Татьяна Полушева
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Наша задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своей малой родине, стране, воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Начиная работать с детьми средней группы по патриотическому воспитанию, мы провели мониторинг, который показал, что у детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, ф. и. о. родителей. Анкетирование родителей по данной теме показало, что они считают необходимым проводить работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей в детском саду.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
• формирование бережного отношения к природе и всему живому
• воспитание уважения к труду
• развитие интереса к русским традициям и промыслам
• расширение представлений о родном городе
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
Работу по нравственно – патриотическому воспитанию мы разделили на несколько этапов:
I этап «Народное творчество»
Дети познакомились с предметами декоративно – прикладного искусства, уральскими промыслами. Знакомство детей с устным народным творчеством, с русским бытом, традициями проходило на фольклорных праздниках, в непосредственно образовательной деятельности.
II этап «Вместе дружная семья»
Дети познакомились с историей своей семьи, профессиями родителей, их увлечением.
На данном этапе у детей формируется уважительное, заботливое отношение к людям старшего поколения. Также дети познакомились с трудом сотрудников детского сада, для детей организовывались экскурсии в прачечную, на кухню и т. д. У детей воспитывается уважение к труду взрослых.
III этап «Моя малая родина»
У детей расширяются знания о родном городе, его улицах, достопримечательностях, о природе родного края. Дети познакомились с городской геральдикой. Получили знания о людях разных национальностей, населяющих Южный Урал, их жизни, культуре и традициях. У ребёнка воспитывается чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где он живёт.
IV этап «Широка страна моя родная»
На этом этапе дети познакомились со столицей России, с символикой государства. Проводились беседы по ознакомлению с Олимпийскими играми, у детей воспитывается чувство гордости за достижения нашей страны.
В своей работе мы использовали следующие методы и приё мы: беседы, рассказы, объяснения с показом, наблюдения, целевые прогулки, создание проблемных ситуаций, внесение персонажей, приглашение в путешествие, прослушивание музыкальных произведений, выставки, уроки доброты, инсценировки, театрализации, показ иллюстраций, чтение детских произведений, привлечение к посильному общественно – полезному труду, поощрения.
Пополнили развивающую среду по патриотическому воспитанию : оформили альбомы «Моя семья», «Мы гуляем с мамой», «Мой день рождения», «Как я провёл лето», «Все работы хороши», «Природа родного края», «Миасс глазами детей», «Государственные праздники России», «Азбука маленького россиянина», «Моя Россия», «Мой любимый город Миасс», «Государственные символы России», «Русская изба», «Башкирское жилище», «Рода войск», «Летопись ратной славы в городе Золотой долины», «Промыслы Южного Урала», «Олимпиада в стихах и картинках».
Создали картотеки: писатели, поэты о родном крае, фольклор народов Южного Урала, игры народов Южного Урала, пословицы, поговорки о труде.
Оформили макет микрорайона, где расположен детский сад.
Разработали и оформили дидактические игры: «Собери герб», «Составь флаг», лото «Путешествие по городу» и т. д.
Создали условия для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Дом», «Больница, «Шофёры», «Пожарные», «Морское путешествие», «Военный госпиталь».
С детьми проводились беседы по нравственно – патриотическому воспитанию на темы : «Моя семья», «Улицы нашего города», «Мои выходные дни», «Транспорт нашего города», «Профессии моих родителей», «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Проводили НОД по темам: «Я и моя семья», «Город-село», «Наша родина-Россия», «День защитника отечества», «Мой город Миасс». Принимали участие в фольклорном празднике «Уральские посиделки».
Организовывали тематические выставки к праздникам.
Вместе с детьми мастерили поделки из природного материала, рисовали на темы: «Улицы нашего города», «Моя семья», «Военная техника» и т. д. Лепили героев русских народных сказок.
Оформили картотеку наблюдений за объектами природы.
Родители принимали участие в оформлении тематических альбомов, участвовали в акции «Покормим птиц», мастерили кормушки.
Для родителей размещалась информация в родительский уголок по патриотическому воспитанию.
Среди положительных моментов в процессе работы по патриотическому воспитанию отметили расширение кругозора познавательных способностей детей, любознательности, формирование бережного отношения к труду людей, природе, чувства сопереживания, более чуткого отношения к сверстникам.
Повысилась педагогическая компетентность по данной теме.
В перспективе будем продолжать работу по данному направлению более углублённо, в связи с этим считаем необходимым:
• разработать перспективный план на следующий 2014-2015 учебный год
• наметить индивидуальную работу с детьми по патриотическому воспитанию на летний период
• включить работу по патриотическому воспитанию в план летней оздоровительной работы
• продолжить работу с родителями по теме, используя новые формы и методы, привлечь родителей к участию в различных мероприятиях ДОУ
• пополнить методическую копилку новыми материалами по нравственно – патриотическому воспитанию
• продолжить разработку новых дидактических игр по данной теме