Ирина Иванова
НОД по формированию обобщённых представлений у дошкольников о растениях и животных. Тема «Обитатели нашего уголка природы».
▼ Скачать + Заказать документы
(Подготовительная группа)
Предварительная работа.
Многократные, длительные (в течение 2 лет) наблюдения за объектами живого уголка – хомяком, черепахой; комнатными растениями – фиалками, алоэ, хлорофитумом. Занятия по издеятельности: лепка «Черепашка», рисование «Мой маленький питомец», аппликация обрывная «Цветущая фиалка»; просмотр мультфильмов «Как львёнок и черепаха пели песню», «Раз горох, два горох».
Программное содержание.
Публикация «НОД по формированию обобщённых представлений у дошкольников о растениях и животных, Тема „Обитатели нашего уголка природы“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать обобщённое представление о том, что растения и животные – живые существа. У них есть потребности в определенных условиях : для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода, место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и размножаются. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатель, дети) : заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, есть забавные животные.
Материалы.
Комнатные растения – алоэ, фиалки, хлорофитум; террариум с черепахой, клетка с хомяком, набор фишек.
Ход занятия
Сюрпризный момент.
В комнату вбегает взрослый в костюме Незнайки.
Незнайка.
- Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
( Ответы детей: да)
- Я пришёл с вами поиграть. (Смотрит на фиалки). Ой, какие у вас цветочки красивые, вот бы мне на шляпу такой! (Тянется рукой, чтобы сорвать).
Воспитатель.
- Подожди, подожди, Незнайка, они же живые, сорвёшь – он быстро завянет.
Незнайка.
- Какие же они живые, стоят себе в горшках, не шевелятся. Ну да ладно. (Смотрит на клетку с хомяком). Какой пушистик, сейчас я его потискаю, поиграю. (Пытается открыть клетку и достать хомяка).
Воспитатель.
- Незнайка, так нельзя делать! Он же не игрушка.
Незнайка.
- Это почему? Если с ним ребята играют, значит - игрушка!
Воспитатель.
- Ребята о нём заботятся, ухаживают, потому что это живое существо.
Незнайка.
- Ну, я не знаю.
Воспитатель.
- А давайте, ребята, расскажем Незнайке об обитателях нашего живого уголка и докажем, что они живые!
1 ребёнок.
(Стихи про хомяка)
За щеками у зверька
Целых два больших мешка.
Носит в них уже давно
Он в свою нору зерно.
2 ребёнок.
(Стихи про черепаху)
Я с ребятами дружу,
Не спеша всегда хожу.
Мой наряд, как прочный щит,
Для меня одной он сшит.
В клеточку рубашка –
Я – черепашка.
3 ребёнок.
(Стихи про цветы)
В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, фиалка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
Воспитатель.
- Незнайка, кроме детей и взрослых, в нашей группе живут и другие живые существа – комнатные растения, черепашка «Шишечка» и хомяк «Масяня».
А теперь поиграем, устроим соревнование! Ребята разделятся на 2 команды, а ты, Незнайка, будешь раздавать призы.
Затем проводится игра – соревнование.
Дети делятся на две команды, которые по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает от Незнайки фишку. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.
Первое: «Докажите, что обитатель нашего уголка хомяк Масяня – живое существо. По каким признакам его можно считать живым?»
Вопросы детям.
1. Назовите особенности строения животного?
Дети могут назвать следующие признаки: имеет глаза, хвост, уши, усы, нос, зубы, маленькие лапки, хвостик.
1. Для чего они ему нужны? Что хомяк умеет делать?
Дети называют специфику поведения (двигается, ест, бегает в колесе, умывается, набивает щёки кормом, спит, рождает и заботится о своих детёнышах и т. д.).
2. Какие условия нужно ему создать, чтобы хомяк хорошо себя чувствовал, оставался живым?
Дети говорят, что нужна еда, вода, домик, колесо, клетка, нужно вовремя менять опилки, напрасно не беспокоить и т. д.
3. Кто ухаживает за нашим хомяком?
Ответы детей: обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатель и дети, заботятся.
4. Если бы мы выпустили Масяню, смог бы он жить без людей?
Нет, трудно было бы найти пропитание, могли поймать другие животные (кошки).
5. Для чего мы завели хомяка?
Ответы детей: за ним интересно наблюдать, смешно умывается, спит, с радостью идём в группу, ждём встречи с питомцем.
Воспитатель.
- Молодцы, ребята! Подведё м итог: хомяк – живое существо, т. к. нуждается в еде, воде, воздухе, месте для устройства гнезда, отдыха; если мы о нём заботимся, то он остаётся живым, хорошо себя чувствует, растёт и размножается. В свою очередь людям полезно находится в помещении, где есть забавные животные.
Далее рассматривается террариум с черепахой.
Второе: «Докажите, что черепаха Шишечка тоже живое существо».
Повторяется тот же цикл вопросов и делается вывод.
Третье: «Почему комнатные растения, которые есть в нашем помещении, – это тоже живые существа? По каким признакам их можно считать живыми?» Дети по очереди отвечают.
1. Какое строение имеют комнатные растения?
Дети. Могут быть названы признаки строения (имеют корни, цветы, зеленые листья и пр., размножения.
2. Для чего им нужны корни, листья, цветы, семена?
Чтобы пить воду, дышать, размножаться.
3. Какие условия нужно создать растениям, чтобы они оставались живыми, красивыми, росли и размножались?
Их надо поливать, рыхлить, подкармливать и пр.). Воспитатель следит за ответами, Незнайка награждает команды фишками.
4. Для чего нам нужны комнатные растения?
Ответы детей: чтобы очищать воздух, для красоты.
5. Смогут ли жить растения без заботы людей?
Дети: нет, они погибнут.
Воспитатель.
Молодцы, ребята! Наши комнатные растения живые, т. к. им нужно тепло, свет, вода, питательная почва, растения дышат, растут, размножаются, нуждаются в заботе людей, очищают воздух, радуют глаз. Этими свойствами они похожи на животных.
А давайте подумаем, чем же растения отличаются от животных?
Дети. Животные передвигаются в поисках пищи, а растения нет.
Подводятся итоги.
Все вместе подсчитывают фишки каждой команды, определяют команду-победителя. Незнайка вручает всем поощрительные призы.
Воспитатель.
- Ребята, а давайте расскажем Незнайке, как правильно ухаживать за растениями и животными живого уголка.
В заключительной части занятия воспитатель обсуждает с детьми организацию дежурства в зоне природы, делая акцент на то, что работа в уголке природы – это создание хороших условий для животных и растений, жизнь которых целиком зависит от людей.
Воспитатель, уточняя особенности трудовых действий, поясняет, что начинать и заканчивать уборку следует наблюдением. Сначала надо посмотреть, как себя чувствует питомец или зеленый друг, здоров ли он, чего ему не хватает, чего ему вполне достаточно, затем определить, что для него надо сделать – поменять опилки, налить воды в поилку, насыпать корм в кормушку, разрыхлить цветы, подкормить их. В конце уборки не следует спешить уходить из уголка, надо посмотреть, как будет вести себя хомячок и черепашка, когда в клетке у него порядок, чистота, свежие корм и вода. Воспитатель подчеркивает, что создание хороших условий для братьев меньших есть создание комфорта, уюта и для себя: в группе с красивыми, цветущими растениями, веселым зверьком приятно играть, делать любые дела.
В последующие дни и недели воспитатель обучает детей трудовым навыкам в индивидуальном порядке во время их дежурства в уголке природы.
Незнайка.
- Спасибо, ребята, теперь я знаю, как правильно ухаживать за обитателями живого уголка. До свиданья!