Галина Лосева
Новая модель взаимодействия с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных.
Все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе ДОУ.
Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом работы по использованию новой модели взаимодействия, направленной на сотрудничество и партнерство.
Публикация «Новая модель взаимодействия с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ранее, планируя работу по взаимодействию, я так же, как и все, использовала уже достаточно устойчивые традиционные формы работы :
1. Беседы и консультации (ведущая роль принадлежит нам - воспитателям);
2. Проводили собрания, на которых родители присутствовали в роли пассивных слушателей и исполнителей;
3. Вели наглядную агитацию в виде стендов, тематических выставок, где родители знакомились с информацией механически, когда забирали или приводили детей.
Модель такого взаимодействия выглядела так :
Родитель – педагог – ребенок.
Я решила любым образом активизировать родителей и начала с пересмотра своей работы по взаимодействию, провела анализ традиционных форм работы и выяснила :
Что работу с родителями веду не дифференцированно, без учета особенностей семей;
1. Родителям предоставляем ограниченный доступ к пребыванию в детском саду – в основном в дни открытых дверей;
2. Родители не могут влиять на педагогический процесс, мы их привлекаем только к осуществлению организационных моментов;
3. Ведущая роль в работе отводится нам – педагогам.
Прежде чем начать отрабатывать новую модель взаимодействия, я изучила следующую методическую литературу: «Создание единого пространства» Пастухова И. О., «Работа с родителями ДОУ».- Давыдова О. И. ; научно-методический журнал для родителей и педагогов : «Детский сад от А до Я».
Установила тесный контакт с родителями за счет использования дифференцированного подхода к каждому из родителей, соблюдая:
а) взаимное доверие;
б) такт, чуткость, отзывчивость;
в) учитывая возраст родителей;
Это помогло приблизиться мне к проблемам и потребностям семей, понять особенности личности родителей, их взгляды на воспитание, обеспечить участие родителей в образовательном процессе, помочь им лучше состояться как «родителям» и «педагогам».
Такой подход к родителям, позволил мне выстроить новую модель педагогического взаимодействия :
Родитель – ребенок – педагог,
где ребенок стал ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными, независимыми, но содружественно- конструктивными.
В процессе такой работы у родителей сформировался навык осознанного включения в единый, совместный с нами процесс воспитания и образования ребенка; а у нас – педагогов был преодолен стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
Проанализировав промежуточное мероприятие, проведённое ко Дню здоровья, в рамках образовательной программы по формированию основ жизнедеятельности детей : «Наши друзья на улицах и дорогах» я установила, что на данном мероприятии, я использовала новую модель взаимодействия, обеспечила участие родителей в образовательном процессе.
Роль педагога на данном мероприятии была наставнической, роль помощника была отведена ведущей – родителю – Печеновой И. Г. (помогла в сборке материала сценария). Основную роль- постового играл родитель, работник ГИБДД. Данный родитель всегда очень сложно идёт на контакт, старается не принимать нигде участия, а после проведённого мероприятия согласился сыграть роль Деда Мороза.
Родители проявили большую активность в подготовке мероприятия:
1. Подготовили атрибуты.
2. Подбирали игры, загадки по данному направлению.
3. Проводили предварительную работу.
Все родители остались довольны, каждый почувствовал свою значимость, необходимость.
Начатую работу по отработке новой модели взаимодействия я буду продолжать, так как новая модель взаимодействия позволяет добиться следующих результатов:
1. Единых, целостных ориентаций у педагогов и родителей;
2. Недопустимости неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании;
3. Увеличение активных родителей, искрение заинтересованных в соучастие воспитательно-образовательного процесса;
4. Создание эмоционально-психологического комфорта, содержание ребенка в детском саду.
5. Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
6. Создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами.