Марина
НОД «Путешествие в прошлое куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной образовательной деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская
Цели.
Образовательные: научить детей ориентироваться в прошлом. Рассказать детям о самой любимой и популярной игрушке – кукле, об истории её происхождения, об изготовлении первых самодельных кукол в прошлом из разных материалов (солома, береста, дерево, ткань, пряжа, нитки и др.).
Закреплять знания на тему: «Части тела».
Побуждать детей понимать назначение куклы.
Публикация «НОД „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Закреплять знания о народной деревянной игрушке – матрёшке.
Воспитательные: продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять знания о народном творчестве.
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Коррекционные: развивать у детей навыки рассказывания, составления рассказа об игрушке. Закреплять навыки связной речи, развивать память, внимание, логическое мышление.
Развивать у детей мелкую моторику рук, терпение.
Планируемые результаты: дети проявляют любознательность, интерес; поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции, интересуются прошлым нашей страны.
Развивающая среда: кукла Матрёшка. Разные самодельные и современные куклы, сундучок, лоскуты ткани для изготовления самодельной тряпичной куклы.
Загадки, стихи о куклах.
Рассказ Л. Н. Толстого «Грушина кукла».
Организационный момент.
В начале занятия воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Есть ноги, но не ходят, есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость, но сама радоваться не может… (кукла).
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушку – куклу и ответить на вопросы:
- Для чего нужна кукла?
- Из каких частей она состоит?
- С кем можно сравнить куклу?
- Расскажи о своей любимой кукле. Как с ней надо играть и обращаться?
- Прочти стихи о кукле.
Дети отвечают, воспитатель следит за правильным звукопроизношением, построением предложений, использованием в речи как простых, так и сложных предложений. Хвалит детей за хорошие, полные ответы.
Раздаётся стук в дверь и в групповую комнату воспитатель вносит куклу Матрёшку с сундучком.
Матрёшка: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто Я?»
Ответы детей о русской народной игрушке – матрёшке.
Дети читают стихи:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, и всего одна игра. (Матрёшка).
Деревянная матрёшка влезла с Машей на окошко. По карнизу ходит кошка и не может сосчитать: То стоит одна матрёшка, то матрёшек целых пять!
Матрёшка: «Как мне приятно, что вы меня узнали! А знаете, откуда я к вам приехала? Из волшебной страны Кукляндии. Сегодня мы отправимся с вами в эту страну. Там так много разных кукол. Есть куклы, в которые дети играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?»
Дети высказывают свои предположения.
Матрёшка: «Я вам сейчас не только расскажу, но и покажу. Этих кукол мне в волшебной стране подарили (показывает сундучок). Очень давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой». (Показывает).
- На что она похожа?
Интересно играть с такой куклой?
Дети отвечают на вопросы.
Матрёшка: «Да, она совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная. Потом люди придумали соломенную куклу. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получалась кукла». (Показывает).
Иногда куклу мастерили из пучка травы, сложенной пополам и перетянутой в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку – вот тебе и кукла. Иногда, там, где выращивали кукурузу, в куклу превращался початок: завёрнутый в тряпочку, он был похож на «младенца».
- Ребята, с такими куклами интересно играть? Почему?
(Интересно, но они непрочные.)
Матрёшка: «Да, такие куклы быстро ломаются, их нельзя одеть, раздеть. Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную».
- Ребята, почему она так называется? (Потому, что её мастерили из ткани).
Матрёшка: «Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать – это значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей – кукол».
Динамическая пауза.
Дети водят с Матрёшкой хоровод.
Дидактическая игра «Расставь по порядку»:
дети выбирают себе из сундучка понравившуюся самодельную куклу, рассматривают её и встают в той последовательности друг за другом, о которой рассказывала Матрёшка: кукла деревянная, соломенная, из травы и початка кукурузы и наконец, кукла тряпичная.
Матрёшка предлагает детям послушать рассказ Л. Н. Толстого «Грушина кукла»:
«У Груши не было куклы. Она взяла сена, свила из сена жгут, и это была её кукла. Звала она куклу Маша. Она взяла эту Машу на руки: «Спи, Маша, спи дочка. Баю, бай!».
Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций.
Матрёшка предлагает детям ответить на вопросы по содержанию рассказа и пересказать этот рассказ.
Матрёшка хвалит детей за правильные ответы.
Продолжая свой рассказ о самодельной кукле, рассказывает о том, что первую куколку обычно делали девочке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра, потом – она сама.
Матрёшка рассказывает детям о том, что и в наше время, есть такие мастерицы, которые могут даже связать кукол и различные игрушки. Матрёшка просит Лизу Л. показать детям игрушки, которые связала её бабушка. Лиза показывает и рассказывает детям о том, как вместе с бабушкой мастерили эти замечательные игрушки. Лиза помогала бабушке обвязывать крючком крылышки у бабочек, плавнички у рыбки.
В заключение занятия Матрёшка предлагает детям самим смастерить самодельную куклу из ткани.
Изготовление самодельной куклы.