Надежда Шакина
НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Публикация «НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей ее полноте, помогает сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов и таким образом собрать материал для воображения.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Сенсорное воспитание во время непосредственной образовательной деятельности является основой организации чувственного опыта детей, так как именно в ходе ее создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится, особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности, в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным. Но, безусловно, это воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. От сенсорного развития ребенка в значительной мере зависит его готовность к школьному обучению, так как сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Сенсорная культура помогает ребенку лучше ориентироваться в реальном мире.
Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, и для обучения в школе, и для многих других видов деятельности.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.
- Сформировать представление о свойствах предметов: их форма, цвет, размер.
- Закрепить умение пользоваться мерками при измерении объема.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев года.
- Подготовить к пониманию и решению арифметических задач.
- Сформировать пространственные представления, учить соотносить схематические представления с реальными предметами.
- Учить различать понятия: высоко - низко, медленно – быстро, скучно – весело, большой – маленький, широкая – узкая.
- Закрепить умение подбирать антонимы.
- Закрепить умение делить предметы на 4 части.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитать стремление оказывать помощь попавшим в трудную ситуацию.
- Воспитать умение строить дружеские отношения, работать в коллективе и самостоятельно.
Предварительная работа с детьми: чтение сказок, отгадывание загадок, решение логических и конструктивных задач, работа с календарём, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовить музыкальное и голосовое сопровождение с использованием программы-аудиоредактора (мною использовалась Adobe Audition).
Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Подготовить атрибуты к заданиям по мотивам сказок «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Крокодил Гена и его друзья»
Подготовить письмо, карту Сказочной страны (план групповой комнаты).
Расставить мебель согласно карте Сказочной страны.
Методические приёмы:
- Успокаивающие упражнения перед занятием.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, магнитофон, емкости: 2 пустые; 2 с пшеном и рисом, мерные стаканы-2 штуки, совочки-2 штуки.
Демонстрационный материал: письмо из Сказочной страны, карта Сказочной страны (план групповой комнаты).
Раздаточный материал: геометрические фигуры разного цвета и размера, ножницы.
Атрибуты сказок: хрустальная туфелька; доска, декорированная с помощью геометрических фигур; корона и 7 колпачков, приклеенные к стульям; гармошка и настольная игра «Крокодил Гена и друзья».
Индивидуальная работа с детьми на занятиях:
- воспитывать выдержку (указать детей - по необходимости)
- активизировать (указать детей - по необходимости)
- проконтролировать (указать детей - по необходимости) при решении конструктивной задачи.
b]Структура занятия:[/b]
1. Проблемная ситуация: выбор транспортного средства и задание № 1 «Соедини цифры по порядку».
2. Перелет на ковре-самолете в Сказочную страну.
3. Задание № 2 «Отмерить крупу для Золушки».
4. Динамическая пауза «Морская».
5. Задание № 3 «Изготовление рыбок-подружек для Золотой рыбки».
6. Решение задачи.
7. Задание № 4 «Обучение гномов пользованию календарем».
8. Вручение настольной игры «Крокодил Гена и его друзья».
9. Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы все любите путешествовать? (Ответы детей) Я приглашаю вас сегодня в Сказочную страну. Дорога будет дальней, поэтому нам надо выбрать средство передвижения. Предлагайте, на чем хотите путешествовать. (Дети перечисляют средства передвижения) А я хочу предложить вам(привлечение внимания детей к магнитной доске) ой, вот беда: мой чертеж поврежден, помогите, пожалуйста, его восстановить.
Задание № 1.
Воспитатель: Соедините по порядку цифры от 1 до 10. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: И на чем же мы отправимся в путешествие?
Дети: На ковре-самолете.
Воспитатель: Именно так. На чем же еще отправляться в Сказочную страну, как не на ковре-самолете. Ну что ж, присаживайтесь на ковер-самолет, да держитесь покрепче. (Дети садятся на стулья). Скажем дружно: ОДИН - ДВА - ТРИ! Наш ковер-самолет лети! (Дети хором повторяют). Ребята, мы летим! Страшно? Нет? Потому что вместе, потому что дружно. Будем друг за друга держаться – можем ничего не бояться!
Воспитатель: Мы летим не низко, а…
Дети: высоко
Воспитатель: Мы летим не медленно, а…
Дети: быстро
Воспитатель: Нам лететь совсем не скучно, а…
Дети: весело
Воспитатель: И, правда, весело. Даже забавно: все дома были такие высокие, а теперь…
Дети: низкие
Воспитатель: Весь транспорт был такой большой, а теперь…
Дети: маленький
Воспитатель: Наша река Томь всегда такая широкая, а теперь…
Дети: узкая
Воспитатель: Мы летим и наш город Кемерово все дальше и дальше, и только облака…
Дети: ближе и ближе
Воспитатель: Ой, ребята! Кажется, наш полет заканчивается! Вправо! Влево! Повернитесь! В сказках вдруг вы очутитесь!
Звучит голос: «Здравствуйте, друзья! Приветствуем вас в нашей Сказочной стране. Вы преодолели такой долгий путь, наверное, вы очень храбрые путешественники. У жителей страны неприятности, и они очень надеются на вашу помощь. Мы отправили вам письмо, надеемся, что вы сможете нас выручить.
Воспитатель: (читает письмо) Дорогие путешественники! Это план Сказочной страны. По нему вы найдете те сказки, в которых герои ждут вашей помощи. (Дети рассматривают план)
Ребята, как быть, чтобы не пропустить ни одной сказки, где ждут помощи? (Дети отвечают) Верно, пойдем по порядку. Итак, сказка первая!
(Дети подходят к столам, отмеченным на плане цифрой 1)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали?
Дети: Золушка!
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Дети аргументируют свой ответ расположенными на столе атрибутами сказки). Да, я тоже так думаю! Мы в сказке «Золушка». Ее написал сказочник Шарль Перро.
Звучит голос: «Дорогие ребята! Это я - Золушка. Мачеха все также обижает меня и все время злится. Добрая Фея сказала, что исправить ее характер и сделать добрее поможет каша «Дружба», а я не знаю, как ее варить. Помогите мне, пожалуйста!"
Задание № 2
Воспитатель: А вы знаете, какие крупы для каши «Дружба» нужны?
Дети: Пшено и рис.
Воспитатель: Ребята, я знаю, чтобы сварить кашу «Дружба», требуется равное количество этих круп. А как же нам определить, сколько здесь, какой крупы? (Дети рассуждают. Воспитатель подталкивает их к идее использования мерных стаканов).
Воспитатель: А чтобы не сбиться со счета, нам следует откладывать в сторону фишку с каждым отмеренным стаканом. (Дети отмеряют крупу). Сколько у нас стаканов риса?
Дети: шесть
Воспитатель: А сколько стаканов пшена?
Дети: пять
Воспитатель: Чего больше? Чего меньше? На сколько? (Дети отвечают). Что нам нужно сделать, чтобы круп было поровну? (Дети отсыпают 1 стакан риса) Сколько стало стаканов риса? А пшена? Сколько всего стаканов крупы? (Дети отвечают) Молодцы! Думаю, дальше Золушка справится сама: помоет крупу, засыплет ее в кастрюлю, зальет молоком и поставит в печь. А мы отправляемся в следующую сказку. Которая она по счету?
Дети: вторая! (Дети находят на плане цифру 2, подходят к доске).
Воспитатель: Куда же мы попали на этот раз? (Дети отвечают, ссылаясь на атрибуты сказки).
Воспитатель: Верно, это сказка А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Но что-то никто нас не встречает. Кругом только море плещет! А не поиграть ли нам в игру, которая так и называется «Морская».
Динамическая пауза:
Море очень широко, руки в стороны
Море очень глубоко. наклоны вниз
Рыбы есть волнообразные движения рукой по горизонтали
И крабы есть, изображаем руками краба
Много водорослей здесь,волнообразные вертикальные движения обеими руками
Нам всего не перечесть. соединение подушек пальцев с большим
Очень трудно сосчитать! хлопки ритмичные
Один, два, три, четыре, пять. сгибают пальцы, начиная с мизинца
Рук не хватит - руки в стороны
Много! встряхивают кистями рук
Звучит голос: (всплеск воды, вздохи) «Ах, мне так скучно в моем синем море, я гуляю одна на просторе, мне б веселую стайку подружек, мы в веселом танце закружим, и наполнится радостью море, будет весело мне на просторе».
Воспитатель: Поможем? (Дети подходят к ленточному столу, где на подносе лежат разные по размеру и цвету геометрические фигуры. По просьбе воспитателя берут в руки квадраты).
Задание № 3
Воспитатель: Рассмотрите квадраты. Чем они похожи? Чем отличаются? (Дети отвечают). Разрежьте квадрат на 4 треугольника. (Дети разрезают свои квадраты). Сколько треугольников у вас получилось?
Дети: четыре.
Воспитатель: Покажите одну четвертую часть квадрата. (Дети показывают один из своих треугольников). А почему ваши треугольники разной величины? Разного размера?
Дети: квадраты были разные.
Воспитатель: Значит, у кого часть больше, у того и квадрат был больше. А теперь самое время выполнить просьбу Золотой рыбки. Используя 4 треугольника, выложите рыбок-подружек для Золотой рыбки. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Чудесные рыбки! У кого рыбки плывут вправо? (Дети поднимают руки) У кого влево? (Дети поднимают руки) Сколько рыбок всего?
Дети: 8 рыбок.
Воспитатель: Ребята! Какая интересная задача у нас получилась! В море плавала одна Золотая рыбка. Приплыли еще 8 рыбок. Сколько рыбок стало?
Дети: 9 рыбок.
Воспитатель: Молодцы ребята, думаю, теперь Золотой рыбке не будет скучно в синем море! А нас ждет следующая сказка. Эта сказка, которая по счету?
Дети:третья.
(Дети обращаются к плану, после этого подходят к стульям).
Воспитатель: Интересно, какая сказка здесь нас ждет? Вы уже догадались? (Дети отвечают, ссылаясь на атрибуты сказки). Да, и я тоже абсолютно уверена, что это сказка Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Звучит голос: «Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Вы такие веселые и дружные, как мои гномики. Вот только мои гномы немного приуныли и просят вас научить их пользоваться календарем».
Задание № 4
Воспитатель: Научим их, ребята?
Дети: да.
Воспитатель: Что надо уметь делать?
Дети: считать, читать.
Воспитатель: А что нужно знать?
Дети: название месяцев, дней недели и т. д.
Воспитатель: Ребята, сколько дней в неделе? (Ответы детей) Как называется первый день недели? (Ответы детей) А последний день недели? (Ответы детей) Какой сегодня день недели? (Ответы детей) А какой был вчера? (Ответы детей) Какой будет завтра? (Ответы детей) Какой день недели мы не назвали? (Ответы детей) Cколько месяцев в году? (Перечисляем все хором) Какой первый месяц в году? (Ответы детей) А сейчас какой месяц? (Ответы детей) Молодцы, ребята! Я уверена, что гномы теперь сами будут пользоваться календарем, ведь это очень интересное занятие. А нам надо спешить, которая по счету сказка нас ждет?
Дети: четвертая.
Воспитатель: А как еще можно сказать про нее, если взглянуть на план?
Дети: последняя.
(Дети подходят к столику, на котором стоят гармошка и подарочная коробка).
Воспитатель: В какой мы сказке, ребята? (Дети отвечают, ссылаясь на атрибуты сказки). Верно, это сказка Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Звучит голос: «Здравствуйте ребята! У нас все замечательно! Мы часто слышали от вас, что ссорятся - глупые, а умные договариваются. Мы договорились с Шапокляк и больше не ссоримся. Посылаем вам нашу любимую игру. И исполняем для вас эту песню»
Звучит песня «Пусть бегут неуклюже» (Звук затихает)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Приглашаю вас на ковер-самолет. (Дети проходят). Скажем дружно: ОДИН - ДВА - ТРИ! Наш ковер-самолет лети! (Дети хором повторяют). Наше путешествие можно назвать удачным? (Ответы детей) А почему?
Дети: потому что всем помогли.
Воспитатель: А каким еще было наше путешествие?
Дети: сказочным, интересным, веселым, незабываемым, захватывающим и т. д.
Воспитатель: А в какую сказку хотелось бы вам вернуться? А в какую не хотелось бы? (Ответы детей) Вправо! Влево! Повернитесь! В детский сад вы все вернитесь!
Воспитатель предлагает детям поиграть в новую настольную игру «Крокодил Гена и его друзья».