Получи документы

НОД по знакомству с омонимами «Приключения ребят»

Светлана Литвинова
НОД по знакомству с омонимами «Приключения ребят»

Цель:

Формировать умение у детей различать одинаковые по звучанию, но различные по смыслу слова, употреблять их в речи. Работа над предложениями. Активизация и расширение словаря детей.

Образовательные задачи:

Формировать представление детей о многообразии слов в русском языке.

Совершенствовать знания детей о назначении и функции омонимов, развивать умение различать их в речи, группировать их.

Упражнять детей в умении строить предложения и использовать в речи предлоги.

Обогащать словарный запас детей.

Публикация «НОД по знакомству с омонимами „Приключения ребят“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

Развивать образное мышление, память, внимание, познавательную деятельность.

Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, зрительно-пространственное восприятие, межполушарное взаимодействие.

Воспитательные задачи:

Совершенствовать навыки взаимопонимания, отзывчивости и доброжелательности.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, труд, здоровье, художественное творчество, безопасность.

Оборудование: предметные картинки, макет дерева, пенёк, игрушки: лисы, ежа; грибы-лисички (из пластилина, корзинка, крышки пластмассовые (по четыре штуки на ребёнка, клей, салфетки, ножницы, доски под клей, кисти, квадраты из цветной бумаги, мыльные пузыри, простые карандаши, картинки с изображением омонимов.

ТСО: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Ход НОД:

Приветствие:

Здравствуй, дружочек! (машут левой и правой рукой)

Здравствуй, дружок!

Встанем мы вместе

С вами в кружок.

Собрались ребята в круг.

Слева- друг и справа-друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Громко мы крикнем

На весь белый свет:

«Люди, привет!

Солнце, привет!»

Пташек пугать

Мы не станем – нет, нет.

Ласково скажем:

«Привет, привет!»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Нас ждёт к себе Волшебница Речь. Жители ее страны очень весёлые и забавные. А кто жители страны Волшебницы Речи?

Ответы детей: (звуки и слова).

Воспитатель: А что мы знаем о словах и звуках?

Ответы детей: (они невидимки, но мы можем их слышать и произносить).

Воспитатель: Какие бывают слова?

Ответы детей: (длинные и короткие)

Воспитатель: Приведите пример длинного слова и короткого?

Ответы детей:(колокольчик, стол, варежка и т. д.)

Воспитатель :Какие ещё бывают слова?

Ответы детей : (слова бывают вежливые)

Воспитатель: Назовите вежливые слова.

Ответы детей : (здравствуйте, пожалуйста и т. д.)

Воспитатель: Еще слова бывают ласковые. Какие ласковые слова вы знаете?

Ответы детей: (сыночек, доченька, солнышко и т. д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Волшебница Речь приглашает нас в гости и просит нас с вами всё внимательно вокруг смотреть и запоминать. И так в путь.

Солнечным морозным днем

В гости к Речи мы идем

Дружно мы шагаем

Песню напеваем.

Вместе весело шагать по просторам, (шагают по кругу)

По просторам, по просторам

И, конечно, припевать лучше хором, (берутся за руки, идут в круг и из круга)

Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка, (повернулись к друг к другу и

Раз иголка, два иголка - будет ёлочка. хлопают в ладоши)

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка, (руки на пояс и полуприсед, с поворотом

Раз словечко, два словечко - будет песенка. в лево и в право).

.

(Дети слышат голос Волшебницы Речи).

Волшебница Речь: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Волшебница Речь: Это я Волшебница Речь. У меня случилось несчастье : мои слова-близнецы потеряли друг друга. Их надо найти и собрать в корзину. Кроме Вас мне ни кто не может помочь. Ну, что ребята поможете мне?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Ребята, я тоже думаю, что обязательно надо помочь. Для того чтобы отправится в путешествие,давайте вспомним, кто такие слова-близнецы?

1 Ребё нок: Близнецы из русской речи,

Из родного языка.

2 Ребё нок: Одинаково их пишут,

Одинаково их слышат.

3 Ребё нок: Схожи звуками они,

Но по смыслу далеки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, как по - другому называют слова – близнецы?

Дети: (слова - близнецы называют омонимы).

Воспитатель: Мы с вами вспомнили, кто такие слова-близнецы. Теперь мы можем отправляться в страну Волшебницы Речи. Как же нам добраться до этой страны? На чём бы нам поехать?

Дети: (на вертолёте, самолёте, ракете и т. п.)

Воспитатель: Ребята, а вы согласны поехать на поезде?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда быстро берём стульчики и строим поезд. А теперь садимся на стульчики и поехали. (дети ставят стулья друг за другом и кладут руки на плечи друг другу)

(звук поезда)

Чух-чух! Чух-чух! (вместе с детьми)

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,

Тороплюсь! – гудит.

Воспитатель: Ребята, мы по-моему уже в стране Волшебной Речи.

Ой, посмотрите, что это лежит под деревом ( Достаю из под дерева предметные картинки с изображением ключей: гаечный, музыкальный, дверной., ключ-родник)

Воспитатель:- Что это? (показываю скрипичный ключ)

Ответы детей: (скрипичный ключ).

Воспитатель:- Для чего нужен скрипичный ключ?

Ответы детей: (этот ключ используется в музыке).

(аналогично рассматривают и беседуют о гаечном и дверном ключах)

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке? (показываю картинку с изображением ключа (родника)

Ответы детей: (на карточке нарисован родник).

Воспитатель: А что такое родник?

Ответы детей: (родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нём всегда чистая, холодная, студёная вода.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Родник по- другому можно назвать ключ.

1 Ребё нок: Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

2 Ребё нок :Ключ скрипичный, завитой,

И обычный, ключ дверной.

Воспитатель: Посмотрите, как интересно получается: слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное.

Если это слова-близнецы, то мы можем взять их в корзину?

Дети: Да. (берут карточки и кладут в корзину).

Воспитатель:. Ой, посмотрите, кто это у нас около пенька?

Ответы детей: (около пенька сидит лиса).

Воспитатель: Как можно ласково назвать лису?

Ответы детей (лису можно ласково назвать лисичка).

Воспитатель: Правильно, ребята.

Я спросила потихоньку,

У колючего ежа:

-Где ты был вчера?

-Был я у лисички, ел я вкусные лисички.

Ребята, как вы думаете, о чём сказал ёжик?

Ответы детей: (ёжик сказал, что вчера был у лисичке и ел грибы лисички. Есть такие грибы – лисички).

Воспитатель: Да, есть такие грибы. А посмотрите, где же они выросли?

Ответы детей: (лисички растут на пеньке, около пенька и т. д.)

Воспитатель: Это тоже слова-близнецы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы их тоже соберём в корзину. (Дети собирают карточки в корзину). Ох, наверно, мы устали, надо нам взбодриться, чтобы продолжить путешествие.

Самомассаж

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

Воспитатель: Ребята, нам надо дальше продолжить своё путешествие, чтобы найти слова- близнецы. Я предлагаю полететь на воздушном шаре. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда строим из стульев круг, садимся на стулья. Ребята, а для того, чтобы полететь на воздушном шаре, что нам надо?

Дети: (воздушные шары).

Воспитатель: Правильно. А вам нравится надувать мыльные пузыри?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто из вас знает, что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: (внутри мыльных пузырей находиться воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух. И поэтому мы берём мыльные пузыри, вспоминаем, что вдыхаем плавно носом воздух, не надуваем щёки и медленно дуем в колечко и полетели….

(звучит весёлая музыка).

Воспитатель: -Ребята, посмотрите. перед нами облако и на нём разные предметы. Надо найти слова-близнецы и собрать их в корзину и я вам помогу, загадывая загадки.

(На проекторе появляются картинки с изображением омонимом, а рядом на прищепках висят карточки с изображением их, дети отгадывают, снимают с прищепок карточки и кладут их в корзину)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить,

И состав остановить.

(кран)

Как сверкнет с небес, так столько

Шума, грохота, аж жуть!

На земле же может только

Быстро куртку застегнуть.

(молния)

Право, я причёска – чудо

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом

(коса)

На полу она – о, ужас!

Все вскочили на диван.

А, включив компьютер, тут же

Подружиться с ней не прочь.

(мышка)

То в оркестре примостится,

То на поле расцветет,

То в бокале вспузырится,

То вдруг сам себя побьёт.

(колокольчик)

Воспитатель: Ребята! Сейчас мы сядем за столы, и я вам раздам карточки, на которых будут изображены предметы, если среди них вы найдёте омонимы, то соедините их между собой карандашом.

(дети соединяют карандашом слова – близнецы).

Воспитатель: Теперь, ребята, каждый из вас составит предложение с одним из омонимов. Мы посмотрим, у кого получится самое длинное предложение.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Я думаю, что Волшебница Речь, будет довольна нами. Давайте сделаем ей тоже подарок. Недавно мы занимались аппликацией и мы вырезывали и наклеивали колокольчики на лист бумаги, и чтобы у нас получился весёлый букет – мы с вами украсим его весёлыми звонкими колокольчиками. Ребята, чтобы у нас всё хорошо получилось, мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(с пробками)

(надевают пластмассовые крышки от бутылок на указательные и средние пальцы и «идут», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия-смена рук. На последнем двустишии – обеими руками)

Крышки пальчики обули

Смело в них вперёд шагнули

И пошли по переулку

На весёлую прогулку

Пальцы- словно балеринки.

Но обутые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

(Дети садятся за столы и выполняют задание. По окончании обсуждают поделки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые поделки вы сделали. Мы сейчас положим эти поделки в корзину и подарим Волшебнице Речи.

Волшебница Речь: Спасибо, ребята! Вы очень мне помогли. Я надеюсь, что это приключение для вас было очень полезным и интересным. Приходите ещё ко мне в гости и я буду рада вам. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: Ну, вот, ребята. Нам надо возвращаться домой. Встаём в кружок, берёмся за руки, закрываем глаза и я произношу волшебные слова:

Мы глаза закроем крепко,

За руки возьмёмся цепко

В садик мы хотим вернуться

И друг другу улыбнуться.

- Открываем наши глазки. Вот мы и в нашем садике. Улыбнулись друг другу. Никого не забыли? Вот и хорошо. Ребята, а где же мы были (ответы детей) А кого мы искали (ответы детей) А кто это такие слова-близнецы? (ответы детей)Понравилось наше путешествие? (ответы детей)Но наше путешествие не заканчивается. У Волшебницы Речи ещё много разных слов, с которыми нам предстоит познакомиться.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»»Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»» Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку. Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание.

Электронная дидактическая игра «Медвежонок на прогулке» Автор игры: Ермакова А. С. - воспитатель первой квалификационной категории Игра "Медвежонок на прогулке" предназначенная для детей второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по знакомству с омонимами «Приключения ребят»
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 20:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД