Наталья Путилова
Консультация для родителей «Нормы появления звуков речи у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
С двух месяцев ребенок начинает произносить так называемые «псевдоречевые» звуки : «агу», «ага», «уги». Это - гуление. Длится данный период примерно до 5 месяцев.
В норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект) - па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т. д. Длится лепет до 10-12 месяцев.
К 2 годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки : [а], [у], [о], [и] и согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
Публикация «Консультация для родителей „Нормы появления звуков речи у ребенка“» размещена в разделах
Появляются в речи слова.
Если происходит ЗРР – задержка речевого развития следует своевременно обратиться к логопеду, чтобы в дальнейшем избежать глубокого системного недоразвития речи.
К 3 годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’] и владеет фразовой речью (строит предложения из 3-5 слов).
До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т. д.).
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»).
К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки : [с], [с’], [з], [з’] (между передних зубов язычок не должен находиться) и хорошо различает их в свободной речи.
После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов:например, в словах «утка», «аист», «облако»; может определить и назвать очередность звуков в слияниях : ау, уа, иа.
В возрасте 5 лет уже шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Многие дети осваивают звук [л].
Звуки [р] и [р’] появляются у детей тоже своевременно к 5,5 годам. Для этого важна работа всех мышц речевого аппарата. Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трехсложном слове, может подобрать слово на заданный звук.
К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук. Уважаемые взрослые помните, что устная речь Вашего ребёнка важна для успешного формирования письменной речи.
Устранять речевые дефекты необходимо своевременно.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.