Марина Карьянова
НОД по формированию целостного представления о природных зонах «Путешествие по континентам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Путешествие по континентам"
(Интеграция ООО «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»)
Цель: Формирование целостного представления о природных зонах.
Задачи: Образовательные:
Формировать представление детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания, об экологических проблемах, возникающих по вине человека. Активизировать словарь детей, развивать монологическую и диалогическую речь, закреплять навыки чтения.
Публикация «НОД по формированию целостного представления о природных зонах „Путешествие по континентам“» размещена в разделах
Развивающие задачи:
1. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
2. Развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные задачи:
3. Воспитывать экологическое сознание, культуру общения.
Оборудование:
Интерактивная доска Иллюстрации с изображениями животных и растительного мира Европы, Африки, Антарктиды, набор карточек «Поведение в лесу», набор карт для игры «Найди лишнего», макет «Антарктида» по 2 ёмкости с землё й на каждую пару детей: в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды на каждую пару детей; палочки-лопаточки (стеки); настольная лампа; листы белой и чёрной бумаги. Бейджики на каждого ребенка, халаты.
Содержание НОД
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад, я увидела объявление, которое дал Научный совет нашего города. А объявление такого характера. «Приглашаем желающих принять участие в акции «Интересные материалы о планете Земля».
Ребята, я предлагаю вам принять участия в этой акции и собрать интересный материал о нашей планете. Но для этого мы должны отправиться в научную экспедицию, а собранный материал предоставить в научный совет (дети стоят возле воспитателя). Но прежде чем отправиться в путь, я хочу посмотреть, какое у вас настроение.
Если вам легко и весело, поднимите руки вверх.
Если вам грустно – опустите руки вниз.
Я вижу у вас хорошее настроение, можно отправляться, но вначале отгадайте загадку:
«На столе передо мной закрутился шар земной. Арктика, Экватор, полюс, уместил всю землю?» (Глобус).
Дети: Глобус.
(На доске появляется глобус)
Воспитатель: Правильно, а как по другому назвать глобус?
Дети: Это модель нашей земли.
Воспитатель: Конечно, это модель земли. Скажите, как вы думаете, что каждый цвет означает на глобусе?
Дети: Жёлтый- пустыня; синий- моря и океаны; зелёный-леса; коричневый- горы.
Воспитатель: Мы отправимся в экспедицию по континентам нашей планеты. А теперь подойдите к карте и назовите какие вы знаете Континенты (работа у карты 3-4 человека). Молодцы, правильно назвали континенты и показали их на карте. Дети, на разных континентах живут люди разных национальностей и говорят на разных языках, даже цвет кожи у людей разный. А кто ещё, кроме людей живёт на нашей планете?
Дети: Животные, птицы, насекомые и рыбы.
Воспитатель: Правильно, вот сегодня мы поговорим о животных и климате Континентов. Но прежде чем отправиться в путь, надо иметь маршрут. Вот вы сейчас сами ее и составите. Подойдите к столам по три человека и соберите названия континентов. ( Дети собирают слова: Европа, Африка, Антарктида). Итак, наше путешествие начнем с Европы, с нашей Родины.
Воспитатель: Европа очень богата лесами. Скажите, какое значение для человека и животных имеет лес? (Слайд-лес).
Дети: Это дом для растений и животных, водоёмов, место для отдыха человека, в лесу растут грибы и ягоды, лекарственные растения.
Воспитатель: А каких животных мы можем встретить в наших лесах?
Дети: Мы можем увидеть волков, медведей, зайцев, белок, барсуков, кабанов.
(На доске появляется слайд леса с животными)
Воспитатель: Кто хочет рассказать коротко о каком -нибудь животном? (Рассказы детей). А какие деревья растут в нашем крае?
Дети: Ель, дуб, берёза, платан, акация, ива, сосна, тополь и др. (Слайд-лес).
Воспитатель: Лес- это дом для растений, птиц и животных. В лесу всё друг с другом связано. Посмотрите на экран (На экране изображения набор картинок-Трава-заяц-волк. Солнце-трава-кузнечик-птица-змея –филин). Ребята, покажите с помощь пищевой цепочки какая бывает взаимосвязь между растениями и животными? Соберем цепочку для хищников и для травоядных. Дети определяют связь между картинками и называют Пищевые цепочки.
Красива и разнообразна растительность наших лесов, много живёт животных в лесах Европы. То что мы увидели снимем на фотоаппарат, а снимок положим в папку Европа для отчета. Все готово, пора в путь и отправляемся мы в Африку. Но как нам туда добраться (дети смотрят на карту и определяют, что на самолете). Звучит гул самолета, слайд-полет самолета.)
Воспитатель: А вот мы и в Африке (на экране Африка, слышны голоса животных) Разнообразна природа в Африке. Африканские животные обрадовались и вышли нас встречать, но на радостях забыли дорогу домой. Помогите животным найти свой дом, свою среду обитания.
(На доске картинки ДЖУНГЛИ-ПУСТЫНЯ-САВАННА). Один ребенок раскладывает животных по их среде обитания. Остальные дети выполняют индивидуальную работу за столом, по карточкам.
(Аналогично выполняются задания с джунглями и пустынью)
Воспитатель: Отлично, всё правильно сделали. И здесь мы соберем материал для отчета
А теперь быстро на корабль, мы плывем в Антарктиду (Слайд-Антарктида,музыка ветра) Температура за бортом -49, ветер пурга. Что мы забыли сделать?
(Одеться. Физ. минутка)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем, (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони).
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Отправляемся вперёд,
Сколько нас открытий ждёт!
Воспитатель: Мы приземлились в Антарктиде.
Это самая Южная точка земли, морозы бывают до -80 и даже летом здесь стоит мороз.. Люди здесь не живут, а приезжают ученые для изучения этой необыкновенной Земли. Для этого приплыли и мы. Посмотрите на макет Антарктиды. Посмотрите на макет и уберите животных которые не живут в Антарктиде (дети выполняют задание).
Назовите каких обитателей континента вы знаете? ( Дети отвечают: пингвин, тюлень, морской леопард, касатка, кашалот, буревестник,) (На экране появляются животные Антарктиды)
А растительность здесь есть?
Дети: Скудная. Лишайники. Мох
Воспитатель: А почему в Антарктиде скудная растительность?
Дети: Холодно. Земля мерзлая
Воспитатель: Антарктида покрыта льдом и снегом, белый покров отражает солнечные лучи, поэтому здесь всегда холодно, растительность бедная и скудная, а на самом ли деле это так, мы сейчас проверим с помощью опытов.
Пройдите пожалуйста в лабораторию и займите свои места.
Опыт с настольной лампой.
1. Под луч настольной лампы кладётся белая и чёрная бумага. Какая бумага быстрее нагреется.
Вывод: в Антарктиде все покрыто снегом, он отражает солнечные лучи, темный цвет притягивает солнечные лучи.
Результаты опытов показаны на экране.
Изученный материал складывается в папку «Антарктида»
Опыт:
2 Работа в парах: Вот две одинаковые ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. В каждый из горшков мы наливаем одинаковое количество воды из одинаковых ёмкостей.
- Что должно произойти? (Вода уйдёт в землю).
- Наливаем воду в первый стакан (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
- Наливаем во второй стакан. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Стекло.
Дети доказывают и делают вывод: в Антарктиде вечная мерзлота. За зиму (долгую, холодную) земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой. Вывод: вода не может уходить глубоко в землю, ей мешает сильно промёрзшая земля – поэтому и растительность в Антарктиде бедная, без корневая.
Воспитатель: И этот материал нам надо запечатлить для отчета поместить в папку.
Воспитатель: Вот мы и завершили нашу экспедицию, пора возвращаться домой. Садимся в самолет и отправляемся в полет.
Итог: Вот мы и дома. Сейчас нам надо предоставить отчет научному совету.
Дети по очереди рассказывают о том, где они побывали, предоставляют папки с собранным материалом
Научный совет награждает детей за участие в акции сертификатом.