МААМ-картинки

«Иркутское казачество». Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Мария Тумашева
«Иркутское казачество». Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Н. О. Д.

- «ИРКУТСКОЕ КАЗАЧЕСТВО»

Цель: Формировать у детей нравственно-этические нормы, воспитывать социально одобряемые стереотипы поведения. Способствовать развитию познавательных процессов, как речь, творческое мышление и воображение дошкольников. Во время занятия важно создать доброжелательную атмосферу. Учить детей слушать и принимать точки зрения, не совпадающие с их собственными. Воспитывать любовь к Родине, к своей семье, малой родине. Использование ИКТ.

Публикация «„Иркутское казачество“, Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предварительная работа: Чтение произведений: Михаил Ошанин «Сказание о земле Сибирской», предание от русских старожилов «Как русские узнали о Сибири», Ирина Каширцева «Как появился Иркутский острог». Знакомство с пословицами о казаках и родине, с песнями «У моей России», «Иркутская история», «Для чего». Обогащение словаря с объяснением старорусских слов.

Ход деятельности:

Дети входят в группу, встают полукругом – лицом к телевизору – хором говорим пословицу: «Всякому мила своя сторона», включаем песню «Иркутская история», одновременно под песню показ исторических мест нашего города, дети подпевают припев:

-Знаю я, вся жизнь моя – Иркутская история,

Исток величественных рек, таежной просеки разбег.

Знаю я, вся жизнь моя – Иркутская история,

Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь.

Знаю я, вся жизнь моя – Иркутская история,

Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь.

-Вы узнали места, изображенные на этих фотографиях? (свободные ответы)

-О каком городе звучала песня? (об Иркутске)

-Так какой же город мы можем назвать своей малой родиной? (свободные ответы)

-Частью какой страны является наш город Иркутск? (России)

-Максим, расскажи свое стихотворение:

Люблю Россию с давних лет,

Ведь это Родина моя!

Здесь ничего чужого нет,

Здесь моя русская земля!

Леса, поля, луга и горы,

Родные реки и озера –

Встречают тут меня всегда.

Ведь это Родина моя.

-Мы знаем с вами песню «У моей России», давайте ее споем…

/под звукозапись мелодии – музыка Струве – дети исполняют песню/

1. У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев: Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

2. Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

\ припев\

3. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

\припев\

-Скажите, всегда ли Сибирь, где и находится наш родной город, была русской государевой землей? (свободные ответы)

-В давние-давние времена за Уральскими горами земля эта какой считалась? (необитаемой, непригодной для людей, без дорог, с дремучими лесами, населенная дикими зверями, странными существами)

-Какие же храбрые люди стали пробираться за Урал-камень? (русские казаки)

-Кто был предводителем казаков? (казак Ермак Тимофеевич)-показ иллюстрации

-На чем приплыли казаки? (на стругах)

-Что такое острог? (крепость, где можно жить и обороняться от врагов)

-Что же такое «острожина»? (плотный ряд высоких, вкопанных в землю, а сверху заостренных столбов)

-Найдите на рисунках изображение Иркутского острога, (дети показывают)

-Почему город по реке Иркут назвали Иркутском, ведь Ангара и больше, и красивее? (Острогам давали название тех мест, где острожные казаки собирали ясак (дань) с коренных жителей, т. е. с тех людей, которые жили по долине Иркута – скот пасли, охотились на диких зверей)

-Ксюша, расскажи свое стихотворение:

-«сияют храмы там и тут, впадает в Ангару Иркут…

На месте древнего острога потомки казаков живут»

-Почему же казаки были такие сильные и бесстрашные? (потому что когда легко человек живет – он слабеет, а когда с детства живет в трудах, трудности преодолевает, он закаляется. (Тренируются у него душа и тело)

-Давайте рассмотрим, как выглядели те, сильные и бесстрашные казаки (показ иллюстраций казаков – в старинной и современной одежде

…выезжают всадники в цветных кафтанах, шапки искрятся соболиным околышем, с боку – сабля… Левая рука небрежно, но цепко держит конскую узду, а шенкеля направляют коня вперед…В этой небрежной, с куражом посадке местные тунгусы да братские с ужасом видели «лоча» - казаков Белого царя)

-Какое оружие было у казаков?

-Есть ли в Иркутске памятник основателю Иркутского острога, покажите…

-Давайте вспомним пословицы о казаках. Я начну, а вы - заканчивайте:

«Оскорбление одного казака есть (оскорбление всех)

«Без атамана казак (сирота)

«Бог не без милости, (казак не без счастья)

«Казак и в беде (не плачет)

«Казаков мало (не бывает)

«Казак из пригоршни напьется, (на ладони пообедает)

«Казак сам голодает, (а лошадь сыта)

«Терпи, казак, (атаманом будешь)

«Тот не казак, (кто боится собак)

«Не всем казакам в (атаманах быть)

«Казак молчит, (но все знает)

«Береженого Бог бережет, казака сабля)

«Без коня казак (кругом сирота)

-Женя и Соня знают стихи о казаках (чтение стихов)

«Иркутское казачество» Владимир Скиф.

На Русской карте значится и длится испокон

Иркутское казачество – державный легион.

От Якова Похабова, от вольниц Ермака

Ценило войско – храброго, простого казака.

Сибирское казачество по всей земле незря

Ходило в бой и начисто рубилось за Царя.

Его богатство множило, несло Его печать,

С благоволенья Божьего растило казачат…

Вся жизнь переиначится, уйдут и тьма, и гнет,

Иркутское казачество штандарты развернет.

От многих ран излечится, и шашками горя,

Восстанет за Отечество и Веру, и Царя!

-Как вы думаете, ребята, почему говорят, что «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, К своему дому»? (свободные ответы)

-Вика, прочитай свое стихотворение:

«Мой добрый дом»

Уютно в доме и тепло, в нем много радости и шума,

Он не умеет быть угрюмым – мне с нашим домом повезло.

По воскресеньям на площадках туда-сюда жильцы снуют,

Одни выходят на зарядку, другие – песенки поют.

Играют папы вместе с нами, а мамы пироги пекут

И угощают нас тортами – все в доме воскресенья ждут.

Весь день к соседям в гости ходим, давно мы с ними дружбу водим,

Улыбки, шутки дарим им – гордимся домом мы своим.

-Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? (ответы детей)

-Да, «Без любви к человеку нет любви к Родине».

-А вот Ева знает стихотворение «Наша прекрасная Земля», послушайте…

«Наша прекрасная Земля»

-Чем богата ты, Земля? – У меня есть все: поля, и леса, и гор вершины, и цветущие долины,

Запах пашни ароматный, урожай пшеницы знатный. Рек узор, простор морей.

В кладовой храню своей. Чтоб запомнить вы смогли все сокровища мои,

Я вам песенку спою обо всем, что вам дарю.

-Так почему же люди любят свою Родину? (свободные ответы)

-Запомните, дети, «Кто, где родился, тот там и пригодился».

-А сейчас физминутка под песню «А в Иркутске летная погода»

(дети танцуют)

2часть. Творческое задание.

( Воспитатель читает пословицу: «Родина краше солнца, дороже золота»)

-Скажите, с чем еще можно сравнить Родину? Например: Родина может быть: краше звезды, красивее небес, краше радуги, дороже денег, машины, дворца и т. д.

Затем предлагаем сделать аппликацию или рисунок, с помощью которого изобразить свой дом, а вокруг него, все, что украшает землю. (дети работают за столами)

\ Подводя итог работам детей, воспитатель говорит:

-Да, «Родина начинается с семьи, с дома родного, в котором мы живем со своими близкими».

-Мы незря на свет родились, и это понимают наши дети, об этом они и поют: (песня Дениса Майданова «Для чего»)

Продуктивная деятельность коллективная аппликация «Мой дом»

Воспитатель Тумашева М. П.

В. К. МБДОУ№77.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о празднике «Парад шляп» "ПРАЗДНИК ШЛЯП"(развлечение для детей дошкольного возраста). ЦЕЛЬ:активизировать,объединить творческие проявления ребят,выявить их инициативу,вызвать.

Праздник для старшей и подготовительной группы «Парад шляп» "ПРАЗДНИК ШЛЯП"(развлечение для детей дошкольного возраста). ЦЕЛЬ:активизировать,объединить творческие проявления ребят,выявить их инициативу,вызвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Иркутское казачество». Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 марта 2014 в 03:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Иркутское казачество». Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тумашева (УИ 62631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД