Юлия Огородник
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
«Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников. Любая работа, которая осуществляется с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях, должна строго соответствовать принятым стандартам. Для реализации нравственно-патриотического компонента воспитания в детских садах при составлении плана работы педагоги должны основываться на таких документах, как Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»; ФГОС ДО; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Основное требование ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников — это регулярная и целенаправленная работа с детьми. Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности. Малыши с 3 до 6 лет, то есть с пери ода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу. Этому способствуют также следующие факторы: повышенная эмоциональность детей (готовность к сочувствию, сопереживанию позволяет использовать такие формы взаимодействия, как, например, подготовка проектов ко Дню победы, которые ставят малыша в позицию участника, сопричастного к тому или иному событию в истории страны); пытливость (в этом возрасте дети интересуются абсолютно всем, так что взрослому нужно только найти подходящую форму для реализации конкретных задач воспитания патриотизма); подверженность авторитет ному влиянию старших (дошкольники априори воспринимают взрослого человека как объект для подражания, то есть доверяют и выполняют его требования). Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш; чувство особой гордости за историю своей страны; уважение к культурному багажу предыдущих поколений; толерантность к разным чертам национального характера; самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина; уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям. Цели, которые по требованиям ФГОС нужно достичь в рамках осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми, сводятся к следующим воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине; бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну; поддерживание связей поколений; сохранение и пестование традиций своих сограждан. Для реализации этих требований работа с детьми должна быть целенаправленной (любая работа, проводи мая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны); систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник «Голоса Победы», посвящённый песням военных лет, который проводится накануне Дня победы); всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями). Система внедрения в практику программы патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи. Знакомство с понятиями и предметами близкого окружения: воспитание уважения к труду (результатам народного творчества, местным художественным промыслам); знакомство с людьми, прославившими страну: воспитание дружественного отношения к другим народам.