НОД «Коррекция заикания»

Светлана Кобец
НОД «Коррекция заикания»

Коррекция заикания.

(старший дошкольный возраст)

Заикание – это нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Характеристики:

- болезненная фиксация на дефекте;

- психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость;

- нарушения общей моторики: тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения (к которым прибегают дети, чтобы облегчить свою речь, общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая переключаемость и др. ;

- в экспрессивной речи: фонетико – фонематические и лексико – грамматические нарушения;

- страдает и просодическая сторона речи, т. е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость и темп произношения, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающегося.

Комплекс различных видов терапии в коррекции заикания.

Мелотерапия – воздействие музыкой на ребенка. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

1. Музыкальные этюды для нормализации настроения (Чайковский, Глинка и др.)

2. Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.

3. Музыкальные упражнения для координации жестов («Зверобика» Б. Савельева, «Улыбка» Шаинского и др.).

4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус.

5. Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать – протопать).

6. Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки)

7. Пропевание песен с усложнением темпо – ритмичсеких характеристик.

8. Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей – воробей,

9. Дирижирование.

10. Упражнения на формирование речевого дыхания.

11. Упражнения для выработки мягкой атаки голоса.

12. Упражнения для снижения напряженности голосовых связок (пропевание гласных в последовательности А О У И Э А). Предлагаем пропевать гласные с разной интонацией – вопрос, ответ, удивление, радость, печаль.

Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

Для заикающихся с невротической формой заикания:

- основное внимание формированию точности движений, их качеству;

- эти дети быстро истощаются, поэтому выполнять движения надо недолго;

- необходимо любое движение разложить на составляющие с обязательной демонстрацией их.

Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.

Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.

Арттерапия – это использование различных видов театра для коррекции речи и двигательной сферы, а также снятия болезненной фиксации на дефекте. Используется как на логопедических занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. С каждым этапом текст усложняется, усложняются диалоги, появляются монологи. Детям предлагают использовать текст, который надо передать своими словами (на этапе формирования связной контекстной речи).

Логотерапия – коррекционные логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без заикания. Проводятся ежедневно в течение часа. Распланированы по периодам формирования речи- от ситуативной к контекстной.

Психотерапия – оздоровление психики косвенными и прямыми способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа, коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия - лечебное воздействие словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение).

Публикации по теме:

Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

Речь детей с заиканием Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Впервые.

Автор публикации:
НОД «Коррекция заикания»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 11:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День хвойных деревьев на МААМ

«Зимой и летом одним цветом» — отгадке на эту загадку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представления детей о хвойных деревьях...

20 октября. Международный день повара

Повар – это специалист, способный из набора даже самых простых продуктов приготовить вкусное блюдо. И может делать это изо дня в день. Людям этой важной профессии посвящён международный праздник 20...

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Жираф для зарядки» У жирафа пятна, пятна
У жирафа пятна пятнышки - песня, которую Екатерина Железнова придумала не просто для развлечения самых маленьких слушателей. Эту песенку с множеством...
Мастер класс по объемной аппликации «Веточка ели с шишкой» ко Дню хвойных деревьев на...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию объемную аппликацию «Веточка ели с шишкой». Такую работу можно выполнить совместно с детьми младшего дошкольного...
Мастер-класс поделки из природного материала «Колючая семейка»
Осень каждый год нас одаривает изобилием природного материала, поэтому не случайно именно осенью проводятся выставки поделок из природного материала. В нашей...