Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»

Светлана Литвинова
Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»

.Цель:

Формировать умение у детей различать одинаковые по звучанию, но различные по смыслу слова, употреблять их в речи. Работа над предложениями. Активизация и расширение словаря детей.

Образовательные задачи:

Формировать представление детей о многообразии слов в русском языке.

Совершенствовать знания детей о назначении и функции омонимов, развивать умение различать их в речи, группировать их.

Упражнять детей в умении строить предложения и использовать в речи предлоги.

Обогащать словарный запас детей.

Развивающие задачи:

Развивать образное мышление, память, внимание, познавательную деятельность.

Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие, межполушарное взаимодействие.

Воспитательные задачи:

Совершенствовать навыки взаимопонимания, отзывчивости и доброжелательности.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, здоровье, художественное творчество, безопасность.

Оборудование: предметные картинки, макет дерева, пенёк,игрушки: лисы, ежа; грибы-лисички (карточки, корзинка, крышки пластмассовые (по четыре штуки на ребёнка, салфетки, доски под конструирование, картинки с изображением омонимов заготовки букв, семена, тарелки.

ТСО: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Приветствие:

Здравствуй, дружочек! (машут левой и правой рукой)

Здравствуй, дружок!

Встанем мы вместе

С вами в кружок.

Собрались ребята в круг.

Слева - друг и справа-друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Громко мы крикнем

На весь белый свет:

«Люди, привет!

Солнце, привет!»

Пташек пугать

Мы не станем – нет, нет.

Ласково скажем:

«Привет, привет!»

Почемучка:Это детский садик *Дюймовочка*, группа *Малинка*? Значит я попала по адресу. Добрый, день дорогие ребята! Я капитан по имени Почемучка. А вас как зовут? (каждый ребёнок называет своё имя) Знаете, почему меня так называют? Потому что,я очень люблю задавать вопросы. А вы?

Дети читают по очереди стихотворение А. Власова.

1 ребёнок: Почему колючий ёж

Так на ёлочку похож?

Потому что ёж иголки

Одолжил у доброй ёлки.

2 ребёнок: Почему за белкой хвост

Растянулся во весь рост?

Для того чтоб белка эта

Полетела, как ракета.

3 ребёнок: Почему повсюду крот

Роет свой подземный ход?

Знать, на свете для крота

Всех милее темнота.

4 ребёнок: Почему вслед за лисицей

Хвост пушистый волочится?

Чтобы не было беды,

Заметает он следы.

Почемучка: Я вижу вы тоже очень любопытные, как и я. Для того, чтобы узнать что-то новое, я путешествую по морям и океанам, а по пути помогаю всем, кто попадает в беду и поэтому у меня много друзей. В моём последнем приключении я выловил бутылку с интересным письмом, но прочитать его не смог, потому что ещё не знаю все буквы. Уважаемые родители моих друзей, помогите нам прочитать письмо.

(Отдаю письмо родителям, в котором Волшебница Речь просит о помощи)

(Дорогие мальчики и девочки из детского сада «Дюймовочка», группа *Малинка*. Пишет вам Волшебница Речь.У меня случилось несчастье : мои слова-близнецы потеряли друг друга. Их надо найти и собрать в корзину. Кроме Вас мне ни кто не может помочь. Помогите, пожалуйста.)

Почемучка: Ребята, а ведь не зря попало ко мне это письмо Надо обязательно помочь Волшебнице Речи. Я слышала, что жители её страны очень весёлые и забавные. А кто жители страны Волшебницы Речи?

Дети: (звуки, буквы и слова)

Почемучка: А какие бывают звуки?

Дети: (согласные и гласные)

Почемучка:Слова какие бывают?

Дети: (длинные и короткие)

Почемучка: Приведите примеры длинных слов и коротких.

(ответы детей)

Почемучка: Я знаю, что бывают вежливые слова. Назовите, пожалуйста, мне эти слова.

(ответы детей)

Почемучка: Мамы, а какие ласковые слова вы знаете?

(ответы родителей)

И так мы вспомнили, кто жители страны Волшебницы Речи.

Для того чтобы отправится в путешествие нам надо вспомнить, кто же такие слова-близнецы?

1 Ребёнок: Близнецы из русской речи,

Из родного языка.

2 Ребёнок: Одинаково их пишут,

Одинаково их слышат.

3 Ребёнок: Схожи звуками они,

Но по смыслу далеки.

Почемучка: Правильно, молодцы. Ребята, как по - другому называют слова – близнецы?

Дети: (слова - близнецы называют омонимы).

Почемучка: Мы с вами вспомнили, кто такие слова-близнецы. Теперь мы смело можем отправляться в страну Волшебницы Речи. Что понадобится для путешествия?

Дети отвечают (бинокль, карту, спасательный круг, воду, компас) и составляют

предложения

Я возьму бинокль, чтобы смотреть в даль

Я возьму спасательный круг, чтобы помочь утопающему.

Я возьму фляжку с водой, чтобы утолить жажду.

Почемучка : Всё правильно вы сказали, но что ещё в каждое путешествие обязательно надо взять с собой?

Дети отвечают:(бинт, вату, йод и всё это надо положить в аптечку)

Ну и конечно, еду. Теперь мы можем смело отправляться в путь. Но мне кажется, что мы должны взять с собой ещё ваших родителей, чтобы они помогли нам в трудной ситуации. А куда же нам плыть? Я недавно нашла у себя в трюме интересную карту, на которой изображен какой-то волшебный остров и странный конверт. Сейчас я посмотрю. Ну конечно, это и есть остров Волшебницы Речи, а конверт нам пригодится в дороге Ну, что в путь!

Всех отважных, пытливых и зорких

Приглашаю на борт корабля.

Поднять якорь! (поднимает якорь взрослый)

(звучит шум моря)

Почемучка : ребята, послушайте, как звучит море. (Ш-Ш-Ш-)

Дети озвучивают звук моря.

Физкультминутка:

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками)

(почемучка смотрит в подзорную трубу)

Почемучка : Ребята, я вижу остров впереди, наверно это и есть остров Волшебницы Речи. Высаживаемся с корабля. Ой, посмотрите, что это висит на дереве (Достаю с дерева предметные картинки с изображением ключей: гаечный, музыкальный, дверной., ключ-родник)

Почемучка :- Что это? (показываю скрипичный ключ)

Ответы детей: (скрипичный ключ).

Почемучка :- Для чего нужен скрипичный ключ?

Ответы детей: (этот ключ используется в музыке).

(аналогично рассматривают и беседуют о гаечном и дверном ключах)

Почемучка : Ребята, что нарисовано на этой картинке? (показываю картинку с изображением ключа (родника)

Ответы детей: (на карточке нарисован родник).

Почемучка : А что такое родник?

Ответы детей: (родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нём всегда чистая, холодная, студёная вода.)

Почемучка : Правильно, ребята. Родник по- другому можно назвать ключ.

1 родитель:Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

2 родитель :Ключ скрипичный, завитой,

И обычный, ключ дверной.

Почемучка: Посмотрите,как интересно получается : слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное.

Если это слова-близнецы, то мы можем взять их в корзину?

Дети: Да. (берут карточки и кладут в корзину).

Почемучка. Ой, посмотрите, кто это у нас около пенька?

Ответы детей: (около пенька сидит лиса).

Почемучка : Как можно ласково назвать лису?

Ответы детей (лису можно ласково назвать лисичка).

Почемучка : Правильно, ребята.

Я спросила потихоньку,

У колючего ежа:

-Где ты был вчера?

-Был я у лисички, ел я вкусные лисички.

Ребята, как вы думаете, о чём сказал ёжик?

Ответы детей: (ёжик сказал, что вчера был у лисички и ел грибы лисички. Есть такие грибы – лисички).

Почемучка : Да, есть такие грибы. А посмотрите, где же они выросли?

Ответы детей: (лисички растут на пеньке, около пенька и т. д.)

Почемучка : Это тоже слова-близнецы?

Дети: Да.

Почемучка : Тогда мы их тоже соберём в корзину. (Дети собирают карточки в корзину). Ох, наверно, мы устали, надо нам взбодриться, чтобы продолжить путешествие.

Самомассаж

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

Почемучка : И так, продолжим дальше наше путешествие. Дальше по карте у нас должны быть волшебные облака. Ребята, посмотрите. точно - перед нами облако и на нём разные предметы. Надо найти слова-близнецы и собрать их в корзину. И на помощь к нам придут загадки. Я буду вам загадывать, а вы их отгадывать, мамы в этом нам помогут. (На проекторе появляются картинки с изображением омонимом, а рядом на прищепках висят карточки с изображением их, дети отгадывают, снимают с прищепок карточки и кладут их в корзину)

На дереве висит. в книге лежит

(лист)

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Чтоб в ванну нам воды набрать

Его мы будем открывать

Ну, а на стройке он другой

Большой. подъёмный и стальной

(кран)

Как сверкнет с небес, так столько

Шума, грохота, аж жуть!

На земле же может только

Быстро куртку застегнуть.

(молния)

Право, я причёска – чудо

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом

(коса)

На полу она – о, ужас!

Все вскочили на диван.

А, включив компьютер, тут же

Подружиться с ней не прочь.

(мышка)

Он – ботанический, фруктовый.

Зоологический. вишнёвый.

И даже детским он бывает.

Кто это слово отгадает?

(сад)

Почемучка : Теперь, ребята, каждый из вас составит предложение с одним из омонимов. Мы посмотрим, у кого получится самое длинное предложение.

Почемучка: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Я думаю, что Волшебница Речь, будет довольна нами. Давайте сделаем ей тоже подарокЕсли вы заметили, что дерево в этой стране, грустное. Покажите, какое оно грустное. (дети мимикой показывают грусть) Надо сделать так, чтобы дерево стало веселым. Покажите радость на лице. (дети изображают радость) У вас на столе лежат буквы с этого дерева. Мы должны украсить эти буквы семенами и потом повесить их на дерево. Ребята, чтобы у нас всё хорошо получилось, мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(с пробками)

(надевают пластмассовые крышки от бутылок на указательные и средние пальцы и «идут», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия-смена рук. На последнем двустишии – обеими руками)

Крышки пальчики обули

Смело в них вперёд шагнули

И пошли по переулку

На весёлую прогулку

Пальцы- словно балеринки.

Но обутые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

(Дети садятся за столы и выполняют задание.)

Почемучка : Молодцы, ребята. Красивые буквы вы сделали. Мы сейчас повесим эти буквы по цифрам,которые вы увидите, перевернув буквы.

(дети вешают буквы, согласно соответствующим цифрам)

Почемучка : Посмотрите, у нас получились какие-то слова Мамы. помогите нам прочитать

(мамы читают – Волшебница Речь)

Почемучка : Ну, вот, ребята. Нам надо возвращаться домой. Встаём в кружок, берёмся за руки, закрываем глаза и я произношу волшебные слова:

Мы глаза закроем крепко,

За руки возьмёмся цепко

В садик мы хотим вернуться

И друг другу улыбнуться.

- Открываем наши глазки. Вот мы и в нашем садике. Улыбнулись друг другу. Никого не забыли? Вот и хорошо. Ребята, а где же вы сегодня были (ответы детей) А кого вы искали (ответы детей) А кто это такие слова-близнецы? (ответы детей)Понравилось наше путешествие? (ответы детей) Хотите ещё со мной попутешествовать? (ответы детей) .

Публикации по теме:

Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»»Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»» Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку. Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание.

Электронная дидактическая игра «Медвежонок на прогулке» Автор игры: Ермакова А. С. - воспитатель первой квалификационной категории Игра "Медвежонок на прогулке" предназначенная для детей второй.

Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие к волшебнице речи»
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 11:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки