Ирина Лобурец
НОД по познавательному развитию «Колокольчики-звоночки»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию «Колокольчики - звоночки».
МБОУ «Куломзинская СШ», воспитатель: Лобурец И. А. (февраль, 2018г.)
Цель: Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонах.
Задачи:
- Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Колокольчики-звоночки“» размещена в разделах
- Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании записи «Колокольные звоны».
- Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Материал: презентация «Колокольчики-звоночки», «Колокола на Руси», штучные колокольчики, картина «Царь Колокол».
Ход деятельности:
Какое чудное виденье и звук небесной чистоты…
Он словно ангельское пенье ко мне донесся с высоты.
Что за звук? Слышите? (Звучит звон колокольчиков).
А знаете ли вы что маленькому колокольчику около 4000 лет.
Он впервые появился в Египте. С тех пор колокольчики рядом с человеком. Где можно встретить колокольчики? (На рыбалке, в церкви, на одежде у клоунов, на тройке лошадей, есть цветы колокольчики,)
А еще если голос ребенка тоненький, то говорят - его голосок звонкий, как колокольчик.
Есть такая легенда. В день Великой Пасхи в старину люди звонили с утра до вечера забравшись на звонницу в храме. И вдруг один колокол от долгого качания не удержался на перекладине и упал с колокольни вниз и разбился на мелкие кусочки. Подбежали детки стали собирать кусочки разбившегося колокола и вдруг увидели, что у них в руках маленькие колокольчики. С тех пор колокольчики стали забавой в играх.
Игра: «Спящий колокольчик» - передача колокольчика друг другу без звона.
Игра: «У кого колокольчик?»
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Колокольчики»
Динь, динь, динь, динь
Начинаем новый день (шагаем на месте).
Дили, дили, дили, дили
Колокольчики будили (руки на поясе, вправо-влево повороты).
Всех зайчат, всех ежат (руки на поясе, наклоны вправо-влево).
И воробушек проснулся (прыжки на месте,
И зайчонок встрепенулся (приседания).
На зарядку кто вприпрыжку (прыжки с ноги на ногу,
Кто вприсядку (приседания).
Через поле напрямик (бег на месте)
Прыг, прыг, прыг.
Звучит фонограмма колокольный звон.
Воспитатель: - Ребята, что вы сейчас слышали? (Звон колоколов)
Воспитатель: - Что такое колокол? (Колокол - это музыкальный инструмент - энциклопедический термин, опрокинутая чаша с малиновым звоном, один из символов Руси.
Воспитатель: - Ребята, где мы слышим звон колокольчиков и колоколов? (Колокольчиками украшали коней в праздники, вешали колокольчики домашним животным на пастбище, чтобы не потерялись, при движении колокольчик издаёт звон, тем самым оповещая хозяина о своём местонахождении, а ещё этот звон отпугивал диких животных и не подпускал их близко.
- Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики (дать детям позвонить в приготовленные заранее, колокольчики)
- Все одинаково звучат или нет и от чего зависит разный звук (от размера и материала) дома в праздники, гулянья, в школе 1 сентября, 25 мая. Звон колокола можно услышать на улице возле храма).
Воспитатель: Чем отличается колокольчик от колокола? Сходство? (У колокольчика и колокола есть : язычок, ушко, плечи, поясок, юбочка, тулово. Звон колокольчика очищает воздух дома, наполняет сердца радостью, счастьем. Вешают их над входной дверью).
Воспитатель: - Для чего нужен был колокол раньше?
Дети: В Руси звон колокола извещал (созывал) людей об опасности, во время пожара, какого - то события, о важном госте. Звон созывал людей на службу в церковь или на праздники, колокольным звоном призывали людей на защиту Отечества, сообщали о победе. Звоном колокольчика сообщают о начале учебного года, об окончании школы,
Воспитатель: - Как называется место, где висят колокола? (Колокольня, звонница).
Воспитатель: - Да, ребята, колокола висят на особой башне, звоннице, колокола висят на ней разного размера.
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольный,
Чтоб душа запеть смогла.
Будто ангельское пенье
Этот дивный перезвон
Светлым гимном воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
Раньше, в старину, существовал такой обычай: встать под колокол, дернуть за веревку и, замерев, принять на себя падающие звуки. И люди охотно становились под колокол, ожидая обновление внутри себя.
В Москве на Кремлевской площади есть Царь-Колокол (большой колокол - весом 200 тонн).
Триста с лишним лет тому назад русская императрица Анна задумала отлить самый большой колокол во всем мире. И нашла двух мастеров русских Ивана и Михаила Моториных (отец и сын). Три года они готовились к отливке, а вместе с ними 100 их помощников: литейщики, плотники, чеканщики. И вот изготовили колокол (картинка). В то время случился в Кремле пожар, сгорели Кремлевские постройки, и огонь стал подбираться к колоколу. Испугавшись, что огонь может расплавить колокол, решили мастера заливать его водой и от разницы температур от колокола откололся кусок. Долго лежал колокол в земле. Через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент. Колокол ни разу не звонил, но стоит он до сих пор, как экспонат Кремля.
Для закрепления дети рисуют: «Царь-колокол», «Колокольчики-звоночки».