Марина
Тематическая прогулка «Лиственные и хвойные деревья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цели: воспитывать у детей нравственные и этические чувства: любовь к природе родного края, умение видеть её красоту, понимать её, внимательное, бережное и гуманное отношение к каждому растению, к родной природе. Закреплять у детей представления о взаимодействии человека с природой, способах её охраны.
Публикация «Тематическая прогулка „Лиственные и хвойные деревья зимой“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние деревья. Прогулки, наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
Закреплять у детей знания и преставления о деревьях, умение узнавать по строению ствола, цвету коры, расположению ветвей, семенам и плодам. Учить различать лиственные и хвойные деревья.
Планируемые результаты: проявляет любознательность и интерес; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции во время игр.
Предварительная работа.
Занятия на темы: «Лиственные деревья», «Хвойные деревья».
Целевые прогулки в парк в разное время года.
Наблюдения за изменениями, происходящими с деревьями в разное время года.
Художественное творчество детей.
Чтение художественных произведений о красоте родной природы.
Заучивание стихотворений о родной природе.
Рассматривание картин, репродукций русских художников: И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова.
Прослушивание музыкальных пьес П. Чайковского «Времена года».
Организованная деятельность детей.
Перед выходом на прогулку, в первой половине дня, познакомила детей со сказкой Н. Павловой «Зимняя пирушка». В сказке рассказывается о том, как зайчик искал в зимнем лесу деревья: берёзу, осину, дуб, липу, клён. Дети узнали, по каким признакам зайчик их находил, не смотря на то, что зимой на деревьях листьев нет.
После беседы по содержанию сказки, я предложила детям во время прогулки попробовать узнать деревья в зимнем убранстве на нашем участке.
На участке детского сада, во время прогулки обращаю внимание детей на окружающую природу – сегодня необыкновенно красиво, как в сказке – все деревья стоят в инее.
Вопросы:
Какое сейчас время года?
Какие признаки вы можете назвать?
Какие деревья растут на нашем участке?
По каким признакам вы догадались?
Какие деревья растут у нас на территории детского сада?
Дети отвечают на вопросы.
Дидактическая игра «Назови части целого»: дети рассказывают о том, что у каждого дерева есть … корни, ствол, ветви, листья, плоды, крона, и для чего они нужны деревьям. Дети отвечают.
Дидактическая игра «Хитрые вопросы» (развивает у детей логическое мышление, связную речь, способствует формированию грамматического строя речи):
Во что превратится дерево без веток?
Во что превратится лес без деревьев?
Чего больше в лесу деревьев или берёз?
Что случится с нашей планетой Земля, если исчезнут все деревья?
Дети высказывают свои предположения и догадки.
Дидактическая игра «Что не так» (развивает у детей внимание, предлагаю вниманию детей предложения, вслушаться и сказать, что не так:
Под берёзой дети собирали шишки.
Деревья закачались, и подул ветер.
Осенью на деревьях набухают почки.
Дети отвечают на вопросы, объясняя, почему они так считают.
Обобщаю ответы детей: «У нас на участке действительно очень много деревьев – это и берёзы, и сирень, и клёны, и ясени, и рябины, и черёмуха, и ива, и ели. У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты вовсе стороны. Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.
Ствол дерева сверху покрыт корой, которая защищает его и от морозов, и от жарких солнечных лучей.
Ветви и листья образуют крону дерева.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя в атмосферу кислород. Не зря деревья называют зелёными лёгкими планеты.
Кислород выделяется листьями растений только на свету, поэтому и тянутся наши деревья вверх к солнышку».
Обращаю внимание детей на берёзы, которых на участке детского сада особенно много, подходим с детьми к одной из них, предлагаю детям описать берёзку, рассказать об отличительно цвете ствола, бересты, рассмотреть серёжки на ветвях.
Дети рассматривают берёзку, отвечают на вопросы.
Обобщаю ответы детей, рассказываю о том, что березы очень любят солнечный свет, простор, не боятся ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков, потому растут на открытых местах – на лесных опушках, и светлых полянках. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки, в них появляются и созревают к концу лета крылатые семена берёз. Спелые семена падают на землю и из них вырастают юные берёзки.
Предлагаю детям вспомнить и прочитать стихи о берёзке.
Т. А. Шорыгина «Берёза»:
Берёза белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша, словно девица – душа!
С. Есенин «БЕРЁЗА».
Предлагаю детям пройти по участку и найти дерево, которое отличалось бы не только от берёзы, но и от других лиственных деревьев.
Загадки:
«Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдём гулять – и встретим.
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем»;
«Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год».
Дети подходят к маленькой ёлочке.
Дидактическая игра «Подскажи словечко» (игра способствует развитию логического мышления у детей):
Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно… (ёлки).
Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка… (тоже).
Вопросы к детям:
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев?
Что у них общего?
Дети отвечают.
Обобщая ответы детей, рассказываю: «Ели – высокие могучие деревья. Они достигают 10 метров высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет. Ветви и стволы елей – замшелые, смолистые, зеленовато – серого цвета. Про ели, как и про сосны, говорят: «Зимой и летом одним цветом». Ведь это хвойное дерево в любое время года остаётся зелёным, а хвоинки не опадают с него 5 -7 лет. Весной хвоя на елях становится ярко – зелёной, а на концах еловых веток появляются маленькие, величиной с напёрсток, шишечки. К концу лета на елях вырастают крупные смолистые шишки. Внутри шишек прячутся крылатые семена. Выпавшие из шишек семена медленно падают, ветер кружит их, и они улетают далеко от дерева. Медведь и белочка, клёст и дятел любят вкусные и питательные еловые семена. Ель теневынослива, она любит влажную землю, в сухих местах не растёт».
Во время наблюдения в своих ответах ребята старались использовать образные выражения: «Стоят белоствольные берёзки стройные, белые и нежные!»; «Веточки у ёлочки маленькие и пушистые, иголочки тоненькие и нежные».
В заключение наблюдений рассказываю детям, что после сильного снегопада ветки деревьев гнутся под тяжестью снега и могут сломаться. Предлагаю детям стряхнуть, где возможно, снег с деревьев и кустарников, чтобы сохранить их невредимыми, собрать снег ближе к стволам деревьев и кустарников. Напоминаю, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников особенно хрупкие. Такая работа оказывает положительное влияние на воспитание эмоционально – гуманных чувств дошкольников.
В заключение наблюдения обращаюсь к детям:
«Природа дарит нам волшебную красоту, деревья дают тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.
Любите и берегите наших зелёных друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных!»
Предлагаю детям вспомнить и рассказать, семенами с каких деревьев питаются зимой птицы. Дети рассказывают, что снегири и свиристели любят ягоды рябины и ясеня, клесты питаются зимой семенами еловых шишек. Вместе с детьми подходим к кормушке и оставляем корм для птиц.