихта

рассматривают изображения деревьев

мнение детей (имеют иголки зеленого цвета и шишки)

предположения детей…. (шишки)

трогают руками, прикасаются щекой, измеряют длину иголки пальчиками, ладошкой внимание на слайд

дети садятся вокруг скатерти

берут каждый раз по одной шишке, определяют с какого дерева и относят на соответствующий стол с веткой

мнение детей

слушают рассказ воспитателя

предположение детей

высказывание детей (в книге, кино, спросить у мамы)

мнение детей

вопросы детей

просматривают слайды с изображением коры, находят аналогичную на столе и соотносят к соответствующему дереву

сравнивают 2 вида коры, обследуют рукой

3. Мозговой шторм

- Как хочется снова побывать в весеннем лесу. На счет три мы окажемся в

хвойном лесу (слайд). Дышится легко, вздохните полной грудью

- Скажите, а деревья пахнут? Как узнать? (нюхают ветки, трут в руках хвою)

- Чем полезны хвойные деревья? Откуда ты это знаешь? Можно пожевать

хвою пихты и не будет болеть горло, что чувствуете? (масло, баня (слайд,

горло, растворы, нарядить в новый год (слайд).)

- А можно кушать деревья? А что можно? Кто лакомится семенами из

шишек?

- Вот пестики у сосны, которые появляются весной (слайд). Их можно кушать

или запаривать кипятком и пить от кашля

- (слайд) Смотрите, а вот белка прыгнула с ветки на ветку дети закрывают глаза, считают до 3-х, открывают глаза, выполняют глубокий вдох

предположения детей, нюхают, определяют, что пихта пахнет сильнее – трут иголки в руках

ответы из личного опыта

жуют хвою (ветка обработана кипятком)

ответы: птицы и белка

ищут глазами на слайде

4. Сюрпризный момент Входит белка, с ведерком кедровых орех, воспитатель ведет диалог от лица белки с детьми

Белка: Здравствуйте, обо мне беседу ведете. Я действительно люблю семена из шишек, но кое-чем могу и вас угостить

Вос-ль: Но ведь люди не едят шишки и семена из шишек (удивленно)

Белка: А эти орешки можно и людям кушать вы их полюбите

Вос-ль: Спасибо за угощение, в детском саду попробуем. Белочка, ты не переживай, все веточки, кору и шишки я нашла на земле, деревья не порnила, я не нарушала красоту хвойного леса

испытывают удивление и эмоциональный подъем

дети отрицают

дети заглядывают в ведерко и угадывают название

4. Создание познавательных карт-схем Педагог-партнер

- В хвойном лесу так красиво, можно сфотографировать?

Воспитатель подзадоривает детей «А вот сосна, а там пихта….»

- Вот сколько получилось замечательных фотографий, а давайте из них

составим карты дерева и познакомим с хвойными деревьями детей других

групп. Возьмите любую фотографию, рассмотрите ее внимательно, к какому

дереву может это относится, найдите свое дерево и наклейте рядом фото

Если ребенок справляется с заданием, педагог выступает в роли наблюдателя. Если возникают сложности, то педагог – помощник.

Белка: Как называется ваше дерево? А ваше? Ой! А здесь чего-то не хватает.

Вос-ль: Как узнать, как выглядит шишка кедра и ее кора? М потом дополним эту карту

Белка: Меня ждут в лесу бельчата, поскачу, буду рада вас увидеть летом в лесу, до встречи

Вос-ль: Ну а мы возвращаемся в детский сад, закройте глаза, 1,2,3 –вот и в группе (выключить диапроектор)

дети имитируют фотосессию

дети выбирают фото, находят соответствующее дерево и наклеивают свою фотографию

ответы детей, замечают, что шишек кедра нет

называют поисковый источник

прощаются с белкой

закрывают глаза, считают до 3-х

5. Лесная столовая - Давайте полакомимся орешками, но сначала вымоем руки дети моют руки и усаживаются за стол и с помощью воспитателя (использует плоскогубцы) пробуют орешки

Последующая работа:

1. Познакомить родителей с внедрением новых технологий в образовательный процесс через фоторепортаж с непосредственно образовательной деятельности и результат ее (познавательные карты)

2. Обратиться с просьбой помочь ребенку завершить создание познавательных карт о хвойных деревьях

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ПРЕДОСТАВЛЯЕМ, ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ, КАК В НАШЕЙ ГРУППЕ ПРОИСХОДИТ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Данная технология называется – ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Просим принять участие в завершении познавательных карт о хвойных деревьях :

1. Найдите и покажите ребенку кору кедра и кедровые шишки ( через источники: книги, фотографии, интернет, настольные игры)

2. Принесите в детский сад информацию о коре кедра и кедровых шишках ( на носителях: фото, носителях USB, зарисовки)

3. Познакомьте ребенка с хвойным деревом – лиственница, как она выглядит, найдите совместно с ребенком сходства с другими хвойными деревьями (наличие хвои, шишек, запах, расположение веток, как у ели) и отличие (форма шишек, сброс хвои)

4. Расскажите ребенку о пользе хвойных деревьев

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Путешествие в королевство Природы» Тема: «Путешествие в королевство Природы» Возрастная группа: 6-7 лет Форма совместной деятельности: непосредственная образовательная деятельность.

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (Лепка. Коллективная работа) Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (Лепка. Коллективная работа) Тема: «Уголок природы. Аквариумные рыбки. комнатные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Хвойный лес». Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет
Опубликовано: 23 мая 2015 в 20:21
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД