Татьяна Козодаева
НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно-речевому развитию
Цель: расширять знания о морских обитателях, об их приспособлении к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Воспитывать познавательный интерес к жителям морей и океанов.
Задачи:
Задачи образовательной области «Коммуникация» - совершенствовать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи образовательной области «Познание» - расширение кругозора детей, обобщение знаний детей о подводном мире.
Задачи образовательной области «Социализация»-доброжелательное отношение друг к другу, учить распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих.
Задачи образовательной области «Художественное творчество»-упражнять в рисовании увиденного во время путешествия в подводный мир, делиться впечатлениями, использовать различные техники ИЗО.
Задачи образовательной области «Музыка»-формирование умения слушать музыку, выполнять движения согласно музыке.
Задачи образовательной области «Здоровье»-использование воображаемые ситуации, игровые образы морских животных.
Материалы: макет рыбы, разнообразный материал для художественного творчества, ноутбук, презентация о подводном мире, ракушки, морские камушки, чешуя рыбы для определения возраста рыбы.
Ход занятия
Ребята, я очень рада вас видеть, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее, радостное, потому что мы с вами сегодня можем очень много узнать нового и интересного. Вы готовы разгадывать тайны и загадки окружающего мира, готовы к новым открытиям? Догадайтесь, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Аудио запись «Шум моря».
-Оно шумит, бурлит, поет,
Здесь волны водят хоровод.
(Море)
Правильно дети, мы сегодня будем говорить о море и его обитателях. Кто живёт в морских глубинах? (Ответы детей)
Посмотрите, кто к нам приплыл? (Модель рыбы) Рыба - это животное, которое живет в воде. Как рыба приспособилась к жизни в воде? (Ответы детей)
Форма тела у рыб обтекаемая – удобно для плавания. Ещё у рыбы есть плавники, хвост. Плавники помогают рыбам плавать как весла у лодки, а хвост помогает держать направление, как руль на машине.
У рыб есть специальное приспособление для дыхания - жабры. Вода проходит через них и рыбы дышат воздухом, растворенным в воде.
У рыб есть отличие от всех животных – тело рыб покрыто чешуей. Как вы думаете, дети, зачем она нужна рыбам? (Защищает от хищных рыб, помогает при плавании рыб.)
А знаете, что по пластинке чешуи можно узнать, сколько ей лет. Если посмотреть на неё через лупу, то можно увидеть кольца, каждый год на пластинке прибавляется по кругу. Летом рыбы растут, а с ними растет и чешуя быстрее, чем зимой, так что на чешуйках образуются отчетливые годовые кольца.
Лабораторная работа: по снимкам или через лупу определить по чешуйке карпа, сколько ему лет.
Ребята, посмотрите, Русалочка. (На слайде появилась Русалочка.) Она зовёт нас в гости в подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? Оно очень интересное, но только смелым покоряются моря! Вы должны быть упорными, любознательными, сообразительными, чтобы достичь морских глубин. Отправимся в путешествие на подводной лодке. Приглашаю вас занять свои места. На подводной лодке должен быть капитан.
Дети выбирают капитана.
Воспитатель. Лодка готова к отплытию. Морские волны качают её. Звучит аудиозапись «Шум моря»
Дети, стоя друг за другом, переступают с ноги на ногу, наклоняются в стороны.
Воспитатель: Ребята слышите? Это голос моря. На счёт три погружаемся.
Дети садятся на ковёр.
Воспитатель. Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем «этаже» подводного мира. Почему здесь светло? (солнце его освещает) Как вы думаете, вода этого этажа тёплая? (Тёплая, так как солнце её согревает)
Слайд2.
Смотрите, через море океан плывёт чудо-великан. (Дети смотрят на экран и видят фото кита.) Кто это? Как вы думаете - это рыба? (Ответы детей.) Кит не рыба, а огромное млекопитающее животное, потому что детей своих кормит молоком, дышит лёгкими. А может это всё-таки рыба, ведь у него есть плавники, хвост? (Это водное животное, плавники и хвост- это его приспособление к жизни в воде). Кит такой огромный, но питается водорослями, моллюсками, рачками. Существует несколько видов китов синие, горбатые и другие. Самым большим среди китов и всех млекопитающих является синий кит, на его спине могут поместиться 30 слонов.
Слайд3.
А посмотрите, кто это выпрыгнул из воды? (Дельфин.) Как вы думаете, ребята, а дельфин - это рыба? (Дельфин тоже млекопитающее, очень умное животное)
Скажите, а почему кит и дельфин живут у поверхности воды, на верхнем этаже? (Потому что у них нет жабр, они выплывают, чтобы глотнуть воздух через единственную ноздрю - дыхало, расположенную сверху на голове.) Питаются дельфины в основном рыбой и кальмарами. Существует много видов дельфинов - афалины, белобочки, косатки, короткоголовые и другие.
Давайте представим, что мы с вами дельфины и киты. Сидя, руки вверх, кисти рук замкнуть в замок, качаемся влево, вправо (дельфины плавают, встали руки вверху, не размыкая замка, сделали вдох через нос, выдох через рот (вдохнули воздух, сели, поплыли.
Что-то мы с вами задержались на верхнем этаже, предлагаю опуститься глубже.
Слайд4.
Выключить одну лампу.
Воспитатель. Здесь уже темнее. Как вы думаете, почему? (Мы погрузились глубже. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом, поэтому стало темнее.) А что можно сказать о температуре воды, она стала теплее или холоднее, чем наверху? (Вода стала холоднее, солнце её меньше греет.) Ой, ребята, кто это? (Акула.) Она рыба или млекопитающее? (Акула – рыба, дышит жабрами.) Чем она питается? (Морскими животными, рыбами.) Акула может напасть на человека? (Да) Давайте уплывём подальше от неё. Погружение продолжается. Гаснет яркий свет, зажигаются гирлянды.
Воспитатель. Вот мы оказались на морском дне. Сможем мы дышать под водой? (Нет, у человека нет жабр) Что же можно придумать, чтобы путешествовать по морскому дну? (надеть акваланги, водолазные костюмы.) Дети, надевайте акваланги и водолазные костюмы. Выходим из корабля, разомнём свои ножки, ручки.
Слайд5.
Какая красота, кругом водоросли, на дне много ракушек. Ой, кто это, так похож на конька-горбунка из сказки. (Это морской конёк.) Дети рассматривают его, почему мы его сразу не заметили? (Он зелёного цвета, как и водоросли.) Посмотрите, а вот ещё морской конёк, только почему то жёлтого цвета. Воспитатель обращает внимание на жёлтого морского конька на песке. (Конёк может менять свою окраску.) А зачем он меняет окраску? (Это способ защиты от хищников.)
Посмотрите сколько ракушек. Это домики моллюсков. В море очень много живёт моллюсков. Посмотрите какие у них красивые раковины. Давайте познакомимся с ними поближе. (Рассмотреть раковины моллюски гребешка, рапаны, нассы). В этой раковине прячется моллюск гребешок, он может передвигаться, створки раковины то открываются, то захлопываются, чтобы быть в безопасности. А в этой раковине живёт моллюск рапана. Она хищник, охотится на мидий и устриц. Если приложить пустую раковину к уху, то можно услышать, как шумит море… А вот посмотрите, морская звезда. Это малоподвижные морские животные, они умеют только ползать, а плавать не умеют. Своё название они получили благодаря своей форме, у них может быть от 5 до 40 конечностей, лучиков. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на нижней стороне тела. Присоски на лучах морских звезд обладают большой силой. Они обхватывают своими лучами раковины моллюсков и едят их.
Слайд 6.
Воспитатель. Посмотрите что это? (Цветок) Это актиния. Дети рассматривают актинию. Если бы это было растение, то у него были бы стебель, листья, а у неё нет. Тогда может это рыба? (У неё нет плавников и чешуи.) Посмотрите, здесь что-то написано. Воспитатель читает: «Актиния сидит на одном месте, словно спит, но как только приблизится к ней мальки, актиния поднимает свои щупальца и цап, прощай рыбка, но есть у неё друг- рыбка-клоун. Так вот этих рыбок она не трогает, даже наоборот, защищает её, разрешает прятаться в своих щупальцах. Но рыбка клоун, тоже ей помогает, щупальца очищает, убирает остатки пищи, косточки подальше уносит, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает.
Дети, давайте поиграем «Мы актинии». Сидим тихо спокойно на коленях, руки опущены, а при слове «рыбка», поднимаем руки, делаем «замок» и опускаем их вниз.
Пора нам домой. До свидания, жители морского дна. Пойдёмте к подводной лодке, будем возвращаться, подниматься опять на поверхность. Все садятся. Посмотрите что это за зонтик? (Медуза.) А можно её потрогать? (Лучше не надо, она может обжечь.) Как она интересно плавает. Набирает под свой зонтик воду, потом сокращается, вода из под зонтика выбрасывается, а медуза получает толчок вперёд. Такой способ движения называется реактивным, именно такой способ применяют при полёте ракеты. Ракеты взлетают, выбрасывая из хвостовой части столб огня.
Что-то много медуз стало встречаться. Может начаться шторм. Нам надо поторопиться. Дети встают, имитируя подъём лодки.
Воспитатель. Вот и закончилось наше подводное путешествие. А теперь мы отправимся в мастерскую художника и нарисуем, что нам больше всего понравилось в этом путешествии. Занятие заканчивается.
Источники
• М. А. Рунова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение», Мозаика-синтез, 2006г.
• Овчинникова Т. Н. «Путешествие в подводный мир», детский сад №187 г. Саратов.
• https://numi.ru/fullview.php?id=61729
• https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/DELFINI.html?page=0,0
• https://givotnie.com/okean-2/kity/
• https://www.luchiksveta.ru/enziklop_morgiv/morgiv.html
• https://viki.rdf.ru/cat/pochemuchki/