Получи документы

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в прошлое» (старшая группа)

Светлана Моисеева
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в прошлое» (старшая группа)

Нравственное воспитание дошкольников

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом к являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. Этот процесс не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь, но есть азы, которые необходимо заложить в детском возрасте, чтобы дать ребёнку «путеводную нить».

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие в прошлое“ (старшая группа)» размещена в разделах

Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственные наблюдения. Умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами, но путь этот долог, не всегда эффективен. Поэтому задача взрослого, а конкретно меня, как педагога - определить чему. Как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла безболезненно.

21 век – время динамического развития, новейшие технологии сменяют одна другую. Нами движет стремление не отстать от технического прогресса. Это всё замечательно, но порой стоит сказать себе – «Стоп, а не упускаем ли мы что-то важное, то что необходимо не столько нам, сколько нашим потомкам. Кто-то умный сказал – «Без прошлого нет будущего» Какое прошлое у нас! С каким прошлым придут в будущее наши дети! А что от этого прошлого останется нашим внукам? Крохи! Если мы не подумаем об этом сейчас

С уверенностью можно сказать, что большинство людей к сожалению очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. С каждым годом родители наших воспитанников становятся всё моложе и моложе, они уже имеют поверхностное представление о культуре и обычаях своего народа. А знание истоков, нравов и обычаев помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания.

Формируя нравственные качества детей, я акцентировала свою работу на приобщении детей дошкольного возраста к истокам народной культуры людей разных национальностей, проживающих в нашем посёлке, т. к. сейчас особенно остро стоит проблема межличностных отношений.

А нашим детям предстоит жить в многонациональном обществе. Период детства благодатная пора для формирования таких нравственных качеств, как чуткость, доброта. Отзывчивость, уважение и гордость за землю, на которой живёшь, толерантность.

Предлагаю вашему вниманию занятия, направленные на формирование нравственных качеств у дошкольников.

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие в прошлое»

Цель: Формировать у детей познавательно-речевую активность, целостную картину мира, расширение кругозора, формирование гендерной принадлежности, интерес к прошлому русского народа. Развивать стремление подражать народным мастерам, ручную умелость, фантазию, творчество, коммуникативные навыки. Воспитывать уважение к прошлому русского народа, бережное отношение к предметам, созданным руками человека, самостоятельность в выполнении поставленной задачи нравственные качества, как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

Ход занятия:

-Ой, слышите, что- то шуршит?

- Так это же домовёнок Кузя. Он живёт в нашей группе.

-Ребята, а вы знаете кто такой домовёнок?

(ответы детей)

--Это сказочный персонаж. В старые времена его считали духом дома и уважали. Так же считалось, что он помогает в делах тем людям, кто любит свой дом, содержит его в порядке, и кто много трудится.

-Кузенька, как ты здесь оказался?

-Грустно мне стало, надоела квартира благоустроенная- вода из крана, тепло от батареи. Скучно! Хочу хоть на минуточку на русской печи посидеть, чай из самовара попить.

-Что же нам делать, как же Кузе помочь?

-Ребята, а вы путешествовать любите? А в чудеса верите? Ну, тогда всё в порядке. Отправимся мы с вами в далёкое прошлое в гости в русскую избу. Посмотрим, как жил, чем занимался русский народ.

Ну что, в путь?

-Глазки закрываем и картину представляем.

Вьётся дальняя дорога

За собой она зовёт

Что же впереди нас ждёт.

Чудо, чудо появись, чудо, чудо покажись.

- Ой, посмотрите, ребята в какое замечательное место мы попали. Это русская деревня, Смотрите в каких домах раньше жили люди. Их называли избами.

_ Как вы думаете из чего они сделаны? (из дерева)

-Правильно, значит они какие? (деревянные)

-А посмотрите какую одежду носили в старину. У девушек сарафаны длинные, на голове кокошник или платок обязательно, а у мужчин рубаха длинная кушаком подвязанная, А по праздникам камзол нарядный да шапка мехом подбитая.

-а хотите, ребята посмотреть, что же там в русской избе внутри было? На чём люди спали, из чего ели, чем себя радовали? Ну тогда милости просим гости дорогие, в избу проходите, да на лавку садитесь.

-А вещей кругом сколько интересных, необычных.

-Посмотрите, как Кузя радуется. Он хочет вам загадки о них загадать.

-Вы загадочку решите и предмет тот найдите.

Загадки:

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Внутри огонь горит, из трубы огонь валит,

Кашу варит, блины жарит.

Дед Макар пустился в пляс, пляс, пляс

Бородой седою тряс, тряс, тряс

Половицы тёр, тёр, тёр

Полетел из дома сор, сор, сор.

Деревянная двупалая рука

Горшок в печке ухватила за бока.

Какая нога не для сапога.

-Молодцы ребята.

Благородный боярин дородный

Всему народу отпускает воду.

- Ну что, Кузенька, посиди, на печке погрейся.

-Ой, а печка-то не топлена, вода не наношена.

- Не было раньше не водопровода, не отопления. Как вы думаете, ребята, что делали, что бы тепло в избе было,

Правильно печку топили, а ещё в ней кашу варили, одежду на ней сушили, даже спали на печи, а воду носили из речки или озера вёдрами.

Попробуем справиться с такой работой.

Мальчики у нас скоро вырастут и будут сильными и мужественными, поэтому они помогут дрова нарубить, да печку истопить. А воду носить- это была женская работа. Я думаю наши девочки с ней справятся. Выходите пареньки смелые да удалые

(рубим дрова, топим печь)

Ну а теперь девушки красавицы коромысла берите, да водичку в дом несите.

(носим воду)

-Молодцы, ребята, справились с работой.

-Знаете, дети, а ведь русские люди в старину не только трудиться, но и отдыхать умели. И всегда они это делали весело, дружно, с музыкой.

Но не было в то время ни магнитофона, ни компьютера, ни радио. Как вы думаете, где они музыку брали?

-Конечно, одни мастера изготавливали музыкальные инструменты, а другие на них играли. Сами радовались и людей вокруг веселили.

-А вы знаете какие-нибудь музыкальные инструменты?

-Молодцы. Ну что, Кузенька притих, доставай свою корзиночку с сюрпризом

(Музыкальные инструменты)

-Ребята, как вы думаете они называются?

-Песни, которые любили петь, тоже сами придумывали. Были те песни и грустные, и весёлые, и даже немножечко смешные.

Вот послушайте, я одну такую песенку - потешку вам спою. Смешная правда

-Что, ты Кузенька, хочешь?

-Чтобы ребятки на инструментах поиграли.

-Попробуем?

(игра на народных инструментах)

Молодцы, ребята, а Кузе как понравилось. А вам понравилось играть?

-Как и теперь, так и давным - давно люди ценили, умели видеть, да и сами создавали красоту вокруг себя. Женщины и девушки занимались рукоделием- шили, вышивали, а мужчины и мальчики с детства учились строить избы и украшать их резьбой. А как вы думаете зачем они всё это делали?

-Правильно, чтобы было красиво, чтобы все радовались и улыбались, глядя на эту красоту. Людей этих называли- мастерами.

-А вы хотите стать мастерами?

Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Милости просим.

-Девочки наши украсят узором салфетку. А мальчики сами избу смастерят. Работать мы будем с клеем и бумагой. Девочкам я раздам салфетки и украшения, а узор они придумают сами. А мальчикам лист бумаги и детали избы, а какой она будет придумают сами.

-но давайте приготовим наши руки, чтобы работа спорилась, чтобы всё у вас получилось.

Сильные руки не бросятся в драку

Добрые руки - умеют дружить

Умные руки - умеют лечить

Наши руки любят трудиться

И красоту всем дарить.

- А теперь садитесь на свои места и проверим всё ли есть для работы

Правила работы с клеем.

Продуктивная работа детей.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников (тест для воспитателей) Автор: Э. А. Дмитриева, зам. заведующего по ВМР БДОУ ВМР «Детский сад «Гармония» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ (тест) 1. Патриотическое.

Воспитывая патриотовВоспитывая патриотов В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в прошлое» (старшая группа)
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 13:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД