наталья мальцева
НОД в старшей группе «Парад планет»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе
Цель занятия:
Познакомить воспитанников со сменой дня и ночи, систематизировать у детей полученные знания, элементарные представления о Солнечной системе.
Задачи:
Образовательные :
1. Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу
2. Закрепить названия планет, представление детей о строении Солнечной системы
3. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, телескоп, созвездие, звезда, астроном.
Развивающие:
Публикация «НОД в старшей группе „Парад планет“» размещена в разделах
4. Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить, почему на Земле происходит смена дня и ночи.
Воспитытельные:
5. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение слушать и слышать друг друга, желание работать сообща в коллективе.
Оборудование:
Сказочный персонаж Незнайка, настольная лампа, глобус, проектор, музыкальные записи на тему «космос», листы бумаги, «штампы» из картофеля, презентация «Строение солнечной системы».
Ход занятия:
1. Встреча сказочного героя
Восп: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Сегодня мы … /стук в дверь/ Кто то ещё к нам пришёл?
Появляется другой воспитатель в костюме Незнайки.
Восп: Ой, да это же Незнайка.
Нез: Я хотел полететь на Луну, а попал к вам, ребята.
Восп: А мы как раз собрались здесь, чтобы поделиться знаниями о космосе. Присоединяйся к нам.
Ребята, мы с вами много говорили про космос.
Мы уже познакомились с Солнцем и его космической семьёй.
2. Создание проблемной ситуации.
Нез:
А что у Солнца есть семья? Помогите мне, пожалуйста, во всём разобраться.
Восп. Ну что ребята как же нам помочь Незнайке?
Рассуждения детей (подвести к тому, что нужно рассказать Незнайке о планетах)
Дети: У Солнца есть семья, но это не дочки и сыночки, а планеты.
Сообщения детей.
Меркурий – /по цвету зелёная/ самая маленькая и самая быстрая планета Солнечной системы и расположена она ближе всех к Солнцу, её поверхность покрыта кратерами, почти нет ни воздуха ни воды, днём очень жарко, ночью – очень холодно;
Венера – /оранжевая/ называют планетой бурь, там бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко, это самая жаркая планета Солнечной системы ;
Земля – /голубая/ планета, на которой мы живём, это единственная планета где есть жизнь, она кажется голубой потому что большая часть её поверхности покрыта водой – моря и океаны.
Марс – красная планета, потому что его поверхность покрыта красным песком, там холодно и дуют ветры сильные, на поверхности есть горы и кратеры.
Юпитер – /светло-жёлтая/ самая большая планета, там гремят сильные грозы, имеет 16 спутников.
Сатурн – /тёмно-жёлтая/ вторая по величине, имеет кольца, не соприкасающиеся с её поверхностью, они состоят из множества спутников.
Уран - /бирюзовая/ планета вращается как бы лёжа на боку, имеет 5 спутников.
Нептун - /синяя/ планета имеет 2 спутника, один из которых в два раза больше Луны, это самая медленная планета Солнечной системы.
Плутон - /коричневая/ планета находится дальше всех от Солнца.
Солнце - звезда, которая представляет собой огромный раскалённый шар, там очень высокая температура, жизнь там не возможно.
Восп: Как вы думаете, почему Солнечную систему так называют?
Дети: В центре этой системы находится Солнце, и все планеты вращаются вокруг него. Планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Все планеты образовались в результате взрыва на Солнце. Солнце даёт всем планетам тепло и свет.
3. Моделирование Солнечной системы. (коллективная работа)
И сейчас мы с вами её смоделируем. Но чтобы вспомнить расположение планет по порядку давайте с вами проговорим считалку:
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Возьмём лист бумаги для изображения Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.
Солнце - мяч 10 см
1. Меркурий - бисер
2. Венера - горох
3. Земля - горох
4. Марс -бусина
5. Юпитер - яблоко
6. Сатурн – яблоко поменьше
7. Уран – грецкий орех
8. Нептун - грецкий орех
9. Плутон – бусина
Восп:
Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?
Д: Чем ближе к Солнцу находится планета, тем её дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца, тем дорога её будет длиннее.
Восп. Как вы думаете. влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле?
А Солнце когда-нибудь отдыхает? Что делает солнышко ночью (ведь мы его не видим?
«Люди часто говорят про Солнце : «Просыпается Солнышко», «Солнце под гору садилось, за лес село» и т. д. Как вы думаете, Солнце движется?
Ответы и предположения детей.
4. Опыт «День – ночь»
Восп
На стол ставится настольная лампа -это Солнце, рядом глобус. На глобус крепится условный знак (домик).Условный знак крепится в том месте на глобусе где проживают дети.
Включить лампу и потихоньку вращать глобус. При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка. Как меняется освещённость домика.
Как освещается домик? Какое это время суток?
Восп: «Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте. Солнце никогда не отдыхает. Солнце- вечный труженик, всегда светит, всегда греет. Наша планета Земля не стоит на месте, а всё время вертится (демонстрация глобуса) и поочереди подставляет то один бок, то другой. Солнце может освещать только одну сторону земли.
5. Физминутка
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
6. Незнайка предлагает детям загадки
Н: А я знаю две космических загадки. Сможете отгадать?
1. Видят звёзд калейдоскоп астрономы в …. /телескоп/
2. Телескопом сотни лет изучает жизнь планет.
Нам расскажет обо всем умный дядя…. /астроном/
Восп: Мы уже знаем, что астроном изучает звёзды, наблюдая за ними в телескоп. Звёзды – раскалённые шары и светятся они, потому что очень горячие, цвет у них разный потому что одни очень горячие: белые и голубые, другие менее горячие – жёлтые и красные. Самая яркая звёзда – Сириус. Наблюдая за звёздами, люди мысленно разделили их на группы – созвездия. Что такое созвездие?
Самые яркие звёздочки в каждой группе они мысленно соединили воображаемыми
линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. А рисунки получились разные: одни напоминают зверя, другой птицу, третий человека. ….Сейчас я вам предлагаю на время стать астрономами и открыть своё созвездие.
7. Рисование «Юные астрономы» (коллективная работа)
Нетрадиционный способ рисования «Печать картошкой»
Восп: Ребята, давайте придумаем своё созвездие, у кого какие предложения?
-высказывания детей.
Восп.
А я предлагаю нарисовать наше созвездие в форме шляпы Незнайки и назвать её в честь его имени т. е. «Созвездие Незнайки». Вы согласны с моим предложением?
Пока дети и Незнайка рисуют, звучит музыка на тему «космос». Обратить внимание на осанку.
Работу дарят Незнайке.
Нез: Спасибо! Мне очень понравилось моё созвездие. А мне пора возвращаться в свою сказочную страну. Мне у вас очень понравилось, и теперь я знаю, что у Солнца есть семья.
Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания! И играть мне у вас понравилось! Поэтому я хочу вас угостить вкусными конфетами.
8. Итог НОД.
- А вам ребята, понравилось вам наше занятие?
-А что понравилось, запомнилось больше всего?
-А что сегодня было трудным для вас?
-Вы чему-нибудь новому научились?