Елена Федченко
НОД по ознакомлению с художественной литературой — корякской народной сказкой «Почему у дятла праздничная кухлянка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему у дятла праздничная кухлянка?
Цель:
Создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей оценивать поступки персонажей и аргументировать свои суждения.
• Расширять и уточнять знания детей о жизни и быте коренного населения Камчатки.
Развивающие:
• Развивать театрально-игровые умения детей: передача образов с помощью различных средств выразительности
• Развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
Публикация «НОД по ознакомлению с художественной литературой — корякской народной сказкой „Почему у дятла праздничная кухлянка?“» размещена в разделах
- Дятел. Все о дятлах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Формировать моральные качества личности: доброту, отзывчивость, терпимость.
Методические приё мы:
Беседа, рассказ воспитателя, игровые приёмы, вопросы.
Словарная работа:
Коряки, амто, мэй, яранга, кухлянка, торбаса, малахай, кайлём, бат.
Материал:
Корякские костюмы (женские и мужские кухлянки, торбаса, повязки, макет яранги, макеты бата, костёр, подушки, «солнечный мячик», костюм дятла, костюм лисички, иллюстрации национальной одежды.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Чтение корякских народных сказок «Хитрая лиса», «Хитрый Викса», «Мивит», «Почему у дятла новая кухлянка»; «Сказки Камчатской долины» М. Угрина; беседы о быте, промыслах коренных жителей; рассматривание корякской одежды; рассматривание иллюстраций и фотографий о быте коренных жителей Камчатки; участие детей в изготовлении макета яранги; привлечение родителей к изготовлению бата, детского корякского костюма и корякских украшений; подготовка инсценировки сказки; заучивание наизусть стихотворений о родном крае.
Музыкальное сопровождение: шумовой эффект «Чайки кричат», «Пурга» («Звуки окружающего мира» Т. Э. Тютюнникова).
Ход занятия
Дети заходят в группу и приветствуют гостей по-корякски «Амто». Строят круг и приветствуют друг друга: «Амто, Максим» и т. д., передавая друг другу в руки «Солнечный мячик».
В. - Я приглашаю вас посетить галерею иллюстраций к сказкам. (Дети проходят к мольберту с рисунками)
В. - Посмотрите на иллюстрации и скажите, из каких сказок эти герои. (ответы детей).
В. - Приглашаю подойти к другому стенду. (где изображены герои корякских сказок).
Рассматривание и беседа по прочитанным сказкам.
В. - Посмотрите на иллюстрации. Из каких сказок герои?
(называют сказки).
- А эти сказки кто написал? (корякский народ).
- Вы назвали сказку «Хитрая лиса». Кто главный герой этой сказки? (лиса).
В. - Как в этой сказке поступила она?
Д. Чтобы спасти свою жизнь, лиса обманула, обидела морских животных.
- Ребята, а можно так поступать? А как по-другому лиса могла поступить?
- Кто главный герой в сказке «Хитрый Викса»? (Викса).
- Что вы можете о нём рассказать? (Викса был умный, не злой, хитрый и т. д.).
- Как поступил Викса в сказке?
- Почему он так поступил?
- Что вы можете рассказать о герое сказки «Мивит»? (Мивит был очень быстрый, трудолюбивый, добрый, и т. д.).
- Вам понравился Мивит? А почему?
Физминутка
- Ребята, в корякских народных сказках, песнях часто говорится о птицах чайках, которые летают и издают пронзительные, громкие звуки. Закройте глазки, представьте, что вы эти красивые чайки. Полетели. (Дети изображают летающих чаек и имитируют их крик).
- Чайки сели на воду.
В. - Ребята, приглашаю вас к костру. Мы сегодня приветствовали наших гостей на корякском языке. Не зря заговорили на этом языке. Кто такие коряки?
Д. Коренные жители Камчатки.
В. - Как вы понимаете слова «Коренные жители Камчатки»?
Д. Первые жители Камчатки. Они жили здесь, на Камчатке, очень давно.
В. - У нас в гостях герои сказки «Почему у Дятла праздничная кухлянка?»
Они Вам сейчас ее покажут.
Инсценировка корякской народной сказки «Почему у дятла праздничная кухлянка?» (показ детьми сказки).
Анализ сказки.
В. - Назовите героев сказки?
Д. коряк, корячка, лиса, дятел
В. - Давайте поближе познакомимся с героями сказки. Какими качествами обладают герои сказки : коряк, его жена?
Д. скромные, спокойные, трудолюбивые, доверчивые и т. д.
В. - Каким промыслом могли заниматься коряк и его жена?
Д. рыболовством, оленеводством, охотой
В. - Давайте рассмотрим одежду и обувь наших героев. Во что они одеты и обуты?
Д. кухлянка, торбаса, повязка (дети рассказывают о национальной одежде)
В. - Какой еще головной убор вы знаете?
Д. Малахай
В. - Как вы думаете, из чего шили одежду, обувь?
Д. из кожи и меха
В. - Чем украшали одежду, обувь, головной убор?
Д. бисером, мехом, тесьмой, ремешками
В. - Назовите жилище, где жили наши герои?
Д. яранга
В. - Почему с коряком и его женой случилась беда?
Д. ответы детей
В. - Кто виноват в случившемся?
Д. ответы детей
В. - Как поступила лиса?
В. - Что вы можете сказать о лисе? Какая она в сказке?
Д. лиса хитрая, наглая, недобрая, вредная и т. д.
В. - Почему дятел решил помочь людям?
В. - Дятел – герой сказки, положительный или отрицательный?
Д. положительный
В. - Что вы можете сказать о нем?
Д. умный, добрый, справедливый, мудрый и т. д.
В. - Кто из героев вам больше всех понравился? Почему?
Д. Дятел выручил коряка и его жену, помог им.
В. - Да, ребята, Дятел помог простым людям справиться с бедой.
- Как вы думаете, кто виноват в случившемся?
В. - Видите, ребята, добро победило зло. В беде помог Дятел. А как бы вы поступили на месте Дятла? Чему учит эта сказка? Как вы думаете, может Лиса измениться? Может стать лучше?
Итог деятельности.
- Ребята, мы сегодня с вами обсуждали поступки героев корякских народных сказок. Чему учат эти сказки? (помогать слабому, проявлять смекалку, не обманывать; лучше договориться, чем драться).
- Я надеюсь, что вы будете проявлять доброту, заботу о ближнем. Я предлагаю вам нарисовать тех героев, которые вам больше всего понравились.
Все ребята молодцы. Спасибо всем.
- Камчатка – наш родной, чудесный край. В нём необыкновенная природа и живут чудесные люди. О нашем родном крае прослушайте замечательное стихотворение, которое нам прочитает Лера.