Светлана Моисеева
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в прошлое» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание дошкольников
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом к являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. Этот процесс не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь, но есть азы, которые необходимо заложить в детском возрасте, чтобы дать ребёнку «путеводную нить».
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие в прошлое“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственные наблюдения. Умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами, но путь этот долог, не всегда эффективен. Поэтому задача взрослого, а конкретно меня, как педагога - определить чему. Как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла безболезненно.
21 век – время динамического развития, новейшие технологии сменяют одна другую. Нами движет стремление не отстать от технического прогресса. Это всё замечательно, но порой стоит сказать себе – «Стоп, а не упускаем ли мы что-то важное, то что необходимо не столько нам, сколько нашим потомкам. Кто-то умный сказал – «Без прошлого нет будущего» Какое прошлое у нас! С каким прошлым придут в будущее наши дети! А что от этого прошлого останется нашим внукам? Крохи! Если мы не подумаем об этом сейчас
С уверенностью можно сказать, что большинство людей к сожалению очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. С каждым годом родители наших воспитанников становятся всё моложе и моложе, они уже имеют поверхностное представление о культуре и обычаях своего народа. А знание истоков, нравов и обычаев помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания.
Формируя нравственные качества детей, я акцентировала свою работу на приобщении детей дошкольного возраста к истокам народной культуры людей разных национальностей, проживающих в нашем посёлке, т. к. сейчас особенно остро стоит проблема межличностных отношений.
А нашим детям предстоит жить в многонациональном обществе. Период детства благодатная пора для формирования таких нравственных качеств, как чуткость, доброта. Отзывчивость, уважение и гордость за землю, на которой живёшь, толерантность.
Предлагаю вашему вниманию занятия, направленные на формирование нравственных качеств у дошкольников.
Конспект интегрированного занятия
Цель: Формировать у детей познавательно-речевую активность, целостную картину мира, расширение кругозора, формирование гендерной принадлежности, интерес к прошлому русского народа. Развивать стремление подражать народным мастерам, ручную умелость, фантазию, творчество, коммуникативные навыки. Воспитывать уважение к прошлому русского народа, бережное отношение к предметам, созданным руками человека, самостоятельность в выполнении поставленной задачи нравственные качества, как доброта, отзывчивость, трудолюбие.
Ход занятия:
-Ой, слышите, что- то шуршит?
- Так это же домовёнок Кузя. Он живёт в нашей группе.
-Ребята, а вы знаете кто такой домовёнок?
(ответы детей)
--Это сказочный персонаж. В старые времена его считали духом дома и уважали. Так же считалось, что он помогает в делах тем людям, кто любит свой дом, содержит его в порядке, и кто много трудится.
-Кузенька, как ты здесь оказался?
-Грустно мне стало, надоела квартира благоустроенная- вода из крана, тепло от батареи. Скучно! Хочу хоть на минуточку на русской печи посидеть, чай из самовара попить.
-Что же нам делать, как же Кузе помочь?
-Ребята, а вы путешествовать любите? А в чудеса верите? Ну, тогда всё в порядке. Отправимся мы с вами в далёкое прошлое в гости в русскую избу. Посмотрим, как жил, чем занимался русский народ.
Ну что, в путь?
-Глазки закрываем и картину представляем.
Вьётся дальняя дорога
За собой она зовёт
Что же впереди нас ждёт.
Чудо, чудо появись, чудо, чудо покажись.
- Ой, посмотрите, ребята в какое замечательное место мы попали. Это русская деревня, Смотрите в каких домах раньше жили люди. Их называли избами.
_ Как вы думаете из чего они сделаны? (из дерева)
-Правильно, значит они какие? (деревянные)
-А посмотрите какую одежду носили в старину. У девушек сарафаны длинные, на голове кокошник или платок обязательно, а у мужчин рубаха длинная кушаком подвязанная, А по праздникам камзол нарядный да шапка мехом подбитая.
-а хотите, ребята посмотреть, что же там в русской избе внутри было? На чём люди спали, из чего ели, чем себя радовали? Ну тогда милости просим гости дорогие, в избу проходите, да на лавку садитесь.
-А вещей кругом сколько интересных, необычных.
-Посмотрите, как Кузя радуется. Он хочет вам загадки о них загадать.
-Вы загадочку решите и предмет тот найдите.
Загадки:
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча
Внутри огонь горит, из трубы огонь валит,
Кашу варит, блины жарит.
Дед Макар пустился в пляс, пляс, пляс
Бородой седою тряс, тряс, тряс
Половицы тёр, тёр, тёр
Полетел из дома сор, сор, сор.
Деревянная двупалая рука
Горшок в печке ухватила за бока.
Какая нога не для сапога.
-Молодцы ребята.
Благородный боярин дородный
Всему народу отпускает воду.
- Ну что, Кузенька, посиди, на печке погрейся.
-Ой, а печка-то не топлена, вода не наношена.
- Не было раньше не водопровода, не отопления. Как вы думаете, ребята, что делали, что бы тепло в избе было,
Правильно печку топили, а ещё в ней кашу варили, одежду на ней сушили, даже спали на печи, а воду носили из речки или озера вёдрами.
Попробуем справиться с такой работой.
Мальчики у нас скоро вырастут и будут сильными и мужественными, поэтому они помогут дрова нарубить, да печку истопить. А воду носить- это была женская работа. Я думаю наши девочки с ней справятся. Выходите пареньки смелые да удалые
(рубим дрова, топим печь)
Ну а теперь девушки красавицы коромысла берите, да водичку в дом несите.
(носим воду)
-Молодцы, ребята, справились с работой.
-Знаете, дети, а ведь русские люди в старину не только трудиться, но и отдыхать умели. И всегда они это делали весело, дружно, с музыкой.
Но не было в то время ни магнитофона, ни компьютера, ни радио. Как вы думаете, где они музыку брали?
-Конечно, одни мастера изготавливали музыкальные инструменты, а другие на них играли. Сами радовались и людей вокруг веселили.
-А вы знаете какие-нибудь музыкальные инструменты?
-Молодцы. Ну что, Кузенька притих, доставай свою корзиночку с сюрпризом
(Музыкальные инструменты)
-Ребята, как вы думаете они называются?
-Песни, которые любили петь, тоже сами придумывали. Были те песни и грустные, и весёлые, и даже немножечко смешные.
Вот послушайте, я одну такую песенку - потешку вам спою. Смешная правда
-Что, ты Кузенька, хочешь?
-Чтобы ребятки на инструментах поиграли.
-Попробуем?
(игра на народных инструментах)
Молодцы, ребята, а Кузе как понравилось. А вам понравилось играть?
-Как и теперь, так и давным - давно люди ценили, умели видеть, да и сами создавали красоту вокруг себя. Женщины и девушки занимались рукоделием- шили, вышивали, а мужчины и мальчики с детства учились строить избы и украшать их резьбой. А как вы думаете зачем они всё это делали?
-Правильно, чтобы было красиво, чтобы все радовались и улыбались, глядя на эту красоту. Людей этих называли- мастерами.
-А вы хотите стать мастерами?
Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Милости просим.
-Девочки наши украсят узором салфетку. А мальчики сами избу смастерят. Работать мы будем с клеем и бумагой. Девочкам я раздам салфетки и украшения, а узор они придумают сами. А мальчикам лист бумаги и детали избы, а какой она будет придумают сами.
-но давайте приготовим наши руки, чтобы работа спорилась, чтобы всё у вас получилось.
Сильные руки не бросятся в драку
Добрые руки - умеют дружить
Умные руки - умеют лечить
Наши руки любят трудиться
И красоту всем дарить.
- А теперь садитесь на свои места и проверим всё ли есть для работы
Правила работы с клеем.
Продуктивная работа детей.
Итог занятия.