Светлана Литвинова
НОД по знакомству с омонимами «Приключения ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать умение у детей различать одинаковые по звучанию, но различные по смыслу слова, употреблять их в речи. Работа над предложениями. Активизация и расширение словаря детей.
Образовательные задачи:
Формировать представление детей о многообразии слов в русском языке.
Совершенствовать знания детей о назначении и функции омонимов, развивать умение различать их в речи, группировать их.
Упражнять детей в умении строить предложения и использовать в речи предлоги.
Обогащать словарный запас детей.
Публикация «НОД по знакомству с омонимами „Приключения ребят“» размещена в разделах
Развивающие задачи:
Развивать образное мышление, память, внимание, познавательную деятельность.
Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, зрительно-пространственное восприятие, межполушарное взаимодействие.
Воспитательные задачи:
Совершенствовать навыки взаимопонимания, отзывчивости и доброжелательности.
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, труд, здоровье, художественное творчество, безопасность.
Оборудование: предметные картинки, макет дерева, пенёк, игрушки: лисы, ежа; грибы-лисички (из пластилина, корзинка, крышки пластмассовые (по четыре штуки на ребёнка, клей, салфетки, ножницы, доски под клей, кисти, квадраты из цветной бумаги, мыльные пузыри, простые карандаши, картинки с изображением омонимов.
ТСО: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход НОД:
Приветствие:
Здравствуй, дружочек! (машут левой и правой рукой)
Здравствуй, дружок!
Встанем мы вместе
С вами в кружок.
Собрались ребята в круг.
Слева- друг и справа-друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Громко мы крикнем
На весь белый свет:
«Люди, привет!
Солнце, привет!»
Пташек пугать
Мы не станем – нет, нет.
Ласково скажем:
«Привет, привет!»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Нас ждёт к себе Волшебница Речь. Жители ее страны очень весёлые и забавные. А кто жители страны Волшебницы Речи?
Ответы детей: (звуки и слова).
Воспитатель: А что мы знаем о словах и звуках?
Ответы детей: (они невидимки, но мы можем их слышать и произносить).
Воспитатель: Какие бывают слова?
Ответы детей: (длинные и короткие)
Воспитатель: Приведите пример длинного слова и короткого?
Ответы детей:(колокольчик, стол, варежка и т. д.)
Воспитатель :Какие ещё бывают слова?
Ответы детей : (слова бывают вежливые)
Воспитатель: Назовите вежливые слова.
Ответы детей : (здравствуйте, пожалуйста и т. д.)
Воспитатель: Еще слова бывают ласковые. Какие ласковые слова вы знаете?
Ответы детей: (сыночек, доченька, солнышко и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Волшебница Речь приглашает нас в гости и просит нас с вами всё внимательно вокруг смотреть и запоминать. И так в путь.
Солнечным морозным днем
В гости к Речи мы идем
Дружно мы шагаем
Песню напеваем.
Вместе весело шагать по просторам, (шагают по кругу)
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором, (берутся за руки, идут в круг и из круга)
Лучше хором, лучше хором.
Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка, (повернулись к друг к другу и
Раз иголка, два иголка - будет ёлочка. хлопают в ладоши)
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка, (руки на пояс и полуприсед, с поворотом
Раз словечко, два словечко - будет песенка. в лево и в право).
.
(Дети слышат голос Волшебницы Речи).
Волшебница Речь: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Волшебница Речь: Это я Волшебница Речь. У меня случилось несчастье : мои слова-близнецы потеряли друг друга. Их надо найти и собрать в корзину. Кроме Вас мне ни кто не может помочь. Ну, что ребята поможете мне?
Дети: Конечно.
Воспитатель: Ребята, я тоже думаю, что обязательно надо помочь. Для того чтобы отправится в путешествие,давайте вспомним, кто такие слова-близнецы?
1 Ребё нок: Близнецы из русской речи,
Из родного языка.
2 Ребё нок: Одинаково их пишут,
Одинаково их слышат.
3 Ребё нок: Схожи звуками они,
Но по смыслу далеки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, как по - другому называют слова – близнецы?
Дети: (слова - близнецы называют омонимы).
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, кто такие слова-близнецы. Теперь мы можем отправляться в страну Волшебницы Речи. Как же нам добраться до этой страны? На чём бы нам поехать?
Дети: (на вертолёте, самолёте, ракете и т. п.)
Воспитатель: Ребята, а вы согласны поехать на поезде?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда быстро берём стульчики и строим поезд. А теперь садимся на стульчики и поехали. (дети ставят стулья друг за другом и кладут руки на плечи друг другу)
(звук поезда)
Чух-чух! Чух-чух! (вместе с детьми)
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит,
Тороплюсь! – гудит.
Воспитатель: Ребята, мы по-моему уже в стране Волшебной Речи.
Ой, посмотрите, что это лежит под деревом ( Достаю из под дерева предметные картинки с изображением ключей: гаечный, музыкальный, дверной., ключ-родник)
Воспитатель:- Что это? (показываю скрипичный ключ)
Ответы детей: (скрипичный ключ).
Воспитатель:- Для чего нужен скрипичный ключ?
Ответы детей: (этот ключ используется в музыке).
(аналогично рассматривают и беседуют о гаечном и дверном ключах)
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке? (показываю картинку с изображением ключа (родника)
Ответы детей: (на карточке нарисован родник).
Воспитатель: А что такое родник?
Ответы детей: (родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нём всегда чистая, холодная, студёная вода.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Родник по- другому можно назвать ключ.
1 Ребё нок: Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
2 Ребё нок :Ключ скрипичный, завитой,
И обычный, ключ дверной.
Воспитатель: Посмотрите, как интересно получается: слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное.
Если это слова-близнецы, то мы можем взять их в корзину?
Дети: Да. (берут карточки и кладут в корзину).
Воспитатель:. Ой, посмотрите, кто это у нас около пенька?
Ответы детей: (около пенька сидит лиса).
Воспитатель: Как можно ласково назвать лису?
Ответы детей (лису можно ласково назвать лисичка).
Воспитатель: Правильно, ребята.
Я спросила потихоньку,
У колючего ежа:
-Где ты был вчера?
-Был я у лисички, ел я вкусные лисички.
Ребята, как вы думаете, о чём сказал ёжик?
Ответы детей: (ёжик сказал, что вчера был у лисичке и ел грибы лисички. Есть такие грибы – лисички).
Воспитатель: Да, есть такие грибы. А посмотрите, где же они выросли?
Ответы детей: (лисички растут на пеньке, около пенька и т. д.)
Воспитатель: Это тоже слова-близнецы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы их тоже соберём в корзину. (Дети собирают карточки в корзину). Ох, наверно, мы устали, надо нам взбодриться, чтобы продолжить путешествие.
Самомассаж
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Воспитатель: Ребята, нам надо дальше продолжить своё путешествие, чтобы найти слова- близнецы. Я предлагаю полететь на воздушном шаре. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда строим из стульев круг, садимся на стулья. Ребята, а для того, чтобы полететь на воздушном шаре, что нам надо?
Дети: (воздушные шары).
Воспитатель: Правильно. А вам нравится надувать мыльные пузыри?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто из вас знает, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: (внутри мыльных пузырей находиться воздух).
Воспитатель: Правильно, воздух. И поэтому мы берём мыльные пузыри, вспоминаем, что вдыхаем плавно носом воздух, не надуваем щёки и медленно дуем в колечко и полетели….
(звучит весёлая музыка).
Воспитатель: -Ребята, посмотрите. перед нами облако и на нём разные предметы. Надо найти слова-близнецы и собрать их в корзину и я вам помогу, загадывая загадки.
(На проекторе появляются картинки с изображением омонимом, а рядом на прищепках висят карточки с изображением их, дети отгадывают, снимают с прищепок карточки и кладут их в корзину)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть.
(молния)
Право, я причёска – чудо
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом
(коса)
На полу она – о, ужас!
Все вскочили на диван.
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.
(мышка)
То в оркестре примостится,
То на поле расцветет,
То в бокале вспузырится,
То вдруг сам себя побьёт.
(колокольчик)
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы сядем за столы, и я вам раздам карточки, на которых будут изображены предметы, если среди них вы найдёте омонимы, то соедините их между собой карандашом.
(дети соединяют карандашом слова – близнецы).
Воспитатель: Теперь, ребята, каждый из вас составит предложение с одним из омонимов. Мы посмотрим, у кого получится самое длинное предложение.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Я думаю, что Волшебница Речь, будет довольна нами. Давайте сделаем ей тоже подарок. Недавно мы занимались аппликацией и мы вырезывали и наклеивали колокольчики на лист бумаги, и чтобы у нас получился весёлый букет – мы с вами украсим его весёлыми звонкими колокольчиками. Ребята, чтобы у нас всё хорошо получилось, мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
(с пробками)
(надевают пластмассовые крышки от бутылок на указательные и средние пальцы и «идут», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия-смена рук. На последнем двустишии – обеими руками)
Крышки пальчики обули
Смело в них вперёд шагнули
И пошли по переулку
На весёлую прогулку
Пальцы- словно балеринки.
Но обутые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
(Дети садятся за столы и выполняют задание. По окончании обсуждают поделки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые поделки вы сделали. Мы сейчас положим эти поделки в корзину и подарим Волшебнице Речи.
Волшебница Речь: Спасибо, ребята! Вы очень мне помогли. Я надеюсь, что это приключение для вас было очень полезным и интересным. Приходите ещё ко мне в гости и я буду рада вам. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Ну, вот, ребята. Нам надо возвращаться домой. Встаём в кружок, берёмся за руки, закрываем глаза и я произношу волшебные слова:
Мы глаза закроем крепко,
За руки возьмёмся цепко
В садик мы хотим вернуться
И друг другу улыбнуться.
- Открываем наши глазки. Вот мы и в нашем садике. Улыбнулись друг другу. Никого не забыли? Вот и хорошо. Ребята, а где же мы были (ответы детей) А кого мы искали (ответы детей) А кто это такие слова-близнецы? (ответы детей)Понравилось наше путешествие? (ответы детей)Но наше путешествие не заканчивается. У Волшебницы Речи ещё много разных слов, с которыми нам предстоит познакомиться.