Папки-передвижки

НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку» (8 фото)

Надежда Шакина
НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Публикация «НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в сказку“» размещена в разделах

Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей ее полноте, помогает сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов и таким образом собрать материал для воображения.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Сенсорное воспитание во время непосредственной образовательной деятельности является основой организации чувственного опыта детей, так как именно в ходе ее создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится, особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности, в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным. Но, безусловно, это воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. От сенсорного развития ребенка в значительной мере зависит его готовность к школьному обучению, так как сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Сенсорная культура помогает ребенку лучше ориентироваться в реальном мире.

Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, и для обучения в школе, и для многих других видов деятельности.

НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

- Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.

- Сформировать представление о свойствах предметов: их форма, цвет, размер.

- Закрепить умение пользоваться мерками при измерении объема.

- Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев года.

- Подготовить к пониманию и решению арифметических задач.

- Сформировать пространственные представления, учить соотносить схематические представления с реальными предметами.

- Учить различать понятия: высоко - низко, медленно – быстро, скучно – весело, большой – маленький, широкая – узкая.

- Закрепить умение подбирать антонимы.

- Закрепить умение делить предметы на 4 части.

Развивающие задачи:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

- Воспитать стремление оказывать помощь попавшим в трудную ситуацию.

- Воспитать умение строить дружеские отношения, работать в коллективе и самостоятельно.

Предварительная работа с детьми: чтение сказок, отгадывание загадок, решение логических и конструктивных задач, работа с календарём, индивидуальные занятия.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить музыкальное и голосовое сопровождение с использованием программы-аудиоредактора (мною использовалась Adobe Audition).

Подготовить демонстративный и раздаточный материал.

Подготовить атрибуты к заданиям по мотивам сказок «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Крокодил Гена и его друзья»

Подготовить письмо, карту Сказочной страны (план групповой комнаты).

Расставить мебель согласно карте Сказочной страны.

Методические приёмы:

- Успокаивающие упражнения перед занятием.

- Игровой (использование сюрпризных моментов).

- Наглядный (использование иллюстрации).

- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

- Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, магнитофон, емкости: 2 пустые; 2 с пшеном и рисом, мерные стаканы-2 штуки, совочки-2 штуки.

Демонстрационный материал: письмо из Сказочной страны, карта Сказочной страны (план групповой комнаты).

Раздаточный материал: геометрические фигуры разного цвета и размера, ножницы.

Атрибуты сказок: хрустальная туфелька; доска, декорированная с помощью геометрических фигур; корона и 7 колпачков, приклеенные к стульям; гармошка и настольная игра «Крокодил Гена и друзья».

Индивидуальная работа с детьми на занятиях:

- воспитывать выдержку (указать детей - по необходимости)

- активизировать (указать детей - по необходимости)

- проконтролировать (указать детей - по необходимости) при решении конструктивной задачи.

b]Структура занятия:[/b]

1. Проблемная ситуация: выбор транспортного средства и задание № 1 «Соедини цифры по порядку».

2. Перелет на ковре-самолете в Сказочную страну.

3. Задание № 2 «Отмерить крупу для Золушки».

4. Динамическая пауза «Морская».

5. Задание № 3 «Изготовление рыбок-подружек для Золотой рыбки».

6. Решение задачи.

7. Задание № 4 «Обучение гномов пользованию календарем».

8. Вручение настольной игры «Крокодил Гена и его друзья».

9. Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы все любите путешествовать? (Ответы детей) Я приглашаю вас сегодня в Сказочную страну. Дорога будет дальней, поэтому нам надо выбрать средство передвижения. Предлагайте, на чем хотите путешествовать. (Дети перечисляют средства передвижения) А я хочу предложить вам(привлечение внимания детей к магнитной доске) ой, вот беда: мой чертеж поврежден, помогите, пожалуйста, его восстановить.

Задание № 1.

Воспитатель: Соедините по порядку цифры от 1 до 10. (Дети выполняют задание).

Фото «Путешествие в сказку»

Воспитатель: И на чем же мы отправимся в путешествие?

Дети: На ковре-самолете.

Воспитатель: Именно так. На чем же еще отправляться в Сказочную страну, как не на ковре-самолете. Ну что ж, присаживайтесь на ковер-самолет, да держитесь покрепче. (Дети садятся на стулья). Скажем дружно: ОДИН - ДВА - ТРИ! Наш ковер-самолет лети! (Дети хором повторяют). Ребята, мы летим! Страшно? Нет? Потому что вместе, потому что дружно. Будем друг за друга держаться – можем ничего не бояться!

Воспитатель: Мы летим не низко, а…

Дети: высоко

Воспитатель: Мы летим не медленно, а…

Дети: быстро

Воспитатель: Нам лететь совсем не скучно, а…

Дети: весело

Воспитатель: И, правда, весело. Даже забавно: все дома были такие высокие, а теперь…

Дети: низкие

Воспитатель: Весь транспорт был такой большой, а теперь…

Дети: маленький

Воспитатель: Наша река Томь всегда такая широкая, а теперь…

Дети: узкая

Воспитатель: Мы летим и наш город Кемерово все дальше и дальше, и только облака…

Дети: ближе и ближе

Воспитатель: Ой, ребята! Кажется, наш полет заканчивается! Вправо! Влево! Повернитесь! В сказках вдруг вы очутитесь!

Звучит голос: «Здравствуйте, друзья! Приветствуем вас в нашей Сказочной стране. Вы преодолели такой долгий путь, наверное, вы очень храбрые путешественники. У жителей страны неприятности, и они очень надеются на вашу помощь. Мы отправили вам письмо, надеемся, что вы сможете нас выручить.

Воспитатель: (читает письмо) Дорогие путешественники! Это план Сказочной страны. По нему вы найдете те сказки, в которых герои ждут вашей помощи. (Дети рассматривают план)

НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста - фото

Ребята, как быть, чтобы не пропустить ни одной сказки, где ждут помощи? (Дети отвечают) Верно, пойдем по порядку. Итак, сказка первая!

(Дети подходят к столам, отмеченным на плане цифрой 1)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Дети: Золушка!

Воспитатель: Почему вы так думаете? (Дети аргументируют свой ответ расположенными на столе атрибутами сказки). Да, я тоже так думаю! Мы в сказке «Золушка». Ее написал сказочник Шарль Перро.

Фото №1 Введение Дошкольный возраст период первоначального ознакомления с окружающей действительностью вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка

Звучит голос: «Дорогие ребята! Это я - Золушка. Мачеха все также обижает меня и все время злится. Добрая Фея сказала, что исправить ее характер и сделать добрее поможет каша «Дружба», а я не знаю, как ее варить. Помогите мне, пожалуйста!"

Задание № 2

Воспитатель: А вы знаете, какие крупы для каши «Дружба» нужны?

Дети: Пшено и рис.

Воспитатель: Ребята, я знаю, чтобы сварить кашу «Дружба», требуется равное количество этих круп. А как же нам определить, сколько здесь, какой крупы? (Дети рассуждают. Воспитатель подталкивает их к идее использования мерных стаканов).

Воспитатель: А чтобы не сбиться со счета, нам следует откладывать в сторону фишку с каждым отмеренным стаканом. (Дети отмеряют крупу). Сколько у нас стаканов риса?

Дети: шесть

Воспитатель: А сколько стаканов пшена?

Дети: пять

Воспитатель: Чего больше? Чего меньше? На сколько? (Дети отвечают). Что нам нужно сделать, чтобы круп было поровну? (Дети отсыпают 1 стакан риса) Сколько стало стаканов риса? А пшена? Сколько всего стаканов крупы? (Дети отвечают) Молодцы! Думаю, дальше Золушка справится сама: помоет крупу, засыплет ее в кастрюлю, зальет молоком и поставит в печь. А мы отправляемся в следующую сказку. Которая она по счету?

Дети: вторая! (Дети находят на плане цифру 2, подходят к доске).

Воспитатель: Куда же мы попали на этот раз? (Дети отвечают, ссылаясь на атрибуты сказки).

Фото №2 Ребенок познает предметный мир а также явления природы события общественной жизни доступные наблюдению

Воспитатель: Верно, это сказка А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Но что-то никто нас не встречает. Кругом только море плещет! А не поиграть ли нам в игру, которая так и называется «Морская».

Динамическая пауза:

Море очень широко, руки в стороны

Море очень глубоко. наклоны вниз

Рыбы есть волнообразные движения рукой по горизонтали

И крабы есть, изображаем руками краба

Много водорослей здесь,волнообразные вертикальные движения обеими руками

Нам всего не перечесть. соединение подушек пальцев с большим

Очень трудно сосчитать! хлопки ритмичные

Один, два, три, четыре, пять. сгибают пальцы, начиная с мизинца

Рук не хватит - руки в стороны

Много! встряхивают кистями рук

Звучит голос: (всплеск воды, вздохи) «Ах, мне так скучно в моем синем море, я гуляю одна на просторе, мне б веселую стайку подружек, мы в веселом танце закружим, и наполнится радостью море, будет весело мне на просторе».

Воспитатель: Поможем? (Дети подходят к ленточному столу, где на подносе лежат разные по размеру и цвету геометрические фигуры. По просьбе воспитателя берут в руки квадраты).

Задание № 3

Воспитатель: Рассмотрите квадраты. Чем они похожи? Чем отличаются? (Дети отвечают). Разрежьте квадрат на 4 треугольника. (Дети разрезают свои квадраты). Сколько треугольников у вас получилось?

Дети: четыре.

Воспитатель: Покажите одну четвертую часть квадрата. (Дети показывают один из своих треугольников). А почему ваши треугольники разной величины? Разного размера?

Дети: квадраты были разные.

Воспитатель: Значит, у кого часть больше, у того и квадрат был больше. А теперь самое время выполнить просьбу Золотой рыбки. Используя 4 треугольника, выложите рыбок-подружек для Золотой рыбки. (Дети выполняют задание).

Фото №3 Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт

Воспитатель: Чудесные рыбки! У кого рыбки плывут вправо? (Дети поднимают руки) У кого влево? (Дети поднимают руки) Сколько рыбок всего?

Дети: 8 рыбок.

Воспитатель: Ребята! Какая интересная задача у нас получилась! В море плавала одна Золотая рыбка. Приплыли еще 8 рыбок. Сколько рыбок стало?

Дети: 9 рыбок.

Воспитатель: Молодцы ребята, думаю, теперь Золотой рыбке не будет скучно в синем море! А нас ждет следующая сказка. Эта сказка, которая по счету?

Дети:третья.

(Дети обращаются к плану, после этого подходят к стульям).

Воспитатель: Интересно, какая сказка здесь нас ждет? Вы уже догадались? (Дети отвечают, ссылаясь на атрибуты сказки). Да, и я тоже абсолютно уверена, что это сказка Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Фото №4 Отдельные ощущения полученные от предмета суммируются в целостное его восприятие

Звучит голос: «Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Вы такие веселые и дружные, как мои гномики. Вот только мои гномы немного приуныли и просят вас научить их пользоваться календарем».

Задание № 4

Воспитатель: Научим их, ребята?

Дети: да.

Воспитатель: Что надо уметь делать?

Дети: считать, читать.

Воспитатель: А что нужно знать?

Дети: название месяцев, дней недели и т. д.

Воспитатель: Ребята, сколько дней в неделе? (Ответы детей) Как называется первый день недели? (Ответы детей) А последний день недели? (Ответы детей) Какой сегодня день недели? (Ответы детей) А какой был вчера? (Ответы детей) Какой будет завтра? (Ответы детей) Какой день недели мы не назвали? (Ответы детей) Cколько месяцев в году? (Перечисляем все хором) Какой первый месяц в году? (Ответы детей) А сейчас какой месяц? (Ответы детей) Молодцы, ребята! Я уверена, что гномы теперь сами будут пользоваться календарем, ведь это очень интересное занятие. А нам надо спешить, которая по счету сказка нас ждет?

Дети: четвертая.

Воспитатель: А как еще можно сказать про нее, если взглянуть на план?

Дети: последняя.

(Дети подходят к столику, на котором стоят гармошка и подарочная коробка).

Воспитатель: В какой мы сказке, ребята? (Дети отвечают, ссылаясь на атрибуты сказки). Верно, это сказка Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Фото №5 На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов становится возможным их дифференцировать выделять один из множества других находить сходство и различия между ними

Звучит голос: «Здравствуйте ребята! У нас все замечательно! Мы часто слышали от вас, что ссорятся - глупые, а умные договариваются. Мы договорились с Шапокляк и больше не ссоримся. Посылаем вам нашу любимую игру. И исполняем для вас эту песню»

Звучит песня «Пусть бегут неуклюже» (Звук затихает)

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Приглашаю вас на ковер-самолет. (Дети проходят). Скажем дружно: ОДИН - ДВА - ТРИ! Наш ковер-самолет лети! (Дети хором повторяют). Наше путешествие можно назвать удачным? (Ответы детей) А почему?

Дети: потому что всем помогли.

Воспитатель: А каким еще было наше путешествие?

Дети: сказочным, интересным, веселым, незабываемым, захватывающим и т. д.

Воспитатель: А в какую сказку хотелось бы вам вернуться? А в какую не хотелось бы? (Ответы детей) Вправо! Влево! Повернитесь! В детский сад вы все вернитесь!

Воспитатель предлагает детям поиграть в новую настольную игру «Крокодил Гена и его друзья».

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Сенсорное развитие у детей.Сенсорное развитие у детей. Младший дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка. Вместе с физиологическим ростом развиваются и психические процессы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»
Опубликовано: 28 августа 2013 в 19:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шакина (УИ 86254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД