Приложение МААМ

НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы

оксана илюшина
НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

«Однажды зимой»

(Комплексное занятие по экологическому воспитанию

для детей подготовительного возраста)

Составила и провела: Илюшина О. Г.

04.12.12 г.

Программное содержание:

Закреплять знания детей о зимующихптицах; иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, как помочь птицам перенести суровую зиму.

Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, связную речь.

Публикация «НОД „Однажды зимой…“ Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Воспитывать любовь к родной природе, чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях.

Оборудование к занятию :декорации к избе бабушки Загадушки, картинки с изображениями птиц, магнитофон и аудиозапись голосов птиц, мнемотаблица,тарелочки с различным кормом для птиц, для изготовления кормушек – тетра упаковка, ножницы, графитный карандаш, шаблон отверстия – на каждого ребенка, пирожки для угощения детям.

Ход занятия:

(Дети входят в музыкальный зал и оказываются в гостях у бабушки Загадушки. Там их радушно встречает сама хозяйка дома)

Б. Загадушка:Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизнизверей и птиц. Посмотрите, детки, какие птички залетели нынче в мое окно. Я знаю, что вы, ребята, настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни, подкармливаете, вместе с родителями изготавливаете кормушки.

- Детушки, а каких зимующих у нас птиц вы знаете?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Давайте послушаем и попытаемся угадать птиц по их голосам. (Открывает волшебный сундук, из него слышны голоса птиц)

Игра «Кто как кричит?»(прослушивание аудиозаписи с голосами зимующих птиц).

Б. Загадушка:Голоса каких птиц вы слышали?

(Ответы детей).

Б. Загадушка: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о наших друзьях -птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых. В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой, благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.

Б. Загадушка: - А теперь давайте подробнее поговорим о некоторых из птичек, зимующих в наших краях. Для этого мы будем использовать вот такую схему-загадку.

(Вывешивает мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ о птицах)

Б. Загадушка:- Отгадайте загадку о первой птичке

По лесу летит, громко трещит,

Сама белобока. Кто она?.

Дети: - Сорока!

Б. Загадушка:Эту веселую, бодрую,горластую, смышленую птицу знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)

- Как выглядит сорока?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся.

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь.

- А вы знаете, где сороки строят гнезда?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму. Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Б. Загадушка: - Про сороку есть даже скороговорка.

Хитрую сороку поймать морока.

А сорок сорок – сорок морок.

Давайте проговорим ее все вместе.

(Дети проговаривают хором скороговорку)

Б. Загадушка: Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит…

Дети: - Дятел!

Б. Загадушка:Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья.

- Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь?

(Ответы детей).

Б. Загадушка:В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок. Весной дятел любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

Б. Загадушка: Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи подбирает…

Дети: - Воробей!

Б. Загадушка:Воробьи – небольшие птички. Есть домовые воробьи (они живут в городе) и полевые (они предпочитают деревню). Зимой они могут быть в смешанных стайках, но когда вьют гнезда, то разлетаются. Они передвигаются прыжками. Это зимующая птица. Питается овсом, пшеном, просом. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность, скорее находят корм.

Б. Загадушка: Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках…

Дети: - Снегири!

Б. Загадушка:Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива. Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег.

- Чем питаются снегири (Семенами ясеня, клена, рябины).

(Ответы детей)

Б. Загадушка:Ребятки,адавайте ка разомнем наши косточки, немного подвигаемся.

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, хлопки по бокам опущенными руками

В красных майках снегири. похлопывания по груди

Распушили перышки – мелкое потряхивание кистями рук

Греются на солнышке.

Головой вертят повороты головы вправо – влево

Улететь хотят.

Улетели! Улетели!бег по кругу и махи руками

За метелью полетели!

Б. Загадушка: Продолжаем с вами наше знакомство с птицами и следующая загадкатакая:

Платье серое надела

И к кормушке подлетела.

Стала каркать: «Кар-кар-кар!»

Что за птичий тут базар?

Дети: - Ворона!

Б. Загадушка: А вы помните, как выглядит ворона?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись, друг к другу, и таким путем согреваются. Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями.

А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.

Б. Загадушка: За синие крылья она так зовется

И в холод, и в зной ей так звонко поется.

В рубашечке желтой и впрямь невеличка

Так как же ее назовешь ты?.

Дети: - Синичка!

Б. Загадушка:- Синицы – очень подвижные и ловкие птицы. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их пухом и перьями

- Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы?

(Ответы детей)

Б. Загадушка:Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

- Кормом для всех птиц зимой могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.

- Чем нельзя кормить?Птиц нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе, жареными семечками.

Б. Загадушка: Предлагаю вам поиграть в игру “Накорми птичку”.

Дидактическая игра “Накорми птичку”

(снять птичку с ветки, назвать её, подойти к столу и выбрать нужный для неё корм)

Б. Загадушка: Ребята, птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы должны беречь, любить и охранять птиц.

- Скажите, как люди помогают пережить птицам это суровое время года?

(Ответы детей (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц)

Б. Загадушка:А теперь у бабушки Загадушки для вас совсем другая загадка.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Дети:- Кормушка!

Б. Загадушка: Совершенно верно, ребята, это кормушка. И я предлагаю вам прямо сейчас сделать для наших птичек кормушки. Заглянем-ка в мой волшебный сундук. (Достает из сундука все необходимое для изготовления кормушек для птиц)

- А прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, На каждое название

Шесть щеглов и голубей, загибать по

Дятел в пестрых пёрышках - одному пальчику.

Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Практическая работа детей – изготовление кормушек для птиц

(Дети работают стоя у столов, бабушка им подсказывает, поправляет)

Б. Загадушка: Вы сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. А какие прекрасные кормушки вы сделали для птиц! Вот придете, сегодня домой, найдете во дворе подходящую ветку для кормушки, и к вам в гости всю зиму будут прилетать птички за угощением.

(Далее дети читают стихотворение, благодарят бабушку за гостеприимство и уходят)

***

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (А. Яшин)

Публикации по теме:

Кормушка для птицКормушка для птиц Наша работа посвящена птицам. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Птицы питаются насекомыми.

Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы
Опубликовано: 4 марта 2013 в 17:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем оксана илюшина (УИ 30145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД