Светлана Рязанова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Такие разные вещи могут быть вместе» или «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет
«Такие разные вещи - могут быть вместе» или «Времена года».
Интеграция образовательных областей:
1. познавательное развитие
2. социально-коммуникативное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) „Такие разные вещи могут быть вместе“ или „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
5. физическое развитие
Цели.
1. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.
2. Воспитывать у детей чувство толерантности и объяснять на примерах о её необходимости при общении с другими детьми.
3. Развивать творческие способности детей через музыку, театрализацию, экологию, развитие речи. Развивать внимание, воображение, фантазию, коммуникативных навыков, мелкой моторики и тактильных ощущений.
Задачи.
Обучать детей: - самостоятельно комбинировать знакомые техники в аппликации (симметричную и накладную);
- составлять композицию, формировать композиционные умения и придавать работе законченный вид;
- использовать различные предметы и материалы для создания композиции;
- самостоятельно выбирать рабочие инструменты, материалы;
- передавать характер с помощью цвета, материала, фактуры.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: иллюстрации по временам года с выраженными особенностями и цветом; аудио кассета "Звуки леса".
Дидактические авторские игры с использованием бросового материала: «Волшебные камушки», «Цветные бусины», «Иней» (на развитие воображения, чувства цвета, тактильных ощущений, фантазии, мелкой моторики, внимания).
Оборудование: клей, бумажная тарелка желтого цвета, тонированный лист ватмана, салфетки для вытирания рук, ножницы, серый полиэтиленовый пакет для мусора, пенопласт, фантики от конфет, ватные жгутики, краски акварельные, кисточка, стаканчик с водой, мелкие макароны в форме цветочка, листы цветного картона А-4 (голубой, зелёный, желтый, красный, детские «ладошки» из желтой бумаги, вырезанные детьми на предшествующем занятии.
Предварительная работа.
На предшествующем занятии с детьми были обведены и вырезаны из цветной бумаги желтого цвета их ладошки, скручивались ватные жгутики.
Рассматривание иллюстраций о временах года, беседа о них.
Чтение рассказа «Четыре желания».
Дидактические авторские игры на развитие творческих способностей, фантазии и воображения: «На что похоже…», «Разложи по цвету», «Дорисуй».
Игра на развитие тактильных ощущений, воображения: "Видящие ручки".
Беседа по экологии о вреде мусора для окружающей среды.
Игры - эксперименты по экологии «Как звучит природа».
Ход НОД:
Дети проходят в группу и свободно рассаживаются на ковер.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на занятиях. Сегодня мы будем говорить о временах года, о том, какие они разные. Какие времена года вы знаете?
Воспитатель показывает детям иллюстрации.
Воспитатель: - Посмотрите на эти иллюстрации. Какое время года здесь изображено? Какой основной цвет осенью? А на этой картине, какое время года и какой её основной цвет? А на этой картине? И на последней картине?
Молодцы! Вы так много знаете. А как вы думаете, что общего в этих картинах? Что объединяет все времена года? Что круглый год с нами? (Солнце)
Воспитатель:- Правильно. А как вы думаете, что помогает нам быть добрыми, весёлыми? Почему вы так думаете? Правильно, ребята. Солнышко светит нам всем. Оно любит нас всех, независимо от того, какие мы. Мы с вами все разные, у нас разные волосы, разный цвет глаз, цвет кожи. Посмотрите друг на друга.
Дети принимают участие в беседе, рассматривают друг друга, сравнивают…
Воспитатель: - Мы с вами носим разную одежду и обувь, живем в разных домах, рисуем разные рисунки. Есть много людей, которые живут в других городах, странах и у них другие правила, обычаи и традиции в жизни. Все люди разные. Солнышко светит нам всем, всех нас любит и дарит нам всем тепло. Оно как мамочка для всех нас. Не даром же каждая мама своего любимого ребёнка называет солнышко. Поднимите руку, кого мама так называла? Давайте сейчас будем самыми добрыми детишками? Будем играть и рисовать! Сейчас заиграет красивая музыка и с нами обязательно произойдёт что-то хорошее.
Звучит музыка "Звуки леса". Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: - Кто там? Музыка прекращается. Открывается дверь, появляется ребёнок-гость (плачет).
Аня: -Здравствуйте, можно к вам?
Воспитатель: - Здравствуй, девочка. Проходи, присоединяйся к нам. Как тебя зовут? Откуда ты тут?
Аня: - Меня зовут Аня. Я приехала из другого города и буду ходить в вашу группу, к вам в садик.
Воспитатель:- Так ты – новенькая! Очень приятно, Анечка, а почему ты такая расстроенная?
Аня: - Меня только что отругали. Я не знала, куда деть фантики и хотела оставить их на подоконнике, но мне не разрешили бросать мусор, где попало. Вообще-то, я знаю, что мусорить не хорошо. А что вы тут делаете?
Воспитатель: - Мы тут собираемся играть.
Аня: – А возьмите меня в вашу игру.
Воспитатель: - Хорошо, давайте играть в самую добрую игру, «Заинька». И у Ани сразу повысится настроение.
Дети и воспитатель встают в круг и играют в хороводную игру "Заинька". Аня принимает участие в игре.
Воспитатель:-Ребята, а давайте покажем Ане наши необычные игры и научим её играть в них.
Дети под руководством воспитателя играют в авторские игры «Волшебные камушки», «Иней», «Разноцветные бусины».
Воспитатель: Ребята, а теперь давай те научим Аню делать аппликацию.
Аня: - Но я не умею и у меня нет материала для работы.
Воспитатель: - Не переживай, мы тебя научим и поможем тебе, посмотри. Давай посмотрим, что у тебя есть в карманах?
Аня: -Только фантики от конфет.
Воспитатель:- Так это здорово, мы сделаем работу из разного материала про времена года. Ребята, вы согласны? Нужно только подумать, что нам понадобиться для выполнения задачи. Посмотрите вокруг, что нам может пригодиться.
Дети находят на столе приготовленные ранее материалы и предметы для выполнения работы (серый полиэтиленовый пакет, пенопласт, ватные жгутики, акварельные краски, кисточка, ножницы, клей, цветной картон,бумажную тарелку и фантики от конфет).
Воспитатель:-Ребята, подумайте, что из этого можно сделать.
Дети начинают рассуждать.
Воспитатель:- На картоне какого цвета нужно разместить свою работу. Ты, Ванечка, решил, что будешь делать?
Обратите внимание, что пакет шелестит как дождик.
Ваня:- Из пакета я сделаю дождик и тучу. Это будет осень. Возьму картон желтого цвета.
Дети прислушиваются к звукам шуршащего пакета.
Воспитатель: - А ты, Настя, выбрала что-нибудь?
Настя: - Я возьму пенопласт, он белый как снег и скрипит как снег. Мне понадобится картон синего цвета.
Дети слушают, как скрипит пенопласт
Воспитатель: А ты, Арина, что возьмёшь?
Арина:- Я хочу взять фантики и сделать цветочек и бабочку, ведь фантики так вкусно пахнут (как цветочек) и они такие яркие (как бабочка). Мне нужен картон красного цвета.
Дети нюхают фантики
Настя:- Мне остались ватные жгутики и краски. Я смогу сделать веточку весеннею, раскрашу её и приклею цветочки из макарон. Ватка такая мягкая, нежная и теплая, как весна. Мне нужен зелёный картон.
Дети трогают вату.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все определились с работой.
- Ребята, а давайте дадим Ане наши ладошки, которые вы вырезали. Вы же работаете все вместе. - Я тоже придумала, что можно сделать из этой тарелки - солнышко, но я не знаю из чего сделать лучики.
Дети приступают к выполнению работы, воспитатель помогает им советом, подсказывает как лучше расположить работу
Воспитатель: Вы закончили? - Давайте теперь сделаем так, чтобы наши такие разные работы были все вместе и у нас получилась коллективная работа. У меня есть лист ватмана, нужно приклеить ваши работы на определённое место. Догадайтесь на какое. Приступайте.
Дети приступили к выполнению работы. Воспитатель наблюдает, подсказывает.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Как мы можем назвать нашу работу? Ребята, подойдите к работе, потрогайте её. Что вы чувствуете?
Зима – колючая, весна – мягкая, осень может шелестеть как дождик, а лето яркое, ароматно пахнет. Правда, необычные ощущения! Вот так, с помощью таких необычных вещей мы с вами выделили основные признаки всех времен года. Аня, а тебе понравилось с нами заниматься?
Аня: - Да, я очень рада, что буду ходить в ваш садик, с вами в одну группу. Вы очень хорошие ребята. А еще мне понравилось, то, из каких материалов создавалась эта красота. Я теперь не буду выбрасывать фантики и разные мелочи, а буду смотреть, на что они похожи и делать разные удивительны е работы. Ребята, вы умеете комбинировать такие разные вещи вместе.
Воспитатель:- Молодец! Ребята, а чему вас научило это занятие? Вы все так хорошо сделали. Правда, здорово работать вместе, быть рядом, не бросать мусор, беречь природу, дружить. Спасибо вам большое, наше занятие окончено.
Выводы.
Данное занятие предоставляет каждому ребё нку:
право выбора цвета, способа выражения, соавторства;
позволяет ребёнку даже избавляться от комплексов (неуверенность в себе, низкая самооценка, и т. д., т, е. имеет психологический аспект;
почувствовать свою значимость;
учит толерантности, объясняет понятие на доступных ребёнку примерах (внешность людей, времена года, разные материалы в работе);
проявить свои творческие способности, фантазию, воображение, раскрыть свои таланты и расширить виденье предметов. Развивается внимание ребенка. Он может применить свой маленький жизненный опыт в одной большой коллективной работе (его фантик похож на бабочку, а фантик товарища – на цветочек).
Коллективная работа помогает развивать коммуникативные навыки. Во время этой работы дети общаются, дают друг другу советы, оказывают помощь.
В тоже время, у каждого ребёнка есть возможность проявить свою индивидуальность, раскрыть себя. Подобное занятие помогает установить дружеские отношения между детьми и педагогом, что способствует осуществлению позитивной педагогики. Педагог становится ближе к детям, т. к. принимает непосредственное участие в работе, находясь близко ко всем детям сразу.
Используя бросовый материал, в какой-то мере, педагог решает и экологическую задачу - охрану окружающей среды. Педагогу даётся уникальная возможность, на каждом занятии говорить о том, что мусор бросать где попало нельзя, о том, что не всё является мусором и ему можно найти применение. Даётся возможность, чтобы ребенок увидел это на примере своих творческих работ, принес эти работы домой, показал маме, и сказал ей, что теперь он фантики (коробочки, крышки) не бросает на улице, а делает из них поделки. И если после таких занятий, на улице станет хоть на пять фантиков (коробочек, крышек) меньше, то считайте, что цель достигнута - мир станет чище! А с помощью детских работ – прекрасней, даже если они выполнены из «мусора».
Педагогу необходимо оценить креативность ребенка, его нестандартное мышление, увидеть в обычном ребенке нестандартную личность, которая мыслит, думает и чувствует по - своему. Наша цель - помочь детям вступить в сложную, взрослую жизнь как можно менее травматичней. Ведь эта жизнь очень интересна, особенно если смотреть на нее с помощью изобразительной деятельности.