Ольга Ионова
НОД по обучению грамоте «Путешествие в волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 173 «Тополек»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему: «Путешествие в волшебный лес»
по речевому и познавательному развитию.
Составила и провела
Воспитатель первой квалификационной категории
Ионова О. В.
Саратов 2016г.
Публикация «НОД по обучению грамоте „Путешествие в волшебный лес“» размещена в разделах
Цель: обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
-Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
-Закрепить знания детей о природе, полученные в различных видах деятельности;
- Активизировать знания детей об окружающем мире.
Развивающие:
-Развивать умение находить ударный слог, составлять предложение по схемам.
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
-Развивать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
-Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Виды деятельности
Словарная работа: звук, слог, слово, предложение, схема предложения.
ударение, буква.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приё мы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентационный материал, карточки с заданием для детей, простые карандаши, рабочие тетради, ребус.
Ход НОД:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! солнцу и птицам.
- Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего дня.
Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю, которую я услышала по дороге в детский сад у птичьей кормушки. Жила- была в волшебном лесу маленькая синичка Дзинька. И была она большой выдумщицей. Однажды отправилась она на прогулку, и с ней приключилась вот такая история. Взобралась птичка на большое дерево и стала смотреть на своих друзей – лесных жителей. Вдруг подул сильный ветер и унес её далеко от дерева. Оказалась она на участке нашего детского сада. Сидит Дзинька и думает, как ей теперь вернуться домой. И вдруг она увидела рюкзачок. А в рюкзачке том был кармашек. Любопытная Дзинька решила посмотреть, что же там хорошенького. А в кармашке находились очень интересные задания, которые помогут ей вернуться домой. Дзиньке очень хотелось все разгадать, но у неё ничего не получилось, так как она в детский сад не ходила, читать и писать не умела. Подумала, подумала и решила она обратиться за помощью к вам, ребята и передала вот этот рюкзак. Поможем, ребята, Дзиньке?
-Настроение у нас хорошее, вы готовы к решению интересных заданий? Ответы детей
-Вам понадобятся ваши знания, внимание и находчивость.
– Для начала проведем разминку, повторяйте все за мной: (громко, медленно, тихо, быстро)
-Ра – ра - ра – начинается игра,
-Ры – ры - ры – нам преграды не страшны!
-Молодцы, наша разминка окончена и мы можем приступить к выполнению заданий.
1. Задание от Мудрой Совы «Блиц опрос»
-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это (Насекомые)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы)
— У какого дерева белый ствол? (У березы).
— Как называется дом муравьев? (Муравейник)
— Как назвать детеныша коровы? (Теленок)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа).
— Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук)
— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое)
— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца)
— Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок)
— Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
Дети садятся за столы.
2. Задание от Знайки: отгадайте загадки о жителях этой страны:
-Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звуки).
-Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буквы).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
-Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
-Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
Посмотрите на картинку.
- Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).
- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.
- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
- Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА) .
- На какой слог падает ударение? (МА).
- Назовите безударный слог? (ЗИ)
- Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
- А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
- Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).
- Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
Звук З – согласный, звонкий, мягкий.
Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.
- Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
- Какие это звуки? (и, а).
- Какой гласный находится в середине слова? (И)
- Где находится звук «а»? (в конце слова)
- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
- Какой знак ставится в конце предложения? (точка).
- А еще какие знаки ставятся в конце предложения!)
-Придумайте и составьте предложение со словом «ЗИМА» по заданной схеме.
Работа в парах.
Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание)
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Обратите внимание на экран.
Веселые Фиксики приглашают вас на веселую разминку.
Физ. минутка «Веселые Фиксики»
3. Задание: Чтобы выполнить следующее задание нам нужно найти подсказку, а поможет нам загадка:
У него спина большая,
И на ней он разрешает,
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
Отгадка стол, значит задание на столе.
4. Задание «Покормите птиц»
- Чем питаются птицы?
Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебными крошками.
Синица – питается семенами растений, зёрнами ягод, а ещё синички любят сало (несоленое).
Ворона – это городской санитар, ест зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
Снегирь – семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
Голубь – семена растений, зерном.
-Обратите внимание на эту схему- выберите птицу в названии которой два слога. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и поставить фишку под соответствующей картинкой.
Дети ставят фишку под соответствующей картинкой.
5 Задание от Риторика. Решение ребуса: пословица «Друг познается в беде»
Дети делятся на три группы, каждая группа выкладывает свое слово из конверта. Затем читают пословицу, объясняют смысл пословицы.
Итог:
-Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, теперь Дзинька обязательно вернется в свой сказочный лес.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое показалось трудным?
- Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
Спасибо вам за работу!
Голос Синицы:
«Спасибо вам ребята, что вы помогли мне вернуться домой.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить, и дорожить,
И добро друзьям дарить».