МААМ-картинки

Конспект НОД «Право на имя» для детей подготовительной группы (1 фото)

Ольга Сидорова
Конспект НОД «Право на имя» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

• закрепить представление детей о правах, довести до сознания детей, что каждый человек, имеет право на имя; дать представление о важности права на имя; довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, каждого человека;

• развивать умения рассуждать, делать выводы;

• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование:

• кукла Незнайка;

жетоны-символы: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;

Публикация «Конспект НОД „Право на имя“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

«Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

• картинки с изображением сказочных героев;

• индивидуальные карточки на каждого ребенка;

• гуашь, лупа;

• клей, блестки;

• телевизор, DVD, диск с мультфильмом «Приключения Незнайки и его друзей»;

• мяч.

Предварительная работа: заучивание стихотворения «Восемь Тань» З. Александровой. Работа на дом детям, узнать почему «тебя» так назвали.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом

В. : дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек, вы узнали этого героя? (Ответ детей.)

В. : правильно, это - Незнайка. Он прибыл к нам из Цветочной страны, для того, чтобы рассказать историю о своем городе и попросить у нас совета, как быть

В волшебной стране Незнайки живут очень хорошие, умные, люди. Все они маленького роста, как и Незнайка. Эти люди дружат между собой, любят друг друга, но иногда они ссорятся, обижаются и это смущает нашего Незнайку. Маленькие человечки совсем не знают ничего о своих правах, поэтому у них и случаются ссоры.

В. : ребята, давайте расскажем Незнайке о важном документе, в котором записаны все права детей. Скажите, как называется этот главный международный документ детей? (Ответы детей : этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».)

В. : почему это международный документ? (О. д. : потому что этот документ подписали люди всей планеты.)

В. : давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы? (В. выкладывает жетоны-символы на фланелеграф, дети называют известные им права : «Право на жизнь», «Право на дом», «Право знать своих родителей и право на их заботу», «Право на обучение», «Право на лечение»).

В. : молодцы. Теперь Незнайка расскажет маленьким человечкам о правах детей, и я думаю, что они всегда будут жить дружно. А сегодня мы поговорим с вами еще об одном праве, вам, ребята, оно уже знакомо, а вот Незнайка я думаю, с ним не знаком. Так что, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. А вы ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи? (О. д. : у нас есть руки, ноги, голова, туловище.)

В. : а чем мы отличаемся? (О. д. : а отличаемся цветом глаз, волос, интонацией голоса.)

В. : молодцы. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, то, что отличает его от других. Что же это? (О. д. : имя.)

В. : имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя – это слово, но особенное. Оно значит очень много. В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа).

В. : в этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения. У каждого из вас есть такой документ. Я хочу рассказать вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Владимир (владеющий миром, Богдан (Богом данный, Людмила (милая людям).

В. : скажите, а вам нравятся ваши имена? (О. д.)

В. : ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Наташи К.)

В. : в честь кого тебе дали имя? (Рассказ Мирославы Б.)

В. : как называют тебя в семье? (Рассказ Дениса Б.)

В. : по имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку»? (О. д. : «Андрюшенька» - это мальчик.)

В. : а что вы можете сказать про «Анну Петровну»? (О. д. «Анна Петровна» - это взрослая тетенька.)

Воспитатель: правильно. А если ребенка назвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей? (Ответы детей : можно сказать, что это мальчик и девочка.)

В. : молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? (Ответы детей : по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)

В. : правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей : по имени и отчеству обращаются к старшим людям.)

В. : правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель: ребята, а знаете ли вы что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей).

В. : тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Юля Б. (Чтение стихотворения).

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

В. : А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? (Ответы детей : по фамилии.)

В. : верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае? (Ответы детей : в этом случае поможет отчество.)

В. : молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А есть ли у нас в группе тезки? (Ответы детей : в группе у нас есть две Насти (Талабаева и Татарова); две Наташи (Батяйкина и Кострюкова).

В. : молодцы. Мы устали, засиделись. Предлагаю немного размяться.

Физкультминутка:

Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг.)

Вот как много стало рук! (Руки вперед, тыльной стороной кверху.)

Чьи же руки подскажите, (Дети называют свои имена).

И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху).

А теперь за руки взялись, и по кругу пробежались.

(Берутся за руки и бегут по кругу)

Сделали поуже круг, крышу сделали из рук. (Все дети соединяют руки над головой).

Получился дом имен. (Взявшись за руки, делают круг шире).

В этом доме мы живем! (руки вверху).

В. : дети, как вы думаете, может ли имя расти? (Ответы детей : нет, имя расти не может.)

В. : а я сейчас вам докажу, что имя расти может. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. (Рассказ воспитателя).

Это было давно, жила – была маленькая девочка, и звали ее ласково: Олечка. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою детскую фотографию.) Девочка выросла, пошла в школу, и ее стали называть Олей. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою школьную фотографию). Когда девочка стала совсем взрослой и пошла, работать воспитателем ее стали называть по имени и отчеству - Ольга Николаевна. Вы догадались, о ком я говорю? (Ответы детей).

В. : правильно, я говорю о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково, как? (Ответы детей.)

В. : Олечка. Моя дочка называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оля. А в детском саду я для всех Ольга Николаевна. Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Дениска в школе станет Денисом. Сашенька – Александром, Настенька – Настей, Наташенька - Натальей.

В. : когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей. Воспитатель помогает детям.)

В. : ребята к этому занятию я приготовила вам интересные загадки про имена. Послушайте, пожалуйста. (Воспитатель загадывает загадки и выставляет иллюстрации героев)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

(Красная Шапочка).

В. : почему девочку называли Красной шапочкой? (Ответы детей : потому что она носила всегда красную шапочку.)

В. : слушайте вторую загадку.

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка).

В. : почему Белоснежку так называли? (Ответы детей : потому что у нее была белая кожа.)

В. : слушайте третью загадку.

Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла.

(Золушка.)

В. : почему так звали Золушку? (Ответы детей : потому что она работала, убирала золу.)

В. : слушайте последнюю загадку.

Он, конечно, самый главный

Озорник-шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

(Незнайка.)

В. : правильно, Незнайка. Я хочу вам предложить посмотреть отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей». (Просмотр мультфильма).

В. : ребята, вы заметили, что у героев мультфильма очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин. Как вы думаете, почему их так звали? (Ответы детей : Знайку так назвали, потому что он много знал. Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится.)

В. : послушайте, какие стихи, сочинил Незнайка про своих друзей. (Чтение воспитателем стихотворений).

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.

В. : вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? (Ответы детей : нет, мне его стихи не понравились.)

В. : а вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? (Ответы детей : я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.)

В. : я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «А ты…». (Дети передают мяч по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами.)

В. : человек проносит свое имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Каждый из вас уникален и неповторим. А я вам помогу в этом убедиться. Сейчас мы сделаем отпечатки ваших пальцев и займемся исследовательской работой. (Дети подходят к экспериментальному столу и делают отпечаток своего пальца на специально заготовленную карточку, рассматривают с помощью лупы линии и узоры отпечатков.)

В. : посмотрите, ребята похожи ли ваши линии пальцев с отпечатками пальцев вашими товарищей? (Ответы детей).

В. : нет, не похожи, каждый отпечаток уникален, у всех людей они разные. Теперь я вам предлагаю взять свои карточки и пройти за столы, чтобы продолжить дальше нашу исследовательскую работу. (Дети с карточками садятся за столы.)

В. : на вашей карточке написано ваше имя, для того чтобы оно стало видимым, необходимо по контору имени обвести клеем и обсыпать волшебной пыльцой из Цветочного города Незнайки. (Выполнение работы детьми, воспитатель помогает.)

В. : молодцы, справились с заданием. Теперь ваши карточки, с вашими отпечатками пальцев, останутся у нас в саду на память, мы будем о вас вспоминать.

В. : ребята, о каком праве мы сегодня говорили на занятии? (Ответы детей.)

В. : мы с вами знаем, что каждый ребенок имеет право на имя, теперь об этом узнают и жители Цветочного города. Нашему гостю – Незнайке очень понравилось занятие. Мы будем ждать его еще к нам и обязательно расскажем ему о других правах маленьких детей.

Конспект НОД «Право на имя» для детей подготовительной группы
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыкаКонспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыка .

Презентация «Я — ребенок, я имею право» Формировать первичные представления у детей старшего дошкольного возраста о таких правах как: - "право на имя" - "право жить и воспитываться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Право на имя» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 15 июля 2014 в 22:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Право на имя» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сидорова (УИ 166208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД