Наталья Никифорова
НОД по ОО «Чтение художественной литературы» для детей подготовительной группы «Ищем обезьянку Анфису»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о произведениях Э. Н. Успенского
Задачи:
• Уточнить знания детей о назначении некоторых объектов (фотогалерея, справочное бюро, доска объявлений, кинотеатр, библиотека).
• Развивать память, логическое мышление, умение рассуждать.
• Воспитать желание знакомиться с новыми произведениями, делать добрые дела.
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка
Флешкарта с презентацией
Мольберты (4 шт.)
Магниты (16 шт.)
Игрушка обезьянка
Книга Э. Успенского
Костюм Шапокляк
Публикация «НОД по ОО „Чтение художественной литературы“ для детей подготовительной группы „Ищем обезьянку Анфису“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обезьяны и мартышки. Конспекты
- Обезьяны, мартышки
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Письмо в конверте
Бумага, фломастер
Столик, стульчик
Картонные следы
Иллюстрации персонажей
Объявления
– Ребята, я хочу показать вам фотографии одного известного человека. Вы узнаете его? Кто это? Как вы думаете, какая у него профессия? Почему вы так решили?
Да, это известный детский писатель Э. Н. Успенский. Вы, наверное, помните его произведения? (ответы детей)
А как вы думаете, кем хотел стать Успенский, когда был маленьким? (ответы)
Когда Э. Н. учился в школе, его любимым предметом была математика. А стать он хотел архитектором или министром.
Книги этого писателя открывают нам удивительный мир доброты и юмора. В его сказках отрицательных героев нет. Даже старуху Шапокляк перевоспитывают Гена и Чебурашка. Надо заметить, что книги Э. Н. Успенского долго не печатались, тогда он стал писать сценарии для мультфильмов, создал передачи для детей «Радионяня» и «АБВГДейка». Он первым догадался коллекционировать детские «страшилки» и самодельные песни. И всё это он делал очень талантливо, так что из первой коллекции получилась повесть «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы», а из второй – радиопередача «В нашу гавань заходили корабли», на одном из каналов ТВ идёт телеверсия этой передачи.
Эдуард Николаевич хорошо знает повадки зверей, т. к. в его доме всегда жили животные: собаки, кошки, попугаи. Любовь к животным - ещё одно из достоинств писателя.
В Москве есть знаменитый Успенский собор. К писателю Успенскому он не имеет прямого отношения. Но если собрать все книги Э. Н. Успенского и сложить их вместе, думаю, что получилось бы два Успенских собора. Один – памятник архитектуры, другой – памятник детской литературы.
Вот такой человек – писатель Э. Н. Успенский!
Входит девочка с конвертом
– Здравствуй, девочка, ты кто?
– Я – девочка Вера.
– А что за конверт у тебя в руках?
– Это письмо, нас с обезьянкой приглашают в гости в деревню, только не пойму кто его написал.
– Мы тебе постараемся помочь, правда, ребята? Поможем? (Да) Сначала надо его прочитать. (читаю)
Привет Вера и Анфиса!
Я говорю «Привет», потому, что рад вас приветствовать как раз из Простоквашино. Очень надеюсь, что скоро вы нас посетите.
А дорога к нам очень простая. И на велосипеде ехать не надо. Хотя машина эта, скажу я вам, очень удобная. Сел и поехал. Почту развозить. А главное – есть не просит. Не то, что этот трактор Митя. Чтоб он с места сдвинулся, надо его поить- кормить, продукты переводить…
Не переводить, а разумно вкладывать в дело. А без вложений не будет и достижений. Это я вам пра-а-а-а-вильно говорю. Если в мою Мурку не вложить сена, то и молочка от неё парного не получишь. А это непра-а-а-а-вильно. Милости прошу ко мне. Я научу вас и мастерить и, и готовить, и экономить. А за нашим фотоохотником бегать, ох, как не советую. И без ног останешься, и без плёнки, и сам до нитки промокнешь.
На эти обидные слова я никак не реагирую, а тому, кто их написал, рисую индейскую народную избу. «Фигвам» называется. Вас же, ребята, приглашаю ко мне. Будем учиться фотографировать.
Кто там? Кто там? Кто там? Кто там? Кто там? Кто там?
Ваш Дядя Фепечмашарик».
Дети отгадывают, кто писал каждый из абзацев письма.
– Ну вот, теперь вы с обезьянкой смело можете ехать в гости.
– Хотелось бы, но вот обезьянка потерялась.
– Как потерялась? Здесь, в городе?
– Да.
– Ребята, может мы сможем и в этом Вере помочь? (Да)
Дети замечают следы, которые ведут к мольбертам, у которых разбросаны картинки персонажей произведений Успенского и названия произведений. На мольберте только вывеска «Фотогалерея».
Предлагаю детям почитать эту вывеску.
– А что такое фотогалерея? (ответы детей, уточняем значение). Что-то здесь беспорядок, кто-то нахулиганил. Давайте сделаем доброе дело и расставим все по местам. (дети прикрепляют магнитами названия произведений и под ними крепят иллюстрации персонажей)
– Доброе дело сделали, но обезьянку не нашли. Как же быть? (следы) -->«Справочное бюро»
На экране мультимедийной установке вывеска «Справочное бюро».
– Ребята, что такое справочное бюро? (ответы, уточняем значение) Как же быть, здесь никого нет, и спросить не у кого. Смотрите, зато по электронной почте пришло много вопросов, на которые некому отвечать. Может быть мы справимся? (ДА) Давайте попытаемся.
• Где работал крокодил Гена? (в магазине, в зоопарке, в цирке, в спортзале)
• На каком музыкальном инструменте играл кот Матроскин? (на гитаре, на балалайке, на губной гармошке, на гуслях)
• Какое животное было у старухи Шапокляк? (крыса, мышь, хомячок, морская свинка)
• Кем работал Печкин? (дворником, сторожем, почтальоном, маляром)
• Кого из этих героев придумал не Э. Успенский? (Печкина, Шапокляк, Чебурашку, Врунгеля)
• Кем работал папа девочки Веры из истории «Про Веру и Анфису»? (бухгалтером, грузчиком, инженером, плотником)
• Как звали подружку девочки Веры? (Алиса, Раиса, Лариса, Анфиса)
• Кто исполняет песенку со словами: «Пусть бегут неуклюже.»? (крокодил Гена, Чебурашка, Дядя Федор, кот Матроскин)
• Сколько злых дел ежедневно совершала старуха Шапокляк? (два, три, четыре, пять)
• Как назвали корову, которую взяли на прокат Дядя Федор, Матроскин и Шарик? (Буренка, Мурка, Ночка, Зорька)
– Ну вот, еще одно доброе дело сделали, а обезьянки и здесь нет. (следы) --> «Доска объявлений» с объявлениями.
– Что здесь написано, кто может прочитать? Для чего нужна доска объявлений? (ответы, уточняем назначение доски объявлений)
– Хотите послушать веселое стихотворение «Про объявление», которое написал Успенский?
(читаю стихотворение)
Известно: объявления
Нужны нам для того,
Чтобы знало население,
Читая объявления,
Что, где, когда, и почему,
Зачем и для кого.
«Нужна детсаду прачка,
Звоните в детский сад».
«От нас ушёл котёнок
По кличке Мармелад».
«Сдаётся дача летняя
С козой и гаражом».
«В театре будет лекция
Про жизнь за рубежом».
Наборщик в типографии
Вдруг выронил набор,
Смешались в объявлениях
Слова и предложения,
И в этих «где», «когда», «зачем»,
Произошёл сыр-бор.
«Нужна детсаду няня
С телегою на склад».
«От нас ушёл учитель
По кличке Мармелад».
«Назавтра ожидается
Гроза за рубежом».
«В театре будет лекция
Коза над гаражом».
«Котёнок учит пению,
К тому же рисованию».
И «Требуются грузчики
В хорошую семью».
Смеялось население,
Читая объявления,
А кто смеяться не умел,
Пришёл в недоумение.
– Смотрите сколько здесь объявлений и все без подписи. Кто же их писал? Может вы догадаетесь? (Читаю, дети отгадывают, я подписываю)
1. «Реализую молокопродукты высокого качества. Ферма «Мурка LTD». (Кот Матроскин.)
2. «Веду розыск всего: от пропавших носков до слонов. Быстроту и качество гарантирую». (Колобок.)
3. «Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого». (Шарик.)
4. «Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу». (Чебурашка.)
5. «Атдам в харошые руки васпитаную крысу. Кличка Лариса. Акрас серый. Хвост – десят сантеметраф». (Шапокляк.)
6. «Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок; вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами». (Почтальон Печкин.)
7. «Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я – почтальон Печкин». (Галчонок Хватай-ка.)
Ребята, а давайте мы тоже напишем объявление, что у нас потерялась обезьянка (предлагаю Вере написать объявление «Пропала обезьянка. Ищем. Дети.» если ребенок не умеет писать, можно сделать заготовку, которую ребенок обведет фломастером).
Пока девочка пишет, воспитатель проводит физкультминутку.
– Ребята, пока Вера пишет объявления, предлагаю вам превратиться в обезьянок. Обезьянки любят все повторять за другими, кривляться. Вдруг и наша обезьянка тоже захочет с вами повеселиться и придет сюда. Согласны? (Да) Тогда я буду читать веселое стихотворение, а вы будете делать то, о чем говорится в нем.
«Мы веселые мартышки»
Дописали, повесили объявление.
– Куда идти дальше? (следы) --> «Кинотеатр»
– Скажите, для чего нам кинотеатр? (ответы) Может быть наша обезьянка тоже пришла фильм посмотреть?
Оператор: Извините, ребята, кинотеатр не работает.
– Что случилось?
– Звук пропал. Вот смотрите.
– Может быть мы сможем помочь? Ребята, вы знаете этот мультфильм? Давайте попробуем его озвучить. (просмотрели отрывок, включаем повторно и дети озвучивают героев по ролям) Показываем три отрывка из трех мультфильмов.
Например: «Простоквашино», «Крокодил Гена» и «Вера и Анфиса»
– Записано! Теперь зрители смогут смотреть фильмы. Спасибо вам, ребята!
– И здесь нет обезьянки. Где же все таки ее искать? (следы) --> «Библиотека»
На мультимедиа вывеска «Библиотека»
Читаем вывеску.
– Что такое библиотека? Для чего она? (уточняем) (на мультимедиа изображение стеллажей книг)
– Где же библиотекарь?
Выходит Шапокляк.
– Я вместо нее. Здравствуйте, ребята.
Меня узнали вы никак!
Весёлую старушку
Старушку-молодушку
По кличке Шапокляк!
Сейчас я вам дам советы…
– Не надо нам, Шапокляк, твоих советов. Знаем мы тебя, ты любишь хулиганить. Я сама дам ребятам советы как нужно себя вести.
Ведущий:
-Да знаем мы твои советы, чему ты можешь научить ребят, если сама только и умеешь, что хулиганить. А советы ребятам я сам сейчас дам:
Если вы воспитанный человек, то…
1. Не мусорите под свой стол…
Шапокляк:- А только под чужой!
2. Никогда не портите книги…
Шапокляк:- А только разрисуйте их как следует!
3. Не царапайте стены старым тупым гвоздём…
Шапокляк:- А только новым и острым!
4. Не бросайте бумажки из-под конфет…
Шапокляк:- А только огрызки яблок!
5. Относитесь к родному языку с любовью и уважением…
Шапокляк:- А поэтому почаще показывайте его другим! (Показывает язык.)
Ведущий:
-Старушка, ну, как же тебе не стыдно, ты же должна ребят хорошему учить. Друзья мои, я надеюсь, что вы ведёте себя не так, как эта вредная старушка и никогда не будете следовать её советам.
– Шапокляк, а ты не видела здесь обезьянку? Сюда ведут следы.
– Да, видела здесь обезьянку минут пять назад. Она скорее всего еще здесь, в библиотеке. (на мультимедиа изображение с книгами, но среди них спрятана обезьянка (как игра «Найди кота»).
– Ребята, давайте поищем обезьянку в библиотеке, может она спряталась среди книг? (дети ищут, рассказывают где увидели: на верхней полке справа)
Старуха Шапокляк выносит игрушку-обезьянку (на мультимедиа меняют картинку на стеллажи без обезьянки)
– Вот ваша обезьянка, нашлась. (отдает Вере)
Благодарим.
– Теперь, Вера, вы можете с обезьянкой ехать в гости в Простоквашино.
Ребята, ну вот мы и нашли обезьянку, помогли Вере и попутно сделали много добрых дел. Каких?
• Навели порядок в фотогалерее
• Ответили на электронные письма в Справочном бюро
• Подписали объявления на Доске объявлений
• Озвучили мультфильмы в кинотеатре
– Вам приятно было делать добрые дела? (Да) А мне приятно, что вы такие добрые, отзывчивые и активные. Спасибо вам. А теперь нам пора возвращаться в свою любимую группу.