МААМ-картинки

НОД по обучению основам грамоты в подготовительной группе

Эльмира Дельмамбетова
НОД по обучению основам грамоты в подготовительной группе

Программное содержание : Продолжать развивать связанную речь детей, как средство общения, отрабатывать интонационную выразительность, формировать звуковую культуру речи.

Развивать фонематический слух детей, артикуляционный аппарат, добиваться чёткости произношения звуков.

Продолжать учить детей:

- анализировать предложение, определять словесный состав (предложение состоит из одного-двух и более слов);

- закреплять термины «слово» (единица речи, произносим слово, слышим слово;

- слоговому анализу слов (находить ударный слог);

Публикация «НОД по обучению основам грамоты в подготовительной группе» размещена в разделах

- выделять определённый звук (находить его местоположение, давать ему характеристику: гласный ударный, безударный, согласный мягкий, твёрдый);

- развивать слуховое внимание, мышление, память, речевую активность.

Продолжать учить детей отвечать полными предложениями (5-6 слов) на вопросы взрослого, развивать мелкую моторику рук (подготовка мускулатуры рук к письму, закреплять умение ориентироваться на плоскости (графический диктант)

Формировать умение чётко следовать указаниям взрослого, при выполнении учебного задания, способность аккуратно работать в тетради.

Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в коллективе, с целью достижения поставленных целей, доводить начатое дело до конца.

Обогащение словаря: сирена, сирень, Звукознайкин, Мудрая сова, почётный орден.

Активизация словаря: предложение, слово, слог, гласный и согласный звуки, ударный, безударный, мягкий, твёрдый.

Предварительная работа:

1. Игра «Кто больше назовёт слов со звуками (с, (сь).

2. Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

3. Игры в папке: «На дороге», «Законы улиц и дорог», «Транспорт, или машины разные и такие важные»

4. Детское домино «Дорога», «Светофория»

5. Чтение художественной литературы, стихотворений, загадок, рассматривание ситуации.

Этап занятия Ход занятия Работа с детьми

1. Сюрпризный момент Ребята, Мудрая Сова пригласила нас в гости и пригласила карту своей страны Правильной речи. Но, для того, чтобы попасть к Сове, нам надо не просто пройти по карте, а надо решать увлекательные и интересные задания, которые предлагает наш знакомый Звукознайкин. Он не сомневается, что мы справимся. И ещё одно условие: после каждого задания надо заштриховать круг. Ребята, на чём можно отправиться в путешествие? ( наземный: автобус, автомобиль, троллейбус… воздушный: воздушный шар, самолёт, вертолёт… водный: катер, корабль, пароход, лодка)

Загадка:

Есть рули у них и шины.

Называются машины. Создать условие для психологической комфортной деятельности. Активизация мыслительной деятельности.

2. Работа над предложением Что такое предложение?

(Это слова, связанные между собой по смыслу).

Из чего состоит предложение?

(предложение состоит из слов)

Какие бывают предложения? (короткие и длинные).

Придумайте короткое предложение со словом машина

(Красивая машина. Машина едет.)

Назови первое слово, второе слово ___

Придумайте длинное предложение. (Папа купил красивую машину.) Как можно проверить? (прошагать, прохлопать). Молодцы! Я думаю, что мы справились с 1 заданием и можно заштриховать первый круг слева направо Продолжать учить детей отвечать полными предложениями, закреплять умение детей в составлении предложений из двух слов, находить место каждого слова в предложении.

3. Работа над слогом Отправляемся дальше…

Загадка:

Паровоз без колёс!

Что за чудо паровоз!

Не с ума ли сошёл.

Прямо по полю пошёл! (пароход)

Что можно делать со словом? (можно составить предложение, делить на слоги).

Разделите слово пароход на слоги: па-ра-ход.

Сколько слогов? Как можно проверить? На какой слог падает ударение?

(Ударение падает на третий слог, на гласный звук (о).

Придумайте слова с 1 слогом, 2 слогами, 3 слогами и покажите к какой схеме подходит: /___/ (стол, стул, руль) /___/___/ (парта, рама, карта) /___/___/___/ (потолок, лопата) Со вторым заданием справились, штрихуем второй круг и можно двигаться дальше по карте. А дальше ждёт нас…

Загадка:

Красный, жёлтый и зелёный,

Вам известен с давних пор,

Наш спаситель (светофор) Учить детей делить слова на слоги, изменять слова по указанию воспитателя. Развивать мышление, внимание.

4. Физминутка На этой станции мы с вами поиграем.

Красный – стоим, жёлтый – готовимся, зелёный – ходим по группе в одном направлении. Снять напряжение. Поднять эмоциональный настрой. Повысить двигательную активность.

5. Звуковой анализ слова «Сирена» Поиграли, отдохнули, можно двигаться дальше.

Загадка:

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

держит их руками. (троллейбус)

Какой звук вы слышите в конце слова (с).

Придумайте слова со звуком (с) в начале, в конце, в середине: (стол, доска, матрас, автобус)

Кто называет, тот садится за стол. Итак, молодцы, сели правильно. Из чего состоит слово (из слогов, из звуков).

Чем отличается звук от буквы? (звук мы произносим и слышим, а букву мы пишем и видим).

Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Чем они отличаются? (рассказ о гласных, согласных).

Какие бывают гласные? (ударные, безударные)

Какие бывают согласные? (мягкие, твёрдые)

Как вы уже догадались, будем проводить звуковой анализ, а какого вы должны догадаться:

«Найди ошибку»

Машина мчит по мостовой

Сирени раздаётся вой (Сирены)

Почему вы так думаете? (Сирень – кустарник, сирена – звуковой сигнал).

Сирена (сь, (и, (рь, (э, (н, (а)

В слове 6 звуков: (сь) - согласный, мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета;

(и) – гласный, безударный, обозначаем фишкой красного цвета;

(рь) - согласный, мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета;

(е) - гласный, ударный, обозначаем фишкой красного цвета;

(н) – согласный, твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета;

(а) – гласный, безударный, обозначаем фишкой красного цвета.

Учить ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; закреплять знания о звуках.

6. Игра «Убери звук» Поочерё дно убираем звуки: (а, (э, (сь, (н, (р)

- Какой звук остался? (и). Я думаю, что ещё с одним заданием справились.

Штрихуем круг.

Загадка: Полосатая лошадка

Её зеброю зовут

Но не та, что в зоопарке

По ней люди не идут. (Пешеходный переход) Учить внимательно слушать задания и правильно их выполнять.

7. Пальчиковая гимнастика Дальше, ребята, на пути нас ждёт пешеходный переход. Раз путешествие у нас необычное и переход пройдём по необычному! «Ходим» пальцами (указательными и средними) по «зебре» дорожного перехода на каждый слог:

Нас с то-бой пе-ре-ве-дёт пе-ше-ход-ный пе-ре-ход. Укрепить мелкую мускулатуру.

8. Графический диктант. Открыли тетради, сели правильно. Нашли точку на новой странице и от этой точкой начинаем двигаться 4 клетки вправо, 4 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 10 вправо и т. д.

«Найди ошибку»

Машина едет грозовая

Рулит водитель, напевая (грузовая).

-Ребята, что у нас получилось? (Машина грузовая)

-Что надо дорисовать? (колёса, дверь)

-Молодцы!

9. Итог занятия Со всеми заданиями мы справились и дошли до замка Мудрой Совы, где нас ждёт сюрприз.

(Вручение почётных орденов Мудрой Совы, правительницы страны Правильной речи)

Публикации по теме:

Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей.

План самообразования «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников». Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по обучению основам грамоты в подготовительной группе
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 19:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД