МААМ-картинки

НПК «Сухомлинский и современность»

Елена Фефилова
НПК «Сухомлинский и современность»

Добрый день уважаемые жюри, участники и слушатели конференции. Я, Фефилова Елена Сергеевна, учитель начальных классов Красногорской школы представляю работу «Методы и формы образования

Павлышской школы: актуальность нашего времени»

В 50-60-е годы ХХ в. страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х годов XX столетия.

Публикация «НПК „Сухомлинский и современность“» размещена в разделах

Сухомлинский был сторонникомколлективноговоспитания с акцентом на внимании к отдельному ребёнку.

Стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке.

Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики. В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, на основании вышеизложенного я поставила перед собой цель:сравнить методы и формы педагогической системы В. А. Сухомлинского с системно-деятельностным подходом, как основой ФГОС в современной школе.

Задачи:

1. Изучить методы и формы обучения и воспитания учащихся в Павлышской средней школе.

2. Проанализировать задачи, принципы и цели системно-деятельностного подхода.

3. Сопоставить педагогическую систему В. А. Сухомлинского в Павлышской средней школе и задачи, принципы и цели системно-деятельностного подхода.

4. Сделать выводы о проделанной работе.

Ведущимиидеями концепцииявляются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно–нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь.

Одно из важнейших звеньев системы педагогического воспитания – умственное (интеллектуальное) воспитание.

Важнейшим средством умственного воспитания Сухомлинский считал обучение. Успех умственного воспитания определял такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержаниеучебных программ, характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе являются природа, работа с книгой, сказка, труд.

Основныеформы, применяемые в Павлышской школе.

- вечера и чтения на различные темы

-вечера математического творчества, олимпиады, викторины

- выпускают математический журнал.

Сухомлинским были организованы технический и юннатский кружки.

Также в школе были организованы научно-предметные кружки. Занятия кружков проходили в форме живых, насыщенных яркими, интересными фактами сообщений, докладов, рефератов.

Большое значение в обучении детей Сухомлинский придавал литературе, большое значение придавал чтению вслух, на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человечества.

В Павлышской школе талантливые и одаренные дети обучались по индивидуальному плану. Сухомлинский считал, что «если учитель выводит наиболее способных учеников за пределы программы, интеллектуальная жизнь коллектива становится богатой, многогранной, и благодаря этому не отстают и самые слабые ученики».

Сухомлинский все общедидактическиеметоды обученияразделял на две группы, они представлены на слайде:

1. Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая илабораторная работав процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.

2. Методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовлениеучебных пособийи приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

При этомосновным методомсчитал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным.

Для Сухомлинского важным условием полноценного умственного воспитания является соответствие методов обучения, структуры урока и вообще всех его организационных и педагогических элементов учебной и воспитательной цели материала, задачам всестороннего развития учащихся.

Системно-деятельностный подход – основа ФГОС.

Творчество с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная В. А. Сухомлинским педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Гуманистические идеи педагогической системыСухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их использование в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Я вижу развитие этих идей в системно-деятельностном подходе, который является основой ФГОС.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни.

ФГОС ставит перед учителями новые задачи. Они представлены на слайде.

• Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.

• Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.

• Индивидуальный подход к ученикам.

• Развитие коммуникативных навыков у учащихся.

• Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен при условии применения определенных методов. Это методы: деятельности; системности; минимакса; психологического комфорта; творчества.

Чтобы системно-деятельностный подход работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии.

Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения.

Технология оценивания, формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки.

Технология продуктивного чтения отстаивать свою точку зрения на основе новой информации.

Эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках ФГОС является внеурочная деятельность, которая проводится в нескольких направлениях. Она позволяет расширить возможности использования умений, которые обучающиеся получили на уроках, и углубить знания, полученные по различным предметам.

Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС.

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

Таким образом, этот подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель моей работы заключалась в том, чтобысравнить методы и формы педагогической системы В. А. Сухомлинского с системно-деятельностным подходом, как основой ФГОС в современной школе.

В ХХ веке и в ХХI веке государство ставит перед образованием цель воспитания и развития всесторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию. Сопоставив средства для реализации этой цели – педагогическая система В. А. Сухомлинского в Павлышской школе и ФГОС – я пришла к выводу, что эти средства имеют много общего. Результаты сравнения я представлю в таблице:

Педагогическая система В. А. Сухомлинского Системно-деятельностный подход – основа ФГОС

1. Цель: развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности. 1. Цель: пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

2. Сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. 2. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

3. Самостоятельное чтение книги. 3. Технология продуктивного чтения.

4. Проблемное обучение. 4. Проблемно-диалогическая технология.

5. Внеклассная работа: вечера чтения, кружки, лекции, опыты, предметные журналы. 5. Внеурочная деятельность.

6. Работа с одаренными детьми: обучение по индивидуальному плану, выходящему за пределы программы. 6. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: олимпиады, НПК, он-лайн олимпиады.

Современные изменения в образовании основываются во многом на педагогическом наследии В. А. Сухомлинского и других педагогов.

Публикации по теме:

Доклад «Взаимодействие педагогов с семьей — традиции и современность» Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей (слайд 2). Семейное.

Имидж ДОУ: традиции и современность Имидж ДОУ: традиции и современность На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования.

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Железногорск: истоки и современность» «Железногорск – истоки и современность». Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей об историческом прошлом родного города, края,.

Конспект занятия по краеведению «Храмы Тамбова: история и современность» Конспект по краеведению " Храмы Тамбова: история и современность. " Выполнил: Кузнецова Н. В. воспитатель. Цель: Способствовать реализации.

Консультация для родителей «Взаимодействие семьи с детским садом — традиции и современность» Неоспоримый факт, что семья – это ячейка общества, общества, в котором мы живем, где, бывает, порой не хватает отзывчивости, доброты, участия,.

НПК «Состояние воды» Тема: состояние воды Цель: Доказать, что вода может быть в разных состояниях. Задачи: 1. Ознакомиться с литературой по данной теме. 2. Понаблюдать,.

НПК «Воздух вокруг нас» Тема: Воздух вокруг нас Цель: доказать с помощью опытов, что воздух существует и необходим для жизни. Задачи: 1. Изучить литературу по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
НПК «Сухомлинский и современность»
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 18:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД