Любовь Крюченкова
НОД в подготовительной группе «Загадки Матушки-Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, соглашаться и возражать; совершенствовать умения высказываться логично и связно, объединять в ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Загадки Матушки-Зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия
Раздается стук в дверь и воспитателю передают посылку. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что там.
Воспитатель достает письмо и предлагает прочитать.
«Здравствуйте, Дорогие ребята!
Предлагаю Вам отгадать загадки и вы узнаете кто прислал вам посылку и спешит к нам в гости.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?.
Дети: Зима.
Воспитатель: Далее читаем письмо
«Ребята, я приду к вам не одна, а возьму с собою трех молодцев.
Что за молодцы, которые придут вместе с зимой? (Ответы.) Правильно, это зимние месяцы.
Вспомните их названия.
(Ответы.)
И здесь опять поможет нам письмо. Давайте отгадаем загадки.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке :
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Воспитатель: Да, зима - царица трех месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», «стужайло». Как вы думаете, почему? (Ответы.) Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный» и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрем?
(Январь.) Январь - просинец. Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы.) В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее-синее. А какой же третий месяц зимы? (Февраль.) Февраль - бокогрей. Что это значит? (Ответы.) Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов - «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой - ветер холодный поддувает. А еще февраль называют коротышкой. Почему? (Ответы.) Правильно, это самый короткий месяц в году, в нем 28 или 29 дней, а в других месяцах сколько? (30 или 31 день.)
Воспитатель: Давайте читать письмо дальше…
А также приглашу в свою свиту
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах.
(Снег.)
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней)
Мы снежинки. Это мы
Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Мы танцуем дни и ночи,
Даже несколько недель.
Наши танцы, между прочим,
Называются -. метель
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице.
(Мороз)
Рассказ о зиме на основе мнемотаблицы.
Упражнение «Путаница».
Задание: рассмотреть картинку, назвать, что на ней лишнее, чего не бывает зимой
Воспитатель. Скажите, что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.
Физкультминутка
Морозы детям не беда (идут по кругу, взявшись за руки,
Не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках (имитируют надевание шубы и ушанки)
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем (идут «лыжным» шагом)
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый все летает (поднимают руки вверх и медленно опускают,
А метель все завывает.
Сколько снегу намело! (Показывают сугробы.)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (Шагают.)
Весело в снежки играем (приседают, лепят снежки, бросают их,
В цель мы метко попадаем. Вот так!
Снег сегодня белый, белый (поднимают руки вверх и медленно опускают,
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем («надевают рукавички»,
Будет в шубках нам тепло. (Шагают.)
Проходят к столам, садятся.
Воспитатель: Давайте дочитаем последние строчки письма от зимы
Без чего зимы не бывает? Спрашивает зима (Ответы.) Правильно, без снега. Давайте поговорим о снеге. ( Вносит две тарелочки: на одной
горка снега, а на другой - комок.
Количество и вес снега примерно одинаковые.) Как вы думаете, на какой тарелке больше снега? (На той, где горка.) Сейчас проверим. (Взвешивает на весах.)
Как вы думаете, почему кажется, что здесь снега больше? (В комке снег плотно сжат, а на подносе - рыхлый. Занимает больше места.)
Ребята, откуда вода? Что происходит со снегом? (Тает.)
Дети, вы сказали, что без снега зимы не бывает.
Воспитатель: Посмотрите сколько загадок загадала нам зима
Давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку. Потом её загадаем зиме, когда она придет к нам в гости
Какой снег на ощупь? (Холодный.)
(Настя забыла перчатки и я дала свои)
Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.)
Как что? (Как вата.) Какой по цвету? (Белый.) Как что? (Как сахар.) Ка-кой по весу? (Легкий.) Как что? (Как пух.)
А теперь посмотрим, получится ли у нас загадка.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое? (Снег.)
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили, отгадывая загадки? Что вам особенно понравилось? запомнилось? (Ответы.) Давайте мы с вами для зимы сделаем сюрприз и подарим ей снежинки. Дети вырезают белые и синие снежинки. Приклеивают на синюю и белую бумагу
Воспитатель: Ребята, смотрите, смотрите, в посылке еще что-то есть
Сюрпризный момент, угощение. Дети с воспитателем находят
шкатулку царицы-зимы с запиской, в которой она их хвалит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие гостинцы