Анна Дмитриева
НОД по формированию целостной картины мира «Сравнительные свойства дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по формированию целостной картины мира для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Сравнительные свойства дерева и металла»
Образовательная область: «Познание (ФЦКМ)»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».
Цель НОД: углубить представления детей о свойствах таких материалов, как металл и дерево.
Публикация «НОД по формированию целостной картины мира „Сравнительные свойства дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Задачи НОД:
Образовательные:
познакомить с такими свойствами дерева и металла как плавучесть, горючесть и плавкость, намагниченность;
выяснить, как человек использует свойства металла и дерева для своей пользы.
Развивающие:
развивать:
мышление детей (операции анализа, синтеза, сравнения);
произвольное внимание;
представления о причинно-следственных связях;
умение строить высказывания типа рассуждений;
интерес к познанию окружающего мира;
умение применять разнообразные способы обследования предметов
Воспитательные:
воспитывать:
навыки коллективной работы;
культуру общения.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: плавучесть, горючесть и плавкость, намагниченность.
Индивидуальная работа: закреплять умение внимательно, сосредоточенно слушать с Арсением Ш. и Данилой Р., совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи с Викой В. и Ангелиной С.
Методические приё мы:
игровая мотивация - приход на занятие героев (Карандаша и Гвоздя, помощь им; опыты, решение исследовательских и логических задач, загадки; ИКТ, вопросы, напоминания, дидактическая игра «Корзина идей», «Что из чего сделано?».
Материалы и оборудование:
фотоиллюстрации с изображением различных предметов из дерева и металла; игрушки из дерева и металла; широкие и неглубокие ёмкости с водой – для проверки плавучести; деревянные палочки и металлические шурупы; несколько магнитов; небольшие кусочки шерстяной материи; гладкие деревянные палочки (карандаши); кусочки бумаги (конфетти); ноутбук с заготовленным слайд-шоу.
Предварительная работа:
рассматривание фотоиллюстрации с изображением различных предметов домашнего обихода из дерева и металла, картин с индустриальным сюжетом; чтение произведений С. Маршака «Откуда стол пришёл?», беседы на тему: «Дерево и металл», «Кузнец и плотник», «Ремёсла Киевской Руси»; отгадывание загадок по теме; дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Что нам стоит дом построить».
Ход занятия:
Введение
Дети под музыку заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на выставку. Проходите, рассмотрите внимательно предметы, которые здесь представлены.
Посмотрите на выставку внимательно ещё раз и ответьте мне на вопрос. Какие предметы вы увидели на выставке? ( ответы детей: игрушки, посуду, мебель)
Из какого материала сделаны эти предметы? ( ответы детей: из дерева и железа).
Назовите предметы, сделанные из металла (ответы детей). Назовите предметы, сделанные из дерева (ответы детей).
Посмотрите, к нам на выставку кто-то доставил посылки. Как вы думаете, кто их к нам принёс? ( ответы детей: Дед Мороз, домовой, почтальон)
Правильно, почтальон. А вот, что в посылках, мы узнаем, прочитав письмо. Читаем: «Что в посылках, вы, ребята, узнаете, отгадав загадки». Ребята, отгадаем?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно!
Первая загадка:
«Серый Ивашка.
Деревянная рубашка.
Где носом проведёт,
Там след кладёт.»
(Карандаш)
(ответы детей)
Другая загадка:
«Металлический Антошка
На очень тонкой ножке.
По головке постучишь,
Что-нибудь да смастеришь.»
(Гвоздь)
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. А скажите мне, пожалуйста, ребята, а как вы догадались, что в посылках гвоздь и карандаш?
(ответы детей)
Давайте откроем посылки и проверим ваш ответ (воспитатель открывает посылки и показывает их содержимое. В одной посылке лежат карандаши, в другой – шурупы).
(под музыку заходят Карандаш и Гвоздь)
Карандаш: Я точно знаю, что я самый важный!
Гвоздь: Нет, братец! Это я самый важный!
Воспитатель: Ребята, знакомьтесь. Это Карандаш и Гвоздь (гости подходят и здороваются с двумя тремя детьми). Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее для человека: дерево или металл.
К. : Дерево важнее, так как из него делают много нужных предметов!
Г. : Из металла тоже много нужных вещей делают!
II часть
Вос-ль: Ребята, давайте поможем разрешить спор Карандаша и Гвоздя о том, что важнее для человека: металл или дерево. Согласны?
( ответы детей: согласны)
Вос-ль: Вы смотрите познавательную передачу «Галилео». В этой передачи исследуют разные предметы и явления? Вот и я предлагаю вам стать исследователями и узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов из металла, и какими свойствами они обладают. Исследования проводят в лабораториях. И я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.
(дети проходят за столы).
Рассмотрите, что лежит у вас на столах. А теперь внимательно послушайте меня. У вас на столах лежат шурупы и палочки. Чем они отличаются?
(ответы детей)
Вос-ль: Как вы узнали, что шуруп из металла, а палочка из дерева? ( ответы детей: по внешнему виду). Верно, они по внешнему виду разные. Но предметы из металла и дерева отличаются не только своим внешним видом, но и (воспитателя перебивают Карандаш и Гвоздь).
К. и Г. : А можно, можно! Мы всё расскажем и покажем ребятам. А они пусть решат – кто из нас важнее и нужнее.
Вос-ль: Хорошо!
Расскажи Карандаш ребятам, пожалуйста, почему ты считаешь себя важнее?
К. : Нет, я лучше покажу, а ребята пусть повторяют за мной (проводится опыт на плавучесть дерева и металла).
В эту ёмкость с водой мы опустим деревянную палочку (дети повторяют). Видите, что произошло!
( ответы детей: палочка плывёт и не тонет).
К. : Вот-вот! А теперь Гвоздь попробует (опускают в воду металлические шурупы. Смотрят, что произошло).
К. : Я же говорил! Теперь вы видите, кто тут важнее?
Г. : Подумаешь! Это маленький шуруп утонул, но корабли тоже сделаны из железа, а не тонут. Ещё и грузы тяжёлые перевозят.
Вос-ль: Верно. А почему, ребята, вы знаете? (организуется игра «Корзина идей», когда в течении 1,5-2 мин. дети высказывают своё мнение, которое воспитатель обобщает).
Вос-ль: Корабли, сделанные из металла, имеют специальную конструкцию, которая позволяет им держаться на воде. А свойство предметов держаться на воде и не тонуть называется плавучестью.
Г. : Так что, уважаемый Карандаш, и металлические предметы обладают этим самым свойством…
Вос-ль: Ребята, подскажите Гвоздю, как называется свойство предметов держаться на воде? ( ответы детей: плавучесть)
Молодцы! Значит, и дерево, и металл обладают свойством «плавучесть».
Г. : Теперь я попробую доказать ребятам, что металл важнее дерева.
часть
Г. : Ребята, я хочу показать вам фильм о себе.
(Воспитатель приглашает детей встать из-за столов и пройти на ковёр.)
Смотрите внимательно, и вы сразу поймёте, что металл важнее (показ слайд-шоу с комментариями воспитателя).
Вос-ль: Что вы узнали нового, просмотрев фильм? Про какое свойство металла вы узнали? ( ответы детей: интересный. Металл не горит, а только плавится.)
Г. : Видите, ребята я могу стать мягким и расплавиться, а вот сгореть – нет.
Вос-ль: Ребята, а что происходит с деревом, когда оно горит? (ответы детей)
А как можно назвать свойство дерева, когда оно горит?
Вос-ль: Свойство дерева называется «горючестью», от слова «гореть».
К. : Зато люди используют дерево для отопления домов, потому что при сгорании оно выделяет тепло.
Воспитатель: Верно, Карандаш.
Физ. минутка:
«Кузнец» развести руки в стороны
Эй, кузнец – молодец, потом на пояс
Захромал мой жеребец. притопы ногами
Ты подкуй его опять. наклоны к носкам
От чего ж не подковать. наклоны к носкам
Вот гвоздь, вот подкова – руки в стороны
Раз, два и готово. два хлопка в ладоши
часть
Вос-ль: Ребята, давайте продолжим исследования.
(Воспитатель приглашает детей пройти за свои места.)
У вас на столах лежат магниты и шурупы. Возьмите по одному шурупу, поднесите к магнитам. Что произошло?
( ответы детей: магнит притянул к себе шуруп)
Вос-ль: Правильно! Магнит притянул к себе шуруп. Это свойство металла называется «намагниченностью». А теперь попробуем повторить то же самое с полоской бумаги, пластмассовой палочкой, деревянным карандашом (дети самостоятельно повторяют опыт).
Что произошло? ( ответы детей: магнит не притягивает эти предметы)
Попробуем изменить наш опыт с карандашом. Послушайте внимательно, что для этого нужно сделать. Натрите карандаш кусочком шерстяной ткани быстро-быстро. Затем поднести карандаш к конфетти тем местом, которое натирали тканью. И посмотрим, что произойдёт. Попробуйте самостоятельно повторить опыт. Что у вас получилось?
Вос-ль: Кто что увидел?
( ответы детей: карандаш притянул к себе конфетти).
Вос-ль: Правильно, карандаш притянул к себе конфетти, как в опыте с магнитом и шурупом. Но чтобы карандаш притянул к себе конфетти, что мы сделали?
Мы приложили усилие, чтобы карандаш обладал магнитными свойствами. Теперь вспомните и назовите свойство предметов, благодаря которому они притягиваются друг к другу?
( ответы детей: намагниченность).
Это свойство называется «намагниченность».
Вос-ль: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и объясни». Команде Карандаша нужно отобрать картинки с изображением предметов, сделанных из дерева. Команде Гвоздя – предметы, сделанные из металла. А затем мы проверим, кто лучше справится с заданием. Работать надо дружно, тихо. (Воспитатель приглашает детей пройти за столы с картинками, разделившись на две команды. Детям даётся одна минута, чтобы отобрать картинки. Затем команды поворачиваются друг к другу и показывают по очереди картинки. Воспитатель опрашивает 2-3 детей из каждой команды, почему они выбрали эти картинки. Игра заканчивается благодарственными словами воспитателя о том, что все очень постарались.)
Вос-ль: И дерево, и металл очень важны для человека, ребята. Много вещей люди используют из дерева и из металла : без карандаша человек не смог бы писать, а без гвоздя человек не смог бы построить дом. Для приготовления еды мы возьмём сковородку из металла, потому что она не сгорит на огне. А для того, чтобы поудить рыбу, мы возьмём лёгкую деревянную удочку. Отсюда можно сделать вывод: человек в своём быту по-разному применяет свойства дерева и металла.
Решили мы ваш спор, уважаемые Карандаш и Гвоздь?
К. : Да, спасибо! Мы пойдём и узнаем, а знают ли другие дети о том, как важны дерево и металл для человека. До свидания, ребята! (прощание детей с Карандашом и Гвоздём).
Итоги:
Вос-ль: Вам понравилось, ребята, быть исследователями? Зачем мы стали исследователями? Что вы узнали нового? Можете ли вы научить кого-либо делать так же? ( ответы детей:).
Вос-ль: Да, мы сегодня узнали с вами о разных свойствах металла и дерева.
Назовите, какими свойствами обладает дерево? (ответы детей)
Перечислите свойства металла (ответы детей).
Теперь мы знаем, что металл плавиться, а дерево горит. А ещё они обладают свойствами : плавучесть и намагниченность).
Когда вы вырастите, то сами сможете смастерить что-нибудь из дерева или металла, ведь это очень увлекательный процесс.
Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами будем исследовать свойства льда и воды.
А чтобы вы не забывали, что стали исследователями, я хочу вручить вам медали юного исследователя.