Елена Аушева
НОД по ОБЖ в средней группе «Огонь и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Чтение худ. литературы», «Здоровье», «Коммуникация».
Возрастная группа : дети средней группы (1 год обучения)
Цель: расширение представления об окружающем мире, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природным объектам.
Задачи:
Образовательные задачи:
Коммуникация:
- расширять и активизировать словарь по теме «Безопасность и огонь»;
Публикация «НОД по ОБЖ в средней группе „Огонь и человек“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- упражнять в умении составлять сложные предложения;
- совершенствовать диалогическую и полилогическую формы речи;
Чтение худ. литературы:
- способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.
Социализация:
- способствовать формированию элементарных представлений об истории развития человечества.
Безопасность:
- закреплять знания и навыки безопасного использования бытовых предметов.
Развивающие задачи:
Здоровье:
- совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию движений;
- развивать согласованность координированных движений с речью.
Воспитательные задачи:
- развивать интерес к окружающему миру, формировать и воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- воспитывать осмотрительное отношение к опасным для человека объектам,
культуру поведения.
Материал: свеча, спички, иллюстрации по теме.
Последовательность работы:
Психологический настрой:
Воспитатель.
-Ребята, какое у вас настроение? У меня - отличное.
-Давайте поговорим о том, без чего человек не смог бы прожить.
Попробуйте отгадать, что это?
Он и греет, он и жжет.
Он живой, но не живет.
Он и светит, и слепит,
Он и добр, и сердит,
Живет рядом с нами, требует внимания.
(огонь)
(Воспитатель зажигает свечу, соблюдая условия безопасности).
Актуализация темы.
Воспитатель.
Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжем свечку и будем смотреть на огонь. Медленно стекают капли воска. Тонкий лепесток пламени дрожит на сквозняке. Он живой. Видите, он двигается. Почему нам нравится смотреть на огонь? Наверное, потому, что в нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди: помнит о самом первом огне, у которого согрелись первобытные люди, когда молния зажгла сухое дерево.
В те далекие времена люди не умел добывать огонь. Они бережно хранили угольки в ямах, ведь ветер и ливень могли огонь потушить. (Показывает картинку).
Пламя свечи помнит и о первом огне, зажженным самим человеком. Тот огонь родился из искры, высеченной при ударе одним камнем о другой. (Показывает картинку). Со временем у людей появилось огниво. Ударяли железной пластинкой о кремень, высекая искру, и поджигали сухой мох, шерсть. Огниво носили в кожаном мешочке на поясе. (Показывает картинку).
Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропуская лучи сквозь стеклянный осколок, можно было поджечь сухую траву.
Позже появилось приспособление, которым мы пользуемся до сих пор. Именно им зажжена наша свеча. Что это? (Спички.) Спички появились более 150 лет назад и были поначалу стеклянными. В наши дни спички делают из дерева (самые лучшие из осины) или картона. Они бывают разными. Есть спички, которые не гаснут на самом сильном ветру, в дождь и метель. Они нужны охотникам, геологам и морякам. Есть сигнальные спички, которые горят очень ярким разноцветным пламенем.
Физкультминутка.
Здесь мы учимся недаром:
(Гладят себя по голове.)
Не допустим мы пожара.
(Поднимают руки вверх, имитируют движение языков пламени.)
Спички уберем на полку,
(Имитируют действия.)
Не зажжем костер без толку.
(Грозят пальцем.)
Будем помнить день за днем:
Осторожен будь с огнем!
(Маршируют.)
Пальчиковая гимнастика «Свеча».
На столе свеча большая
(Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)
Стоит стройная, прямая.
Загорелся огонек,
(Наклоняют ладони вправо-влево.)
Заметался как зверек.
(Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)
Огонек нас освещает,
(Постукивают кончиками пальцев один о другой.)
А свеча все тает, тает.
(Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.)
Догорела, замигала.
(Сжимают кулаки.)
Огонь потух. Свечи не стало.
(Кладут ладони тыльной стороной на стол.)
Восприятие и усвоение нового.
Дидактическая игра «Самый лучший».
Дети выбирают из иллюстраций с изображением разных предметов те, которые на их взгляд лучше всего подходят для разжигания пламени, и объясняют свой выбор.
Воспитатель.
- Как вы думаете, почему люди постоянно изобретают все более совершенные приспособления для зажигания огня? (Они стараются сделать их более удобными и безопасными). Во все времена люди знали, каким разным бывает огонь : то добрым другом и помощником, то грозной стихией, уничтожающей все на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал её. Его уважали и боялись, любили и почитали. А какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на пламя?
(Выслушивает ответы детей.)
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Дети поочередно называют положительные и отрицательные свойства огня. (Хорошо, что на огне можно приготовить пищу, но плохо, что еда может подгореть. Хорошо, что у огня можно согреться, но плохо, что об него можно обжечься).
Воспитатель.
- Да, огонь бывает разным. Огонь добрый нас согревает и кормит. Попробуй съесть сырую картошку. Невкусно? А жареная картошечка, с румяной корочкой – совсем другое дело. Её нам приготовил славный огонь-кормилец. Как вы думаете, огонь нашей свечи добрый или злой?
-Наша горящая свеча – это огонь, дающий свет. Он делает все в комнате таинственным и красивым. Но есть и другой огонь – злой и жадный. Он приносит людям беды, несчастья и разрушения. Поэтому к огню надо относиться с осторожностью: стараться использовать его полезные свойства и избегать опасных. (Гасит свечу).
Подведение итогов: Чем мы сегодня занимались? Почему у нас это получилось? Спасибо за работу.