Получи документы

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История казачьего быта»

Ирина Буркова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История казачьего быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад первой категории №21

г. Шахты Ростовской области

346516 Ростовская область, г. Шахты ул. Красинская, 57-а тел. : 26 -87 -42

НОД

по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

«История казачьего быта»

Цель: Приобщать дошкольников к культуре Донского края.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „История казачьего быта“» размещена в разделах

2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.

3. Развивать и обогащать словарный запас.

Образовательные:

1. Формировать знания об истории возникновения казачества.

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

3. Познакомить с музейными экспонатами.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, половодье, махотка, атаман.

Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу», тесто, отварной картофель для начинки вареников.

Предварительная работа воспитателя: презентация «Мой город», подбор дидактического материала, помощь в оформлении мини-музея, изготовление фотоальбома «Казачество на Дону».

Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.

Наглядный материал, оборудование: физическая карта Ростовской области, мини-музей «Казачья горница» - печь, утюг, махотка, прялка, кровать, икона, сундук, за накрытым скатертью столом: рыба, кулебяка, пирожки, варенички (сделанные из соленного теста или приготовленные родителями) .

Структура занятия:

Вводная часть:

Психологический настрой, мотивация деятельности при помощи беседы (диалога) .

Основная часть:

1. Месторасположение города Шахты.

2. Беседа о реке Дон.

3. Знакомство с традициями, обычаями.

4. Посещение мини-музея «Казачья горница».

5. Закрепить знания о быте казаков в далеком прошлом.

Итог занятия: обобщение пройденного материала.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: - В России.

Воспитатель: - А как называется наш родной город?

Дети: - Шахты.

Воспитатель: А почему он так называется?

Наш город стоит на реке Грушевка, а какая самая большая река в области?

Дети: - Дон.

Воспитатель: - А вы знаете как в народе называют ласково Дон?

Дети: - Дон-батюшка.

Воспитатель: Дон тянется по всей Ростовской области. По ней ходят баржи, корабли. Река богата рыбой (окунь, сом, толстолоб, красноперка, щука и другие, поэтому Дон называли кормильцем. По берегам много городов, сел, деревень.

Воспитатель: - А как назывались люди, которые жили на Донской земле?

Дети: - Казаки.

Воспитатель: - А что вы знаете о жизни казаков?

Дети: - Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшие свои земли, семьи.

Воспитатель: - А кто у казаков был главным?

Дети: - Атаман.

Воспитатель: - Атамана выбирали на круге, на казачьем правлении : кто сердцу люб, тот и будет атаман.

Воспитатель: - Давайте вспомним казачьи поговорки.

Дети: - 1. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

2. Казачья смелость порушит любую крепость.

Казачки занимались домашними делами, топили печь, готовили еду, занимались детьми.

Воспитатель: - Ребята, вспомните, как называются дома, которые строили казаки?

Их строили в два этажа. Первый этаж был из камня, чтобы в половодье вода не затопила их, а второй этаж был деревянный.

Слайды (курень несколько фотографий).

Игра «Вокруг куреня я хожу».

Воспитатель: - А вы хотите побывать в казачьем курене, посмотреть, как жили казаки?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Проходите в наш мини-музей казачьей горницы.

Воспитатель проводит детей в мини-музей для дальнейшего проведения занятия.

Воспитатель: Ребята, печь играла очень большую роль в жизни казаков. Она всегда была в центре курени, а все комнаты располагались вокруг печи.

Печь, на которой стоят чугунки, махотки, в них наши предки готовили еду. Печь, что мать родная и накормит и обогреет. Как вы думаете, для чего еще нужна была печь?

Дети: для лечения больных, место для сна.

Воспитатель : а еще печь была местом для развития художественных способностей детей. Раз в неделю казачка синьку и разрешала рисовать на печке разные рисунки и даже сказки.

Воспитатель: - Рядом на печи стоит утюг, как вы думаете, почему он стоит на печке?

Дети: - Раньше не было электричества и утюг нагревали на печке.

Воспитатель: - Да, это верно.

В куренях всегда стояла железная кровать, на которой много подушек, накрытых накидкой. Кровать красиво заправлена. Детская люлька для малыша подвешивалась на веревках или лентах к потолку.

Воспитатель: - На видном месте всегда висели иконы. Казаки были очень верующими людьми.

Почти в каждой семье были прялки и все казачки умели прясть пряжу, из которой вязали теплые вещи для всей семьи. Хранили их в сундуках.

Воспитатель: - На Дону всегда любили вкусно поесть. А вы знаете блюда из казачьей кухни?

Дети: - Это каши, уха, рыбу жарили, запекали, варили лапшу, холодец, пекли кулебяки, курники, калачи, лепили варенички с разной начинкой.

Продуктивная деятельность. «Варенечки» (из теста вылепить вареники с картофелем).

Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили на нашем занятии?

- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?

Публикации по теме:

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История казачьего быта»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 22:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История казачьего быта»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Буркова (УИ 189569) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД