Людмила Пронина
НОД по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная площадка представления педагогического опыта работы «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»
Хозяин портфеля
(Непрерывная образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной к школе группе)
Пронина Людмила Петровна,
воспитатель МАДОУ
детский сад №56
г. Балаково Саратовской области
Публикация «НОД по ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель: создать предпосылки для формирования элементарных математических представлений.
Образовательные задачи:
- Закрепить умения составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение в пределах 10 через создание специальных условий.
- Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач.
- Систематизировать и расширять знания о школе.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, дидактическую игру, математического диктанта.
- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
- Развивать умение «читать» маршрут.
Воспитательные задачи:
- Содействовать воспитанию толерантных отношений, коммуникативных навыков через работу в парах.
- Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию.
Оборудование:
- Портфель со школьными принадлежностями.
(с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым)
- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка)
- Пеналы с цифрами и математическими знаками.
- Проволока разной длины (на каждого ребёнка).
- Матрешки (пять штук).
- Сигнальные карточки.
- Карточки с изображением: яблока, обруча, лимона.
- Нарисованный маршрут: первый пункт – изображен знак вопроса (означает «задача»); второй пункт – изображена ромашка (игра «Собери ромашку»); третий пункт – изображен ребус; четвертый пункт – фото девочки.
- Три ромашки, в центре – цифры 7, 6, 4; цифры для составления состава числа этих цифр.
- Схема к задаче с условными обозначениями ( с буквами: У, В, Р, О)
- Изображения улыбки (на каждого ребенка).
- Запись голоса (для портфеля).
Раздаточный материал: простые карандаши, тетради, пеналы с цифрами и математическими знаками, проволока, сигнальные карточки, изображения улыбки.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом на ковре.
Психогимнастика «Обнимемся для хорошего настроения»
Воспитатель: Ребята, я сегодня когда пришла на работу возле нашей группы кое - что нашла. А что, отгадайте.
У девчонки, у мальчишки,
В нем лежат тетрадки, книжки
Ручка, кисточка, альбом,
Нет лишь куклам места в нем. (портфель)
-Ребята, как вам кажется, какое у него настроение? Что же с ним делать? Как ему можно помочь (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, я тоже думаю, что надо вернуть его хозяину.
2. Основная часть
- Ой, ребята, а здесь вот такой маршрут. Как вы думаете, зачем он нужен нам? Что первым нарисовано в маршруте? И что мы в конце маршрута узнаем? (ответы детей) Правильно, ребята, если мы выполним все задания, то узнаем имя хозяина портфеля.
- Давайте посмотрим на маршрут. Здесь нарисован знак вопроса. Что бы это означало? Ребята, послушайте сначала загадку про то, что я первым достану из портфеля.
Я то в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Что такое я (тетрадь)
-Прошу сесть вас за столы. (дети садятся за столы). У вас на столах тоже есть тетради, откройте их. Посмотрите, что написано на странице тетради. Слушаем внимательно задание. Карандашом зачеркните цифры и математические знаки. Что осталось не зачеркнутым? Из оставшихся букв попробуем прочитать слово. Прочитайте, пожалуйста, все буквы по порядку. (ЗА-ДА-ЧА)
- Алеша, поставь, пожалуйста, на мой стол 4 матрешки.
- А ты, Аня, принеси еще одну матрешку и поставь ее рядом.
-Ребята, что сделали Алеша и Аня?
-Рассказ про то, что сделали Алеша и Аня. Как называется эта часть задачи (условие) Я выкладываю основу пирамиды с буквой «У» - это условие.
-Послушайте еще раз условие задачи: Алеша поставил на стол 4матрешки, Аня принесла еще 1матрешку. Саша, повтори условие задачи.
-Как вы думаете, о чем можно спросить в этой задаче? (ответы детей)
-Правильно, это и будет вопрос нашей задачи. И я ставлю вторую ступень пирамиды с буквой «В» - это вопрос.
- Антон, повтори вопрос задачи.
-Вопрос всегда стоит в задаче после условия.
- У нас есть условие и есть вопрос задачи. Что дальше мы должны делать? (решать) И я ставлю следующую ступень нашей пирамиды с буквой «Р» - эторешение.
-Как вы думаете, больше или меньше стало матрешек после того, как Аня принесла еще одну (ответы детей)
- Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи? (ответы детей)
-Так сколько всего стало матрешек (ответы детей)
-Это и будет ответ нашей задачи. И мы завершаем нашу пирамиду с буквой «О» - это ответ.
-Артем, повтори ответ задачи.
-Итак, мы с вами составили задачу и ответили на ее вопрос, значит, мы решили задачу.
- Выложите решение этой задачи из математических знаков и цифр на столе, а в ответе вы получите число, которое выложите из проволоки и покажите. (дети выкладывают решение задачи в парах)
- Как обычно, кто справился с заданием поднимите зеленый сигнал, а кто затрудняется – красный.
- Предлагаю выйти на ковер и немного отдохнуть.
Мы работаем руками,
Мы летим над облаками,
Руки вниз и руки вверх
Мы летим быстрее всех
Чтобы ноги не болели,
1 – присели, 2 – присели,
3, 4, 5 и 6 (приседаем).
Вместе дружно мы идем (ходьба на месте)
И садимся мы потом
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
-Вот мы и справились с первым заданием в маршруте. Нужно переходить к следующему. Что у нас там по маршруту дальше? (ответы детей) Цветок нарисован в маршруте. Ребята, вдруг подул сильный ветер и раскидал все лепестки. Предлагаю поиграть в игру «Собери ромашку». Нам нужно собрать ромашки из этих лепестков. Вы сами должны догадаться, какой лепесток к какой середине положить. (Дети подбирают по одному лепестку к середине ромашки, составляют состав числа 7, 6, 4)
-Ребята, что там у нас следующее по маршруту? (ответы детей;графический диктант). Предлагаю снова пройти за столы и выполнить задание. У вас в тетради на следующей страницена половину страницы нарисовано по клеткам изображение портфеля, вам нужно дорисовать это изображение, чтобы оно стало похожим на портфель нашего гостя.
- Посмотрите, какое изображение, должно было у вас получится (дети сравнивают свое изображение с изображением на доске).
-У кого получилось такое же изображение поднимите сигнальные карточки.
- Ребята, мы с вами столько заданий выполнили. Давайте выйдем из-за столов и сядем на ковер. Хочу с вами поиграть в мыслительную игру «Репка». Для начала вспомним героев сказки «Репка» и назовем их по порядку. ( дети называют: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
- Сколько их всего(6) Кто первый? (дед) Кто последний (мышка) Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? (4) Кто будет первый? (бабка) Кто последний? (кошка) Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? (3).Назовите их (бабка, внучка, Жучка). Кто будет первый? (бабка) Кто последний? (Жучка)
- Ну, вот мы немного отдохнули. Но нужно продолжать движение по маршруту. Я только вот, ребята, подзабыла, что мы ищем то по нашему маршруту или что - то там отгадываем. Ну-ка, напомните мне. (дети напоминают воспитателю)
- Спасибо, что напомнили. Какие вы у меня внимательные. Давайте подойдем к портфелю и посмотримчто у нас там дальше по маршруту. (дети стоят возле портфеля). Если мы сейчас правильно разгадаем ребус, то узнаем имя хозяйки портфеля. Отгадать, что это за слово вы сможете, решив примеры и правильно расставив буквы, с которых начинаются изображенные слова. (дети выполняют задание)
-Итак, какое слово спряталось в ребусе? Как зовут хозяйку портфеля (Оля)
Из портфеля раздается голос:
- Хи-хи.
Воспитатель: - Ребята, а портфель-то говорящий.
Из портфеля раздается голос:
- А у меня никого нет. Моя хозяйка Оля подарила меня вам. И я теперь буду жить в вашей группе.
- Ребята, а вы заметили, что изменилось у нашего портфеля? ( ответы детей: улыбка)
3. Рефлексия
-Я очень рада за вас сегодня, вы все задания маршрута выполнили правильно, хотя они были не простые. Чему вы сегодня учились? (ответы детей)
- Что вам особенно понравилось?
- А сейчас мы отметим, какое настроение у нас с вами. Подойдите к доске и покажите своё настроение с помощью фишки, которая может показать как хорошее, так и плохое настроение.