Екатерина Горюнова
НОД по эксперементально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Почему сосулька растет вниз головой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 г. Белинский
Конспект
НОД по экспериментально – исследовательской
деятельности с детьми подготовительной группы
«Почему сосульки растут вниз головой?»
Воспитатель: Горюнова Е. Г.
2014г.
Задачи:
«Познание»
!. Формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель).
2. Вспомнить свойства льда и парафина.
Публикация «НОД по эксперементально-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы „Почему сосулька растет вниз головой“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сосульки
- Сосульки. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
3. Учить проводить и объяснять простейшие эксперименты с водой и парафином.
Через экспериментальную и практическую деятельность предоставить детям возможность самостоятельно вырастить сосульку и в конце эксперимента прийти к правильному выводу.
4. Делать схемы – аппликации и объяснять их.
«Здоровье»
1. Развивать умение детей заботиться о себе самостоятельно или с помощью взрослого.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов,где на крыше большое скопление сосулек.
2. Закрепить правила безопасного поведения при проведении опытов с использованием огня и горячего парафина.
«Коммуникация»
1. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. 2. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова прилагательные.
«Художественное творчество»
1. Формировать умение передавать в рисунке свои задумки, рисовать информационные плакаты.
«Музыка»
1. Обогащать музыкальные впечатления детей, приобщать к музыкальной культуре.
Игровое упражнение: «Какой, какая, какое?»
-Ребята, как вы думаете:
- Если зимой выпало очень много снега, то зима какая?
-Если днем светит солнце, то день какой?
-Если ночью холодно, то ночь какая?
-Если утром сильный мороз, то утро какое?
-Если горка сделана изо льда, то горка какая?
-Снег-какой? Сосулька- какая?
--Я совсем забыла. Утром, когда вы ещё были дома, пришёл почтальон и оставил для вас посылку. Я не стала открывать. А вдруг почтальон перепутал адрес и посылка не для нас, сейчас проверим. Кто из вас помнит название улицы, на которой находится наш детский сад?
-Ул. Колычёвская, дом № 133.
- Тогда всё правильно, адрес наш, посылка для вас.
В целях вашей безопасности посылку открою я, а вдруг там опасный предмет. Сейчас я посмотрю, что там лежит. (Смотрю). Здесь для вас сюрприз:
Серебристая морковка
Прицепилась к крыше ловко
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз (сосулька)
(вытаскиваю сосульку)
-Ой, какая! Прозрачная стекляшка,
Узорная висюлька.
На проводах и крышах
Весёлая сосулька!
--Посмотрите, потрогайте сосульку. Какая она?
-Длинная, большая, холодная, мокрая, ледяная, блестящая. Кто и зачем прислал сосульку? совсем ничего не понятно.
-Что там ещё лежит? (дети вытаскивают письмо)
-Кто-нибудь из вас умеет читать? Я прочитаю вам.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам ваш друг Незнайка.
Очень хотелось прийти к вам в гости, даже приготовил вам в подарок самую большую и красивую сосульку. Она ещё и очень вкусная, я пробовал. Но почему-то после этого заболел, Очень болит горло. А у меня к вам так много вопросов о сосульках. Например, что такое сосулька, когда появляются сосульки, как они образуются, почему от них можно заболеть. И самый главный вопрос- почему сосульки растут вниз головой? Вот,видите сколько мне надо у вас узнать. Но теперь смогу придти к вам, как вылечу горло. А пока, до свидания!
-Вот Незнайка задал нам задачку! Сразу столько вопросов. На некоторые вы сразу сможете ответить, они не сложные. Вот, например, что такое сосулька?
-Это лед, замёрзшая вода, замёрзшие капельки воды.
- Когда образуются сосульки?
-Сосульки образуются в тёплую погоду, когда начинает таять снег.
-Правильно, ребята, для образования сосулек необходимо два условия, чтобы было достаточно тепло, для стекания капелек и достаточно холодно для их замерзания.
-Как образуется сосулька? Вы тоже это знаете. (дети объясняют)
Схема образования сосульки- аппликация
---Чтобы ответить на главный вопрос Незнайки – ПОЧЕМУ СОСУЛЬКИ РАСТУТ ВНИЗ ГОЛОВОЙ? Я предлагаю вам поэкспериментировать. Вы сами сейчас вырастите сосульку и тогда только будет понятно, почему сосульки растут вниз головой. Настоящие сосульки в наших условиях мы вырастить не сможем. А почему, как вы думаете?
- Тепло есть, а холода нет. Вода не сможет замёрзнуть.
-Правильно, ребята. Но мы с вами сможем вырастить парафиновую сосульку. Вспомните свойства парафина.
-Парафин при нагревании плавится, а при остывании- застывает.
-Вот этими двумя свойствами парафина мы и воспользуемся, чтобы вырастить наши сосульки и будем внимательно наблюдать, что же происходит. Первую сосульку вырастим вместе в наших маленьких лабораториях. Но прежде чем приступим к исследованиям, повторим правила поведения при проведении опытов.
-1. Очень внимательно смотреть и слушать взрослого. Не толкаться.
2. Осторожно обращаться с огнём. Не подносить огонь к лицу.
3. Не капать парафином на руки. Когда парафин плавится, он горячий.
-Исследователи, занимайте свои рабочие места. Представьте себе, что банка – это дом, а тарелка на банке- это крыша дома. Выглянуло солнышко
(зажигаю свечку). Снег на крыше стал таять—капаю парафином на одно и тоже место. Что происходит?
-Парафин стекает капелька за капелькой вниз и застывает. Ч то появляется на крыше? (сосулька) Что происходит с сосулькой, когда я капаю парафином на одно и тоже место?
-Капли парафина стекают друг по другу и застывают.
-Куда стекают капельки? (вниз) Что происходит с сосулькой?
-Сосулька растет.
-Куда растёт сосулька?
-Сосулька растёт вниз.
-Вот какую замечательную парафиновую сосульку мы с вами вырастили. Какой же вывод мы сделаем? Почему сосулька растёт вниз головой?
Дети. Сосулька растёт вниз головой потому, что капельки воды, когда тают, стекают по крыше вниз, при похолодании – замерзает, поэтому и сосулька растёт вниз.
- Предлагаю вам самостоятельно вырастить свою сосульку
Не забывайте о правилах безопасности. Свечки я зажгу вам сама. (дети работают, я им помогаю)
-Какие замечательные сосульки вырастили. Они у всех разные. Что одинакового в ваших сосульках?
-Они все растут вниз головой.
-А почему? (дети объясняют)
- Молодцы! Вы настоящие исследователи.
Физкультминутка: Быстро- быстро покрутились и в сосульки превратились.
Шаловливые сосульки сели на карниз
Шаловливые сосульки посмотрели вниз
Надоело им свисать, стали капельки бросать
Целый день идё т трезвон: кап-кап-кап, дон-дон-дон.
Ярослав Ф. Сосульки, сосульки, скажите о чём
Вы плачете горько под нашим окном.
Сказали сосульки, сквозь слезы вздыхая
Мы плачем о том, что на солнышке таем.
О Незнайкином сюрпризе мы совсем забыли. Где наша сосулька? Я не вижу ее. Что с ней случилось?
-Она растаяла.
- А почему?
-В комнате тепло, а лёд в тепле превращается в воду.
-Конечно, вы такие молодцы! Ой, очень хочется пить. А как вы думаете, можно пить эту воду? Почему? Не будем гадать. Вы сейчас эту воду профильтруете. Обратите особое внимание на фильтр. Не забывайте о правилах безопасности при работе со стеклянной посудой. (дети фильтруют воду, полученную из сосульки).
-Посмотрите на фильтр. Какой он?
-Грязный.
-, Почему?
- Потому, что вода была грязная, сосулька была грязная.
-А почему сосулька грязная?
-Потому, что крыша грязная, ржавая, а по ней стекают капельки и они становятся грязными.
-Какой вывод вы сделаете из этого опыта. Можно пить эту воду?
-Э ту воду пить нельзя, потому, что сосулька была грязная. Можно заболеть.
-Ребята, а я, кажется,догадалась почему заболел Незнайка. А вы ещё не поняли?
- Он заболел потому, что грыз сосульку. А сосулька не только холодная, но ещё и грязная.
-Молодцы. Будем грызть сосульки?
-Нет. Будем ими только любоваться
- Я предлагаю вам пройти в наш кинозал и полюбоваться красотой настоящих сосулек и послушать музыку капели.
Презентация «Красивые сосульки»
- Композиторы написали красивую музыку, изящные сосульки, сверкающие на солнце. Но за этим великолепием скрывается опасность. Какая опасность? (дети рассказывают об опасных сосульках)
- Молодцы. Посмотрите на экран.
Мультфильм «Опасные сосульки»
- Не все знают об опасности сосулек. Особенно маленькие дети. Сегодня мы с вами нарисуем плакат, который будет рассказывать всем об опасности сосулек во время оттепели. Как вы думаете, что можно нарисовать на этом плакате? ответы детей.
Рисование плаката.
-Ну что же, я думаю, что Незнайка не зря к нам придет. Вы молодцы. Много знаете и сможете ответить на все его вопросы. А теперь сюрприз от меня.
Что бы вы всегда были живы и здоровы, я угощу вас сосульками, но не ледяными холодными и грязными, а сладкими леденцами. Кушайте на здоровье.