Татьяна Махова
Конспект НОД «Прогулки по Москве»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы, воспитание любви к своему Отечеству, Родине.
Обучающие задачи: Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля, познакомить с планом Кремля, рассказать о названиях его башен, их назначении.
Развивающие задачи: Расширять кругозор детей, развивать любознательность, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. Развивать речь детей.
Публикация «Конспект НОД „Прогулки по Москве“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям, интерес к истории, патриотические чувства у детей: любовь, гордость и уважение к своей Родине.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы; старая Москва на картинах А. Васнецова, чтение книг о Москве, беседа «История Москвы в пословицах и поговорках». Ознакомление со стихами о Москве А. Барто «Всюду светятся огни», Ф. Глинка «Москва», И. Токмаковой «Красная площадь». Разучивание песни «Росиночка - Россия» сл., муз. О. Поляковой. Оформление выставки: «Москва - сердце России», фотовыставка, изготовление макетов башен, макет Кремлевской стены.
Материал и оборудование:
Пословицы и поговорки о Москве, стихотворения о Москве, фотографии с видами Москвы. Макеты башен: Спасской, Никольской, Храма Василия Блаженного. Схема башен Кремля, карта Москвы, на стенах рисунки, нарисованные детьми на занятиях. Текст песни О. Газманова «Москва», флаг Москвы, Герб, бой курантов.
Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: Кремль, дружина, князь, белокаменная, златоглавая, древняя, Красная площадь, основатель Юрий Долгорукий, столица, куранты, арсенал.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Дети входят в зал вместе с воспитателем, здороваются. Звучит праздничный звон колоколов.
Воспитатель: Слышите этот праздничный перезвон колоколов. Он извещает о торжестве. Сегодня у нас особенный, торжественный день. Мы оказались в главном городе нашей Родины – Москве.
Девица: (В русском костюме, держа на подносе хлеб – соль). (Кланяется). Хлеб да соль вам, гости дорогие! Присаживайтесь, пожалуйста.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Наш хлеб – соль – это русский обычай,
Из далекой пришел старины,
Уваженье гостям, радость встречи,
Словно символ людской доброты.
(А. Коршун).
Воспитатель: Мир твоему дому, хозяюшка! (кланяется девице, подходит к ней, отламывает кусочек хлеба, окунает его в соломку, съедает и принимает из рук Девицы хлеб – соль). Вот так, хлебом – солью на расшитом узорами полотенце встречали гостей на Руси. Эта древняя традиция и сегодня сохранилась в разных уголках русской земли, и конечно же, в Москве – столице нашей Родины.
Девица: А знаете: издревле хлеб был не только едой. Он был мерилом человеческой совести. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Испокон веков на Руси друзей хлебом – солью встречали в знак своего расположения с пожеланиями счастья, здоровья и долголетия. Как вы думаете, почему для такого обычая были выбраны именно хлеб, соль и расшитое полотенце?
Ответы детей: Хлеб – чтобы были все сыты, соль – защищает от враждебных сил, полотенце – чтобы было чисто, красиво…
Девица: Правильно, ребята. Хлеб означает пожелание богатства и благополучие, соль защищает от враждебных сил. Ну, а полотенце – это добрая, чистая дорога. После встречи гостей хлеб – соль всегда ставили в самый центр стола.
Воспитатель: Хорошо, хозяюшка, и мы поставим хлеб – соль на самое почетное место в зале (кладет хлеб на стол возле колонны).
Девица: А ведь недаром вы приехали в наш стольный град. Москвичи гордятся родным городом, любят его, защищали от врагов во все времена, как самое дорогое, ведь Москва – сердце России. Действительно, забыть и разлюбить Москву невозможно. О Москве сложено и написано много песен и стихотворений. Ребята, а вы знаете стихотворение о Москве?
Дети: Да. (Гера читает стихотворение Ф. Глинка «Москва»).
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Девица: Ребята, я хочу, чтобы вы поближе познакомились с Москвой и отправились в путешествие по Москве. Хотите?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда, я ребята, приглашаю вас совершить удивительное путешествие по Москве – реке на речном трамвайчике. А Лаврентий и Вероника будут фотокорреспондентами, сделают снимки о нашем путешествии. Прошу занять пассажирам места, капитан, займите место у штурвала, а я буду проводить экскурсию, рассказывать о достопримечательностях нашей столице, а вы, члены экипажа, будете мне в этом помогать. Согласны?
Девица: А я буду ждать, ребята, и вы мне расскажете о своих впечатлениях. Хорошо?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Тогда в путь! (Дети садятся на импровизированный трамвайчик. Шум воды. Гудок). Нетороплива Москва – река. Далек путь нашего корабля: под пятнадцатью мостами проплывет он, двадцать пристаней, три порта встретит. Будет плыть наш корабль мимо парков, заводов, огромных зданий, мимо кремлевских стен и башен.
Капитан: Остановка Кремль. (Дети прошли, сели на стульчики).
Воспитатель: А начнем мы свое путешествие с загадок, «спрятанных» в картинах художников, о древней Москве, когда Москва только возникла. Первая загадка: ребята, попробуйте узнать, что здесь изображено (выставляю три иллюстрации Кремля).
1. Ребенок: Это картины художника Аполлинария Васнецова. Первая картина называется «Основание Москвы». Деревянный Кремль при Юрии Долгоруком. Москва очень древний город. Много – много лет назад на этом месте не было ни города, ни даже маленькой деревушки (музыка, пение птиц). А был дремучий лес. В таком лесу, на берегу Москвы – реки, люди стали строить дома.
Над Москвой – рекой на круче
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда – то бор дремучий
А в бору водился зверь.
Вот среди такого дремучего леса стали появляться первые избы. А по приказу князя Юрия Долгорукого стали строить кремль. «Кремль» - это значит крепость, в которой можно укрыться от врагов. Сейчас стоит памятник Ю. Долгорукому в Москве.
2. Ребенок: А на этой картине А. Васнецова изображен Московский Кремль при Дмитрии Донском. 81 год простоял первый Московский Кремль. На русскую землю нападали враги. Город горел и разрушался. Сгорел и Кремль. Великий князь Дмитрий Донской решил строить Кремль из белого камня. Отсюда и пошло название Москва – белокаменная.
3. Ребенок: Простояв более ста лет, белокаменный Кремль стал разрушаться. Великий князь Иван III задумал перестроить древние стены. Он пригласил строителей из Италии. Они – то и построили крепость из красного кирпича. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль, который изобразил А. Васнецов на картине «Московский Кремль при Иване III».
Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте мы с вами подробно рассмотрим, что же представляет собой Кремль. Поможет нам в этом схема. Посмотрите, пожалуйста, на эту схему. На ней очень хорошо видны все башни Кремля.
- Сколько их всего? (20).
- А для чего нужны башни?
Ребенок: В башнях укрывались воины, жители города, там же находились продовольствие, вода, оружие.
Воспитатель: Скажите, ребята, все ли башни одинаковые? Какие вы видите башни?
Дети: Большие, маленькие, средние.
Воспитатель: А одинаковая ли у них форма?
Дети: Есть башни прямоугольные, есть круглые.
Воспитатель: А сколько круглых башен в Кремле? Где они находятся?
Дети: Три и находятся они по углам.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни?
Дети: Круглые башни были наиболее прочными. Из них можно вести обстрел в круговую, потому что врага видно не только впереди, но и вдоль всех стен.
Воспитатель: По названиям башен можно узнать, для чего они предназначались. Вот, например, эта башня (показываю указкой) называется Угловая Арсенальная. Как вы думаете, для чего она была предназначена? Кто знает, что означает слово «арсенал»?
Ребенок: Арсенал – это склад оружия.
Воспитатель: Вероника, не забудь запечатлеть эту башню. А башня Набатная имеет свою историю. В давние времена люди повесили на нее колокол. В него били, когда надвигалась опасность. Однажды кто – то ударил в колокол, и народ повалил в Кремль, где жила царица. Она подавила восстание, но так и не смогла дознаться, кто же бил в колокол. От злости она приказала отнять у колокола язык. «Казненный» колокол и сейчас хранится в музее Кремля. Одну из башен назвали Боровицкой. Она получила свое название от слова «бор», когда – то там шумел красивый сосновый бор. Одна из башен называется Водовзводная. Она качала воду из Москвы – реки в Кремлевские сада и дворцы. А вот эта – Тайницкая башня – в ней находился тайный колодец, защитники Кремля брали из колодца воду. И, наконец, башня, которую вы все очень хорошо знаете. Это Спасская башня (показ указкой). Ребята, а как можно узнать Спасскую башню? Сонечка, расскажи нам о Спасской башне.
Ребенок: Спасская башня – самая главная и красивая башня Кремля. На ней установлены главные часы страны – куранты – они показывают самое точное «московское» время. Все люди сверяют по ним свои часы.
Воспитатель: Молодец, Соня, садись. Ребята, а давайте послушаем, как бьют куранты (включаю бой курантов). Ребята, поначалу башня звалась Фроловской – по имени церкви Фрола и Лавра. Спасской она стала называться с 17 века, когда на ней была установлена икона Спаса Нерукотворного. Икона эта, увы, не сохранилась, но Спасская башня уже не переименовывалась.
А Спасские ворота – главные ворота Кремля. Люди, проходя через ворота, снимали шапки. В дни военных парадов из них выезжает командующий парадом. Ребята, а когда проходит самый главный парад?
Дети: Самый главный парад проходит 9 мая в день Победы, когда наш народ празднует победу в одной из самых страшных воин человечества.
Воспитатель: Ребята, большое значение имело расположение Кремля. Какую геометрическую фигуру напоминает расположение всех башен? (обвожу указкой вдоль всех стен).
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Да, действительно, треугольник, только не очень ровный. Вот с этой стороны (показываю указкой) протекает река Москва. А с этой стороны – река Неглинка, которая сейчас находится под землей, течет в трубах. А с третьей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем стояла вода от дождей.
Вот мы с вами, ребята, и убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью. Не случайно никому не удавалось эту крепость покорить. Ну что ж продолжим наше путешествие, а чтобы было веселей, вспомним слова песенки.
Физминутка. Дети маршируют со словами:
Мы учили песенку,
А в песенки слова:
Здравствуй, наша Родина,
Город наш … (Москва).
Что за площадь есть в Москве
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Эта площадь … (Красная).
Итак, мы с вами на Красной площади. (Дети сели на стульчаки). Красная площадь – главная площадь столицы. А что вы знаете о главной площади? (Дети рассказывают стихотворение И. Токмаковой «Красная площадь»).
1. Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
2. На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
3. Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
4. Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Софии, Парижа, Алжира.
Давай же сегодня пройдемся с тобой
По стартовой площади мира!
Воспитатель: Ребята, а почему Красная площадь называется «Красной»?
Дети: «Красная» означает красивая, главная, праздничная…
Воспитатель: Да, ребята, правильно, это самая красивая площадь столицы. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Красная площадь стала называться «Красной» только после того, как на ней появился храм Василия Блаженного (Покровский Собор). (Показываю макет храма Василия Блаженного). Этот собор был заложен в честь взятия Казани. Осада Казани длилась 9 дней. И собор построен так, что объединил в себе девять разных по высоте церквей. В центре – самая большая. Вокруг нее четыре церкви пониже с луковичными куполами. Между ними еще четыре. Все стоят на одном основании, но ни одна не повторяет другую. Казань покорилась московскому государству первого октября, в православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому новый собор назвали Покровским. Сейчас на Красной площади проходят все торжества, военные парады, демонстрации, спортивные праздники. Даже встречают Новый год, там ставят главную елку страны.
Ребята, давайте пройдем вдоль Кремлевской стены, длина его стен больше двух километров. Посмотрите (показ указкой макета Кремлевской стены). А высота у стен разная с трехэтажный дом, а в некоторых местах – и с шестиэтажный. Обратите внимание на узкие бойницы в стенах Кремля. Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. А вот мы подошли к памятнику, у которого горит вечный огонь в память о погибших воинах в годы войны (фото «Вечный огонь»). На мраморной плите выбита надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Здесь всегда живые цветы. Поклониться бессмертному подвигу идут и идут люди. Россия помнит и чтит память своих защитников. Давайте и мы почтим память погибших защитников Москвы и просто помолчим.
Ребята, а какие достопримечательности на Красной площади вы еще знаете? Чтобы ответить на этот вопрос нужно собрать картинку и рассказать о ней. (Царь – колокол, Царь - пушка) .
Дидактическая игра: «Собери достопримечательность города Москвы».
1. Ребенок: Это Царь – пушка. Ее назвали так потому, что она самая большая пушка в мире.
Возраст ей – четыре века!
Годы пушке не помеха:
В жаркий день и на морозе
Золотится луч на бронзе!
Она не только самая большая, но и очень красивая. На дуле изображен Царь на коне. Ее сделал талантливый мастер Андрей Чохов.
2. Ребенок: А это знаменитый Царь – колокол. В мире нет более тяжелого чем этот колокол. Он весит 200 тонн. Его сделали отец и сын Моторины. Когда начался пожар в Москве, колокол лежал в яме, его захотели спасти и стали поливать водой, раскаленный металл треснул и кусочек от колокола отломился.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Да, никто не собирается сегодня стрелять из Царь – пушки или звонить в Царь – колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах – умельцах матушки России.
Ну что, продолжим наше путешествие, занимайте свои места в трамвайчике (Гудок). Тема Москвы нашла свое отражение и в русском фольклоре. А что такое фольклор? Это загадки, пословицы, поговорки, сказки. Ребята, мы тоже с вами знаем много пословиц и поговорок о Москве. Давайте вспомним.
Дети:
Москва – мать городов русских.
Москва – сердце России.
Москвой – столицей весь народ гордится.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Москва не сразу строилась.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Москва, что гранит, никто Москву не победит.
За Москву – мать, не страшно умирать.
Москва от глаз далека, да сердцу близка.
Москва стоит на семи холмах, а человек – на своих ногах.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много пословиц вы знаете о Москве. А еще я вам загадаю загадки. А отгадки найдите на картинках, которые, кстати, есть на нашем речном трамвайчике.
1. Есть площадь большая, красивая, родная, парады там часто бывают, и люди там часто гуляют (Красная площадь).
2. Под дорогой, под домами, чудо светится огнями, чудо – лестница ползет, всех под землю увезет (Метро).
3. В самом центре есть река, она длина и глубока, по ней плывут речные трамваи, и тяжелые баржи идут, берега ее в бетоне, и вдоль нее деревья растут (Москва – река).
4. Смотрит в небо, как ракета, но всего лишь башня это. Вся Москва в нее видна, но не простая ведь она. Настроит телевизор вам на передачи всех программ (Останкинская башня).
5. Во всех театрах артисты играют, а в этом театре куклы выступают, очень большие, почти, как живые (Театр кукол).
6. А в этот театр приходят посмотреть на медвежонка бурого. Он косолап и мешковат, но превосходный акробат (Театр зверей имени Дурова).
Гудок. Остановка. Дети выходят. Встречает девица:
Вот и закончилась ваше путешествие по Москве. Я думаю, что оно запомнится надолго. Вы начали свое путешествие с древней Москвы, поговорили о Кремле, о башнях Кремля, побывали на Красной площади, сделали такие замечательные фотографии о Москве. Я предлагаю вам, ребята, в память о вашей прогулке по Москве нарисовать главную достопримечательность Москвы – Кремль.
Задание: «Дорисуй по точкам башню, зубцы Кремлевских стен». (Звучит музыка).
Хлебом – солью гостей встречают, а с подарками провожают. И я вам дарю в память о вашем путешествии по Москве замечательные сувениры – магниты с изображением достопримечательностей г. Москвы. (Раздает сувениры).
Воспитатель: Вот и сбылась наша заветная мечта, мы побывали в Москве – главном городе нашей Родины. Впереди нас ждет еще много нового и увлекательного. Давайте любить и изучать Москву, ведь в ней так много интересного.
Исполняется заключительная песня «Росиночка – Россия» О. Поляковой.