Алина Большакова
НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лес"
Программное содержание:
• Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе.
• Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
• Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
• Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя сравнительные эпитеты.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе, „Путешествие в лес“» размещена в разделах
• Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).
• Совершенствовать навыки ручного труда (аппликация из готовых форм сухих листьев, бережно обращаться с материалом, развивать чувство прекрасного и умение творить.
• Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Словарная работа: рукодельница, золотая, искусная, талантливая, пёстрая, мокрая, холодная.
Материал для НОД: панно изображающее осень, муляжи грибов, дидактическая игра «Собери цветок», картина об осени, силуэты птиц из осенних листьев, счетные палочки, аудиозапись с голосами птиц и музыкальные произведения об осени.
Ход НОД
Дети организованно входят в группу и останавливаются около воспитателя.
- Ребята, я хочу предложить вам прогулку в лес по грибы, нас пригласил Лесовичок.
- Скажите, пожалуйста. Как нужно одеться, отправляясь в лес?
(Удобная, неяркая.)
- Что можно взять с собой?
(Палку, корзинку для грибов, нож для срезки грибов.)
- Как нужно вести себя в лесу?
- Почему тихо?
(У зверей свои осенние заботы – чтобы не мешать им.)
- Ну вот, когда мы вспомнили о правилах поведения в лесу – можно отправляться в дорогу. Идем по узкой тропинке друг за другом, помогаем обследовать траву «палкой-выручалкой» как в книжке, которую мы недавно прочитали. Давайте скажем волшебные слова:
- раз, два, три – мы покружились
- и в лесу мы очутились (повторяют дети и кружатся)
- Ребята, нам необходимо остановится и внимательно осмотреться, полюбоваться окружающей природой.
- Послушайте загадку:
И пришла на порог, красками играя
Чудо-рукодельница – кто она такая?
(Осень золотая)
- Да, действительно, рукодельница искусная, талантливая.
- Послушайте, как говорит об осени поэтесса И. Михайлова. Стихотворение вам прочтет Нина П. :
«Золотая осень»
Осень длинной тонкой кистью,
Перекрашивает листья
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной.
И ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой –
Облетел весь лист цветной.
- Правда, ребята, красиво сказано?
- Но у нас еще не так много золотых листьев на деревьях, потому что мы живём на юге России, и у нас осень только начинает раскрашивать листочки.
- А какими словами можно рассказать об осени? Какая она? Давайте присядем на пенёчке и полюбуемся осенью и поговорим о ней. (Дети садятся на стульчики. Ответы детей.)
- Да, ребята, правильно, она красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная, сырая и так далее.
- Молодцы! Много слов сказали осени-рукодельнице!
- А почему осень назвали рукодельницей? (Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, нарядила в разноцветные платья все деревья: рябинка стоит в красном багровом платье как-будто брошки ей из красных ягод осень принесла, у березки жёлтый сарафан как-будто повесили золотые монетки, а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё время дрожит листвой, боится, что скоро придется расстаться с красивым нарядом.)
- Да, действительно, осень – рукодельница.
- Давайте послушаем стихи об осени, которые прочитает Александра Б. и Вадим Х. :
Александра Б. :
Что не день – то резче ветер,
Рвёт в лесу листву с ветвей…
Что не день – то раньше вечер,
И светает всё поздней.
Медлит солнышко, как-будто,
Подниматься силы нет.
Потому и всходит утро
Над землёй почти в обед.
Вадим Х. :
Разыгрался ветер
на лесной поляне,
Закружил осинку
в красном сарафане.
И листок с березы
золотистой пчелкой
Вьется и кружиться
над колючей ёлкой.
Облетели листья клёна,
Клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, дружно встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут –
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.
- Осенью на полях, в садах и огородах созревает урожай.
- Вдруг, закружил ветер и принёс нам разноцветные лепестки цветов, чтобы еще больше украсить осенний пейзаж. И среди этих лепестков лежит красивый конверт с картинкой об осени. Откроем его и посмотрим что внутри! Содержание письма: Здравствуйте дорогие дети! Пишет вам знакомый Лесовичок. Я приготовил вам игру и хочу, чтобы вы составили из цветных лепестков цветики-разноцветики. Подберите картинки на лепестках подходящие по теме к картинке на середине цветка. (Цветок с животными, птицами, насекомыми и т. д.) Тех, кто будет правильно всё выполнять ждёт сюрприз! (Каждому ребенку даётся серединка цветка, дети выполняют задание. Воспитатель оценивает.)
- Я думаю, Лесовичку понравились ваши цветы. А вот следующее задание: на столе лежат цветные палочки. Нужно выложить схему хвойного дерева и лиственного. (Дети садятся за столы и выполняют задание. Звучит музыка. Воспитатель оценивает выполнение задания.)
- Ребята, обратите внимание, на ваших столах стоят розетки с деталями, вырезанными из сухих листьев. Это прошлогодние листья, которые хранились у нас в коробке. А Лесовичок приготовил вам очередное задание – нужно склеить водоплавающую птицу из готовых деталей и попробовать угадать, как она называется.
- Работать с сухими листьями нужно осторожно, так как они очень хрупкие и крошатся, клей будем намазывать кусочком поролона – им удобнее работать с сухими листьями.
- Вы видите, что среди деталей птицы нет заготовки для ног? Значит она их спрятала! Она ведь сидит на воде!
- Ребята, как вы думаете, с какой части листа нужно начать наклеивать?
- Правильно, начинаем работу с верхней части листа.
- Как удобнее располагать фигуру птицы? С какой стороны будет голова? Справа. И клюв смотрит на право.
- Вы уже примерили все детали. А теперь, так же, как и аппликацию из бумаги, намажем листья клеем с изнанки и приложим на лист, промокая салфеткой. Работайте не спеша и аккуратно. (Дети выполняют работу. В это время звучит запись голосов водоплавающих птиц. Воспитатель хвалит детей за выполнение работы.)
- А теперь нам пора в дорогу, ведь мы пришли в лес полюбоваться природой и собрать грибы. Так что в путь! (Дети идут «змейкой» и останавливаются у пенька на котором растут опята. Рассматривают их, называют.)
- А как вы догадались, что это опята? (Они растут дружными семейками.)
- А этот гриб как называется? (Белый, лисичка)
- Правильно, это съедобные грибы.
- Нужно очень хорошо знать грибы, чтобы их собирать и готовить. Давайте назовём их. (ответы детей)
- Знаете ребята, мы ещё не достаточно хорошо знаем съедобные грибы, поэтому срезать их не будем сегодня. А где же наша корзинка?
- Что-то здесь очень много листочков. Может ветерок подул и засыпал её?
- Давайте посмотрим? А в ней что-то есть! Да, это лисовичок-проказник решил сделать нам сюрприз и угостить нас печеньем «грибочки».
- Давайте скажем «спасибо» ему за угощение.
- А теперь скажем волшебные слова: «1,2,3,4,5 – в детский сад возвращаемся опять».
Дети повторяют и уходят в группу.