Наталья Середа
Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце», лепка с элементами рисования.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Публикация «Чтение сказа П, П, Бажова „Серебряное копытце“, НОД (лепка с элементами рисования) в старшей группе» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Цели: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.
Планируемые результаты: выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.
Материалы и оборудование: портрет Бажова, его книги, в т. ч. «Серебряное копытце», заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- А как называются люди, проживающие там, где живем мы, выберите ответ: москвичи, уральцы, сибиряки, алтайцы? (Уральцы)
- Почему нас так называют? (живем на Урале).
показ на карте Уральских гор
- Много на уральской земле хороших людей. Это и рабочие, которые работали и работают на заводах и фабриках; это и сельчане, которые обрабатывали и обрабатывают землю сейчас; это и артисты, и писатели, которые восхваляли и описывали в своих произведениях жизнь людей на Урале и восхитительную природу нашего края.
- С одним из таких людей мы сегодня познакомимся, прочитаем его произведение, обсудим героев и выполним творческую работу.
- Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).
- Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце».
показ портрета Бажова
- В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой. А вот сам автор назвал свои творения – сказами. Сказы – это что-то между рассказом и сказкой.
- В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце.
- Родился П. П. Бажов в семье мастера, работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами, легендами, загадками, песнями, пословицами).
Его произведение «Серебряное копытце» - это сказ. Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные.
- Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка)
- А кто там сказочный? (козёл Серебряное копытце)
- Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни, сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.
- Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.
Чтение отрывков из сказа Бажова
- Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.
- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)
- Ещё раз назовите главных героев сказа.
- Опишите внешность старика. (большой, бородатый)
- Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный-умелый)
- Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый)
- Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)
- Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать)
- Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?
- Что вам понравилось в их характере?
- Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей)
- Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими, какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П. П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце» мы немного отдохнём на музыкальной паузе.
Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД
- Ребята, какое время года сейчас? (зима)
- Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей)
- Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом», а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.
Определение наощупь ваты
- Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.
- Правильно?
- Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей)
- К какому произведению нарисована эта картинка?
- Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)
- Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)
- Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей)
- Правильно говорить – бревенчатые.
- Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)
- Посмотрите, как я сделаю первое бревно.
Показ образца
- А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.
Лепка детьми брёвнышек
- Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял, а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)
Рисование фломастерами волшебных камешков.
- Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце». Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.