Елена Николахина
НОД в старшей группе «Вологда, Вологда, нет роднее города»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний детей о родном городе.
Задачи:
Образовательная: расширить представление детей о своей малой родине; закрепить знания детей о Вологде: достопримечательностях, культуре, традициях; формировать умение наблюдать, строить предложения, делать выводы об особенностях разноликой Вологды (исторической, архитектурной, художественно-литературной, промысловой).
Публикация «НОД в старшей группе „Вологда, Вологда, нет роднее города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Развивающая: развивать интерес к изучению достопримечательностей родного города; любознательность; расширять и активизировать словарный запас; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать художественно- творческие способности детей, фантазию, воображение, умение работать в парах.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному городу, желание беречь его красоту; интерес к истории Вологды; чувство гордости за людей, живущих в нем, формировать доброжелательное отношение между детьми.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, чтение худ. литературы, музыка, худ. творчество.
Предварительная работа: посещение музеев города, экскурсии по Вологде, прогулка по микрорайону «Бывалово», беседы о Вологде, рассматривание фотографий родного города, поделок вологодских мастеров; чтение произведений вологодских авторов, заучивание стихов; рисование на тему «Улица нашего города», «Вологодское кружево», аппликация на тему: «Дом, в котором я живу»; разучивание песни «Автобус», муз. Железновой; с-р игра «Путешествие по городу», дид. игра «Жилое- нежилое»; разучивание народной игры «Чижик».
Активизация словаря: вологжанин, вологжанка, кружево, административные здания.
Оборудование: схема старинного названия Вологды, звукозапись песни «Автобус» Железновой, использование мультимедийного оборудования со слайдами достопримечательностей Вологды, изделий вологодских мастеров, вологодских поэтов, современных и старинных домов; разрезные картинки; цветная бумага, ножницы, клей, сундучок с вологодским сувениром, изображения тучек и солнышка, изображения деревянных домов.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить об одном из городов нашей страны, а о каком- вы узнаете из стихотворения:
Есть, конечно, города красивей,
И, наверно, лучше есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Вологда моя!
Какая же тема нашего занятия (ответы детей)
А вы знаете, почему мы будем говорить о Вологде? Потому, что Вологда-это город, в котором мы родились и живем.
В большой стране у каждого человека есть свой родной уголок-город или деревня, улица, дом,где он родился и вырос. Это его «маленький дом», его «малая родина». И где бы ни жил человек, он всегда с нежностью вспоминает свою малую родину. Скажите, как называют жителей нашего города? Значит, мы с вами вологжане, а Вологда- наша малая родина. (спросить девочек и мальчиков, как их называют, закрепить- вологжанин, вологжанка).
А хотите отправится в путешествие по нашему прекрасному городу? На чем мы можем поехать? (ответы детей).На чем мы поедем вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Что за чудо-длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
Конечно, мы поедем на автобусе, но прежде чем ехать, посмотрите на доску. Вы знаете, наш город не всегда назывался Вологдой. Перед вами схема старинного названия города. Чтобы узнать, как наш город назывался раньше, нам нужно открыть буквы. Буквы откроются только тогда, когда мы выполним задания.
Итак, мы начинаем наше путешествие. Садимся в автобус (встают друг за другом). Звучит песня «Автобус».(дети выполняют движения под песню).
Приехали. (садятся на стулья перед экраном).
1 остановка «Вологда Историческая» (написано на экране)
Для того, чтобы открыть первую букву, вы должны назвать достопримечательности нашего города. (показ слайдов)
1) Домик Петра 1
2) Софийский собор-главная достопримечательность нашего города. Это самый древний и самый красивый памятник Вологды, он находится на Кремлевской площади.
3) Колокольня Софийского собора.
4) Вечный огонь
5) Обелиск в честь 800 летия Вологды, на этом месте был основан наш город.
Молодцы! Получите 1 букву-Н.
А мы путешествуем дальше.
2 станция- «Вологда Архитектурная». На этой станции мы поиграем в игру «Подскажи словечко». Я буду читать текст, в нем пропущены слова, а вы мне их подскажете. Будьте очень внимательны.
(Текст): Вологда-один из древнейших городов, расположенных на живописных берегах реки, которая называется (Вологда).Летом наш город зеленый, осенью (золотой, а зимой (белый). В Вологде много улиц: и больших, и (маленьких, новых и (старых, широких и (узких). На улицах расположены здания административные и (жилые, высокие и (низкие, кирпичные и (деревянные, современные и (старинные). По дороге мчится грузовой транспорт и (пассажирский, по тротуарам идут (пешеходы). В Вологде есть музеи (театры, кинотеатры,для маленьких детей (д. сады, для школьников (школы).Мы очень любим свой ….(город).Вы справились с этим заданием и получаете 2 букву-А.
А мы путешествуем дальше.
3 станция-«Вологда Поэтическая».
Наш город воспет в песнях и стихах. Все они написаны на слова наших вологодских поэтов. Каких вологодских поэтов вы знаете? Как много в стихах тепла, сердечности, доброты. Все вологодские поэты воспевают свой край, но каждый это делает по-своему. Кто хочет рассказать стихи про Вологду? (Чтение стих. Т. Петуховой «Вологда»).
А вот и 3 буква-С.
На слайде слово-«Игра»
Вологодский край богат различными играми. Какие вы знаете игры, которые придумал вологодский народ? Я предлагаю вам поиграть в игру «Чижик» («Народные игры в д. саду. Вологда 2001г.)
Вот мы отдохнули, поиграли и получили букву –О.
4 Станция-«Вологда Промысловая».
Живет народ мастеровой,
Наш вологодский, деловой.
Славится земля вологодская мастерами, которые красоту своими руками творят, да край наш вологодский прославляют. Какие промыслы у нас процветают? (кружевоплетение, роспись по дереву, плетение из бересты, вологодское масло, лен, гончарное искусство (показ слайдов).
Люди добрые в великом городе живут,
Славу дивную руками создают.
Кружевами, маслом, льном известен он,
Заповедными лесами окружен.
А чем еще славится Вологда? (показ слайдов с изображением деревянных домов с резьбой). В нашем городе есть разные дома: одни построены недавно, другие очень давно. Раньше строили дома из дерева и украшали узорной резьбой. Отражение старой деревянной Вологды мы можем увидеть в Вологодской слободе. А у нас есть своя слобода. (показ картинок с изображением домов на листах бумаги).А какой же дом без палисада? Я предлагаю вам сделать резные палисады к этим домам. Работать мы будем в парах. Чтобы выбрать себе пару, возьмите по разрезной картинке и найдите, у кого 2 половинка. Я предлагаю каждой паре договорится и выбрать дом, который вам больше всего понравился (садятся за столы).
А теперь выберите цвет забора, который будет подходить к вашему дому, он должен совпадать с цветом, выбранным вашим соседом. Прежде, чем приступить к работе, напомню, что сначала нужно согнуть лист бумаги гармошкой, затем нарисовать узор. (обратить внимание на осторожное обращение с ножницами).
Выполнение работы детьми.
У вас получились непохожие друг на друга палисады. Давайте украсим ими наши дома.
Рассматривание выполненных работ: Посмотрите, какие красивые, резные палисады получились у нас, все они отличаются друг от друга. Наши работы мы можем подарить мастерам из Вологодской слободы, вдруг по этим проектам они построят дома.
А вот и последняя буква-Н. Давайте прочитаем слово. «НАСОН»-так назывался наш город в старину.
Вы хорошо поработали и вас ждет сюрприз, он находится в сундучке. Но сундучок откроется,если вы угадаете шифр из 3 цифр. А какие это цифры вы узнаете, отгадав мои загадки:
1) Сколько ты имеешь ножек?
Осьминога тихо спросим.
Тот ответить нам не сможет,
Но и так мы знаем(8)
2) Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру (6)
3) Есть пословица у нас,
И она известна всем:
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо(7).
867-это не просто цифры, это возраст нашей Вологды.
Сундучок открылся, а в нем- вологодский сувенир (показ).
А сейчас садитесь в автобус, нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит песня «Автобус», дети выполняют движения. (сели за столы)
Вот и закончилось наше путешествие.
Ребята, скажите, где мы сегодня побывали? Как назывался наш город раньше? Что мы можем сказать про Вологду, какая она? Как сделать наш город еще краше (посадить деревья, цветы). Вам понравилась поездка по нашему городу? У вас на тарелочках лежат солнышки и тучки, если вам понравилось наше путешествие, то возьмите солнышко, а если не понравилось, то тучку. (посмотрите, Вологда стала светлее от наших солнышек. Всем спасибо!