Елена Митрофанова
Конспект НОД с применением развивающих и исследовательских технологий «Мой дом и мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мой дом и мой город»
Цель: дать понятие о том, что такое город; дать понятие «малая Родина»; воспитывать гордость за свой край; развивать чувство патриотизма, закреплять навыки воплощать свой художественный замысел
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Публикация «Конспект НОД с применением развивающих и исследовательских технологий „Мой дом и мой город“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
Технологии, используемые в НОД: развивающие (умение найти суть проблемы, умение выдвигать гипотезы и учится доказывать их); исследовательские (поиск информации о родном городе и семье, умение использовать полученную информацию).
Задачи:
1) «Познавательное развитие»
- формировать мотивацию на познавательную деятельность;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
2) «Речевое развитие»
- формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- закреплять умение отвечать на вопросы, договаривать предложения, называя действия предмета.
- формировать фонематический слух.
- обогащение словаря: «малая Родина», город, край.
3) «Социально-коммуникативное развитие»
- формировать навык становления самостоятельности;
- формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
- поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активной деятельности.
- продолжать формировать умения соблюдать элементарные правила поведения.
4) «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и людей,
-способствовать реализации самостоятельной, творческой деятельности детей;
- способствовать развитию творческого воображения.
5) «Физическое развитие»
-Способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности детей,
-формировать становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Методы и приемы:
- практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи воспитателя;
- наглядные: прием демонстрации объекта, прием, направленный на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств;
- словесные: беседа, вопросы к детям.
Планируемые результаты: обладают знаниями о родном городе, в котором живут, его достопримечательностями; владеют понятием «город», понятием «малая Родина»; испытывают гордость за свой край; умеют воплощать свой художественный замысел.
Предварительная работа:
- Совместное с родителями посещение городского Краеведческого музея.
- Отгадывание бытовых загадок.
-Чтение художественной литературы: русское народное творчество «Теремок», «Заюшкина избушка», М. М. Пришвин «Моя Родина (из воспоминаний детства)».
- Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.
- Просмотр мультфильма «Кошкин дом» по сказке С. Я. Маршака.
- Беседа о родном доме, родном городе, родном края.
Средства реализации: видео- и фотоматериалы, с достопримечательностями родных мест, «карта Самарской области и города Октябрьска (транслируемые на интерактивной доске); индивидуальный набор для творчества (набор цветных карандашей, гуашь, акварель, кисть, стакан «непроливайка», салфетка, листы формата А3; А4.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Артикуляционное упражнение «Домик».
Цель: развивать двигательную активность детей, умение сочетать слово с движением
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Изобразительная
Рисование городских улиц или дорогу, или то, что больше всего запомнилось из сказанного и показанного.
Цель: Развивать ассоциативное мышление и творческие способности
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты.
Игровая
Игровые ситуации. Игра: «По дорожке долго - долго»
Цель: Побуждать к активной деятельности. Закреплять навык словообразования качественных прилагательных
Подвижная игра: «Веселый паровозик»
Цель: Побуждать к активной деятельности
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление и отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, получение информации из книг
Цель: формировать целостное восприятие художественной литературы. Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия словесного искусства. Формировать грамматически правильную диалогическую речь.
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя Деятельность
воспитанников
Ожидаемые результаты
1 Воспитатель предлагает детям провести беседу о своем родном городе, крае, о том месте, где они живут, уточнить названия своего города. Показывает город и область на карте. Дети активно вступают в беседу, рассказывают то, что оно знают о своем городе, вспоминают на какой улице они живут и в каком доме. Вспоминают просмотренный ими мультфильм «Кошкин Дом», вспоминают в каком доме жила кошка и похож ли этот дом на их. Сформирована мотивация на познавательную деятельность.
2 Воспитатель предлагает сравнить «Кошкин дом» и дома, в которых проживают дети Дети рассказывают, об особенностях кошкиного дома (из чего он из кирпича, бревен, а затем говорят из какого материала их собственные дома. Сформирована грамматически правильная диалогическая речь.
Сформирована мотивация к умению давать определение понятий, характеристики и сравнение понятий.
3 Воспитатель вспоминает произведения устного народного творчества «Теремок», «Заюшкина избушка», предлагает вспомнить и представить себе дома в которых жили герои. Рассказать о том чем они отличаются или не отличаются от домов о которых говорили раньше. Воспитатель предлагает уточнить, какие способы поиска информации помогли детям составить представление о домах героев и их собственном доме. Дети отвечают, какие дома у героев сказок, еще раз сравнивают их со своими домами. Приходят к выводу что дома могут быть разными и из разного материала. Предлагают свои «методы» поиска информации: игрушки, наблюдения за героями мультфильмов, книгах, уточнение у родителей, друг у друга. Дети обсуждают и совместно выбирают последовательность предложенных ими методов.
Дети самостоятельно начинают поиск информации. Сформирован навык развития социального и эмоционального интеллекта. Сформирован навык становления самостоятельности. Развит интеллектуально-творческий потенциал личности детей.
Развиты предпосылки восприятия детей через чтение художественной литературы.
Сформированы элементарные представления о видах искусств посредством художественного слова.
Сформирована мотивация к умению давать определение понятий, характеристики и сравнение понятий.
4 Воспитатель предлагает детям выполнить артикуляционное упражнение «Домик».
Дом Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Дети выполняют артикуляционное упражнение. Сформирован навык артикуляционной моторики.
5 Воспитатель загадывает детям загадки: «Без рук без топоренка построена избенка»(Гнездо); «Течет, течет- не вытечет, Бежит, Бежит не выбежит»
(Речка); «Через речку лег побежать помог»(Мост); «Кто на себе свой дом носит?»(Улитка) и т. д. Воспитатель спрашивает, у детей есть ли в нашем городе мост и что они знают о нем, есть ли в городе река и что они знают о ней. Дети внимательно слушают, отгадывают загадки, задают уточняющие вопросы. Рассказывают о реке, о мосте и что к них связано с этими объектами (работа родителей, место жительства, поездки и т. д.) Сформировано восприятие русского народного творчества. Развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия словесного искусства. Сформирована грамматически правильная диалогическая речь.
Развито умение давать определение и характеристику объектам и предметам.
6 Воспитатель в
игровой форме предлагает детям Речь с движением.
По дорожке долго, долго, (идут по кругу)
Взявшись за руки, мы шли (берут друг друга за руки). Усидеть весною дома. Мы с сестрёнкой не смогли. Светит солнце, ярко, ярко, (поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук) от цветов пестреет луг, (хлопают в ладоши). В небе радуга, как арка, (в воздухе рисуют
радугу). Из семи лучистых дуг.
Воспитатель спрашивает детей о том, где в нашем городе дорога и какие дороги они знают (железная, авто, пешеходная, речная или водная) и есть ли такие дороги в нашем городе. Просит показать эти дороги на фотографиях.
Дети повторяют слова и движения.
Отвечают на вопросы воспитателя и на фотографиях города и дорог, определяют где какая дорога. Рассказывают, что именно их и семья детей связывает с дорогой (работа родителей, место жительства, поездки и т. д.) Закреплен навык словообразования качественных прилагательных. Сформирован навык представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Развито умение давать определение и характеристику объектам и предметам.
7 Воспитатель предлагает поиграть в «Веселый паровозик». Тот из ребят кто, был активней всех, становится машинистом поезда.
Дети играют в подвижную игру, имитируя звуки и движения поезда.
Сформирован навык подражания и звукам и движениям.
8 Воспитатель предлагает детям, нарисовать на листах бумаги
«городскую улицу или дорогу, или то что больше всего запомнилось из сказанного и показанного» Дети рисуют. Развито ассоциативное мышление и творческие способности.
9 Воспитатель предлагает детям рассказать, что они нарисовали. Дети обсуждают рисунки, выбирают лучшие.
Сформирован навык эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
10 Воспитатель помогает детям сгруппировать полученные ими данные, интересуется, что же интересного дети узнали о своем городе
Дети обмениваются информацией и впечатлениями Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
11 В завершение воспитатель оформляет выставку детских работ. Работы рассматриваются детьми и родителями. Развито мышление, творческие способности, речь ребенка. Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.