Получи документы

Открытая НОД в старшей группе на тему «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

Александра
Открытая НОД в старшей группе на тему «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Познание. Закреплять знания детей о филимоновской, дымковской, городецкой игрушке, их цветовой гамме, особенностях узоров. Познакомить детей с промыслом Полхов-Майдана, его историей, материалом поделок, цветовой гаммой, особенностями и способами росписи.

Публикация «Открытая НОД в старшей группе на тему „Знакомство с Полхов-Майданской росписью“» размещена в разделах

Художественное творчество. Формировать умение рисовать основные элменты Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок. Закреплять умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.

Коммуникация. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Активизировать словарь (лотки, лотошники, Полхов-Майдан, тарарушки, работня, пятилистник, вытачивают, анилиновые красители, набивка).

Социализация. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Совершенствовать навыки разделения на мини-группы, используя приёмы социоигровой педагогики, умение работать в команде. Формировать умения планировать совместные действия, распределять функции. Создавать психологический климат доверия и устанавливать партнёрские отношения между детьми.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных промыслах, знакомство с дымковской, филимоновской, городецкой росписями, рассматривание с детьми предметов прикладного искусства, пополнение экспонатами мини-музея декоративно-прикладного творчества, расписывание предметов народного творчества в раскрасках, разучивание закличек.

Материал и оборудование: конверты с разрезными картинками с изображением дымковского оленя, городецкой доски, филимоновской барыни, 3 лотка, 9 шаров красного, жёлтого, синего цветов, волшебная палочка, сундук, костюмы или элементы костюмов (сарафаны, рубахи, ленты, пояса и пр., карточки с изображением основных элементов дымковской, филимоновской, городецкой росписей, экспонаты мини-музея ДПИ (дымковские, филимоновские, городецкие игрушки, посуда, Полхов-Майданские игрушки, ковёр-самолёт, магнитофон, ноутбук, таблица с основными этапами росписи : карандашная разметка, акварельная окраска, «наводка», таблица с основными элементами Полхов-Майданской росписи, нераскрашенные силуэты игрушек, посуды, тематические альбомы, цветные стёклышки (плёнки) красного, жёлтого, синего цветов, на каждого ребёнка – акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры, салфетки, тренировочные полоски, простые карандаши, чёрные фломастеры или гелиевые ручки.

Ход:

I часть (совместная деятельность воспитателя с детьми)

Вос-ль: Смотрите, ребята, кажется, в нашем мини-музее появились новые экспонаты. Вам они знакомы? Что же это? (Ответы детей). Помнится мне, подобные приспособления мы с вами уже видели, когда просматривали слайды мультимедиа о Сорочинской ярмарке. Их использовали торговцы, разносившие на них свои товары. Вспомнили? Конечно, это лотки. Интересно, из каких городов или сел прибыли к нам эти экспонаты?

(Разглядывают лотки, перевернув, обнаруживают приклеенные ко дну конверты, в которых находятся разрезные картинки).

Вос-ль: Соберем картинки – получим подсказки. Давайте разделимся на компании по количеству лотков.

Ходит сказка у ворот,

С нами водит хоровод,

Подарила для игры

Разноцветные шары.

(Воспитатель разбрасывает на ковре шары трех цветов).

Раз, два, три! Шары собери!

(Дети собирают шары).

А теперь ищи столы, где такие же шары!

(Дети подходят к столам, где лежат круги нужного цвета).

Д/и «Разрезные картинки»

Вос-ль: Что изображено на вашей картинке? (Дымковский олень). А как вы догадались, что это именно дымковский олень? (По узорам, цвету, белому фону). В каком населенном пункте изготавливают подобные игрушки? (В селе Дымково, что расположено рядом с городом Вятка). Расскажите, какими элементами росписи украшают свои изделия дымковские мастера? (Круг, точка, прямая и волнистая линия, кольцо, сеточка, мазок). А какие цвета они используют? (Только яркие – красные, желтые… Поэтому их игрушки такие красивые)

На вопросы воспитателя дети во всех компаниях- тройках отвечают по очереди, передавая друг другу право ответа с помощью волшебной палочки.

(Дети подходят к следующей картинке).

Вос-ль: Что же за предмет здесь изображен? (Городецкая доска). Какие еще изделия помимо расписных досок, изготавливают городецкие мастера? (Мебель, посуду, коней - качалки и др). Какими узорами они их украшают? (Бутон, купавка, городецкая ромашка, розан, листья). А что еще рисуют мастера на своих изделиях? (Людей, животных, птиц). Какие цвета они используют? (Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, а для оживки берут черный и белые цвета).

(Подходят к третьему столу).

Вос-ль: Интересно, что же на третьей картинке? (Филимоновская барыня). Где изготавливают такие игрушки? Что вы можете рассказать о них? (Эти игрушки делают на фабрике деревни Филимоново. При их украшении мастера используют такие элементы как штрихи, крестики, точки, елочки, круги, треугольники, веточки. Краски берут яркие: зеленые, желтые, белые, малиновые).

Вос-ль: В старину дымковские, городецкие, филимоновские мастера вместе со своим товаром съезжались на ярмарку и предлагали свой товар всем желающим, привлекая их внимание веселыми и задорными закличками. Вы бы хотели побывать на такой ярмарке? (Да). Тогда нам снова предстоит путешествие в прошлое. Думаю, следует переодеться в соответствующую тому времени одежду.

Дети выбирают из сундука понравившиеся им сарафаны, рубахи и др. элементы костюмов, переодеваются.

Вос-ль: С пустыми руками на ярмарке делать нечего. На стеллажах нашего мини-музея выставлены разнообразные изделия мастеров из Дымково, Филимоново, Городца. Захватим их с собой на ярмарку? (Да). Прежде чем отправиться в путь, разделимся на команды.

(Дети делятся на 3 компании с помощью картинок, на которых изображены основные элементы дымковской, филимоновской и городецкой росписей).

Д/и «Народные промыслы»

Вос-ль: Давайте распределим роли, один из вашей тройки будет торговцем-лотошником, двое других – мастерами. Вы из Дымково, вы из Городца, а вы из Филимоново. Мастера приносят свои изделия. Торговец их оценивает – той ли это росписи предмет – и расставляет на свой лоток. Торговцами будут те, у кого в одежде больше предметов круглой формы.

(Воспитатель в ходе игры уточняет, почему тот или иной экспонат оказался именно на данном лотке).

Вос-ль: По традиции, путешествие в прошлое совершим на ковре-самолете. (Дети садятся на ковёр-самолёт, крепко держатся за руки). Всем хватило места? Тогда в путь!

Словно птицы в облаках

Путешествуем в веках.

Все, что было, знать хотим,

Назад, в прошлое летим.

Вос-ль: А вот и ярмарочная площадь!

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

(К воспитателю подключаются и торговцы – лотошники, которые произносят свои заклички).

Вос-ль (показывая детям изделие ДПИ, расписанное незнакомой детям росписью) : Уважаемые, не вы ли обронили? Уж не городецких ли мастеров это изделие?

(Дети рассматривают находку, приходят к выводу, что нет, элементы росписи совсем не такие).

Вос-ль: Может оно из Дымково или Филимоново?

Дети: Нет, узоры не те, к тому же оно деревянное, а не глиняное.

Вос-ль: Что же это за роспись? (Предположения детей).

Вос-ль: Прослышала я от местных жителей, что неподалеку от площади расположена мастерская, работает там мастерица – золотые руки, светлая голова. Может, она с такой росписью знакома, подскажет нам, из какого села изделие, какие умельцы его расписали? Вы со мной? (Да).

Воспитатель вместе с детьми отправляется в мастерскую (изостудию, где встречают мастерицу (изоруководителя).

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытая НОД в старшей группе на тему «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»
Опубликовано: 2 сентября 2013 в 18:48
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД