Лучший педагог года

О художественно — эстетическом развитии дошкольников.

Елена Владимировна Полещук
О художественно — эстетическом развитии дошкольников.

О художественно - эстетическом

развитии дошкольников.

В художественно-эстетическом развитии подрастающего поколения наше общество, к сожалению, не преуспевало и не преуспевает ни в малейшей степени. Мы (и дети, и взрослые) имеем представление (в той или иной мере) о некоторых экономических, физических, химических, математических характеристиках окружающего нас мира, его отдельных явлений и предметов. Но способностью видеть мир вещей и людей прежде всего с точки зрения красоты (прекрасно, красиво - безобразно, со вкусом - без вкуса и т. п.) большинство из нас не обладает.

Публикация «О художественно — эстетическом развитии дошкольников,» размещена в разделах

Именно это явилось одной из важнейших причин проявления в нашей жизни всего того, что принято называть "бездуховностью". Эмоциональная глухота, невежество, жестокость, утилитарный взгляд буквально на все, даже на человека, - не это ли характеризует "духовный мир" нашего современника?

"Красота спасет мир". В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь и создавать человека и его мир и начнем жить по-человечески. В этом и состоит непреходящее значение художественно-эстетического развития людей, начиная с самого младшего возраста.

Психологии и педагогике ведомо психическое явление под названием НУВЭРОС - необратимое участие возможностей эффективного развития основных способностей. Если человек недостаточно пользуется речью, он постепенно теряет возможность достичь в овладении речью значительных высот; если он не пользуется достаточно памятью, то она постепенно слабеет (вплоть до склероза).

Естественно, что то же самое происходит и с музыкальной и языковой чувствительностью, и с эмоциональным восприятием мира - словом, со всем, что составляет эстетическое развитие человека.

Вывод напрашивается сам собой: если художественно-эстетическим развитием ребенка не заниматься в раннем возрасте, то, без сомнения, в последующие годы эта работа окажется бесполезной: возможности эффективного эстетического развития будут утеряны навсегда. И многим даже покажется, что их вовсе не было.

А они были!

Это доказали психологи и педагоги многих стран мира, доказали и теоретически, и практически.

Достаточно вспомнить детские сады воспитания талантов в Японии, России, США. Их успешная деятельность основывалась на верном постулате: все дети от рождения обладают возможностями художественного восприятия мира и склонны видеть скорее чувствами (красивое-некрасивое - поэтому нравится или не нравится, чем разумом (полезное, вкусное, дешевое, удобное.). А ведь именно это и является основанием эстетического развития.

Если воспитывающий собирается (на деле, а не на словах) приступать к художественно-эстетическому развитию детей, то прежде всего он должен заняться формированием у детей способности к художественному видению мира, что значительно облегчит их соприкосновение с произведениями искусства и даже создаст феномен детского творчества.

Красоты не может быть много, ее всегда мало, ее хочется больше - это дети ощущают.

Сформулируем основные цели художественно-эстетического развития дошкольников :

1. Развитие способности художественного видения мира.

2. Приобщение к миру искусства.

3. Развитие художественно-творческих способностей.

В достижении первой, основной цели, на наш взгляд, всегда допускалась и сейчас допускается серьезнейшая ошибка: детям показывают лишь"фасад" красивой вещи или произведения искусства, не приобщая к чувствам, переживаниям их создателя.

Но ведь прекрасное прежде всего выражает внутренний мир человека, оно и не воспринимается нами как прекрасное, если не связывается с духовной жизнью.

Просто "красиво" нет. Есть красивое выражение чувств, мыслей, проблем, отношений.

Это должен понимать воспитывающий, чтобы избежать еще одной серьезной ошибки, имеющей прямое отношение к детям дошкольного возраста, которые не могут воспринять что-то как красивое или безобразное до тех пор, пока отраженные в нем чувства, мысли, проблемы не найдут опору в его собственном эмоциональном мире. Ребенок должен как бы отождествляться с образом художественного произведения, духовным миром создателя Красоты, с чувствами, возникающими при созерцании голубого озера, плакучей ивы, могучего дуба. Надо научить ребенка такому отождествлению - это станет основанием его эстетического развития.

Как это сделать?

Во-первых, необходимо (и это вполне возможно) с раннего возраста знакомить ребенка с разными видами человеческой деятельности, носящими отражательный характер (в том числе и с речевой деятельностью, подчеркивая, что с помощью этих видов деятельности человек выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношения.

Для этого воспитывающий поначалу может сопровождать свой рассказ графической иллюстрацией - лаконичным, упрощенным рисунком, соответствующим основной мысли излагаемого. В результате у детей формируется наглядное представление о том, что рисунком можно рассказать о чем-либо. Можно также показать детям, что рисунком можно выразить и отношение к действующим лицам рассказа, и их основные характеристики. Это делается подбором цветов, разными размерами изображаемого, тщательностью прорисовки, тонированием листа и т. д., при этом воспитывающий дает соответствующие совестные пояснения.

Впоследствии надо учить ребенка составлять собственный "графический рассказ". Ребенок приступает к изображению; взрослый включается в его деятельность и, дорисовывая или пририсовывая детали возникающего изображения, начинает ассоциативную графическую игру, раскрывая возможности "графических рассказов". Можно, наоборот, предложить ребенку включиться в "графический рассказ" взрослого (по любой сказке или "житейской истории").

Аналогично можно организовывать процесс ознакомления детей (начиная с 2-2,5лет) с аппликацией.

Взрослый сопровождает свой рассказ вырезанием силуэтов, что обеспечивает эмоциональное восприятие образа. Можно использовать изображения - заместители: зеленая полоска-дерево, желтый квадрат - цыпленок. (ребенок 2-3 лет такое замещение примет). Аппликации будут более характерными, если в них использовать те же средства выражения своего отношения, что и в рисовании.

У ребенка возникает естественное желание поработать ножницами, и он делает это с помощью взрослого. Затем, опять же вместе со взрослым, вырезанный образ дополняется с помощью карандашей, фломастеров, бросовых материалов и т. д. Используя подобные методы ознакомления с аппликацией, детей к 4-х летнему возрасту можно подвести к силуэтному вырезанию, при котором в основе создаваемого образа лежат и первоначальное представление о предмете, и элементы эмоциональной реализации этого представления, т. е. своего отношения к изображаемому.

Именно такое приобщение детей к аппликации способно обеспечить художественное начало этой деятельности. Таким же образом можно знакомить детей с лепкой.

Приходится только сожалеть, что подобная работа почти не проводится при ознакомлении детей с музыкой, танцами, литературой.

Кстати, определенные попытки показать детям эмоциональную выразительность родного языка делают создатели программы "Развитие". Но здесь надо еще очень много и серьезно поработать методистам, чтобы дать воспитателям достаточно конкретные рекомендации.

Во-вторых, чтобы развить в ребенке способность отождествляться с образом художественного произведения, вникать в чувства создателя красоты, надо как можно чаще прибегать к играм-драматизациям. В качестве подготови-тельного этапа к ним целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками игры-имитации (аналогичные театральным этюдам, в которых надо добиваться эмоционального переживания состояния образа, его внешней и внутренней имитации на основе одушевления, очеловечивания даже неживых объектов (делать "мимический слепок вещи" - А. В. Запорожец). В такие игры необходимо включать музыку, художественное слово и другие виды искусства.

Синтез искусств обеспечит более глубокую эмоциональную отзывчивость на образы. Игровые ситуации могут быть, например, такие:

веселые цыплята бегают по траве, крыльями машут, зернышки клюют, прячутся;

щенок сладко спит на коврике, просыпается, тянется, зевает, смотрит по сторонам, бежит на улицу, где встречает кошку ит. д. ;

снежинки кружатся, поднимаются, опускаются, медленно ложатся на землю.

В-третьих, для достижения целей эстетического развития надо пытаться делать все возможное, чтобы дети овладели самой доступной для них формой эстетического восприятия - "деятельностью любования". Задача процесса любования - формирование положительного эмоционального отношения к приему (в широком смысле этого слова) или произведению искусства. Через такую деятельность в ребенке легко развить элементы эстетического восприятия, которые в младшем дошкольном возрасте определяются одной парой эстетических категорий (красивое-некрасивое) и одной парой эстетических оценок (нравится-не нравится). Очень важно донести до ребенка понятие "красота" и помочь ему наполнить это абстрактное понятие конкретным содержанием:

красивое - это приятное (приятные зрительные, тактильные и слуховые ощущения);

причина приятных ощущений - выразительные признаки предметов (цвет, форма, линия, фактура, тональность звучания и др.).

Процесс любования организуется противопоставлением двух предметов: один обладает об одном из признаков красоты, а другой, подобный ему, этим признаком не обладает. Например, при рассматривании дымковской игрушки сосредоточить внимание на сочетание основных насыщенных цветов с белым фоном (это красиво, это нравится, это радует) и сравнить ее с не расписанной игрушкой, обязательно подчеркнув, что красивую игрушку художник создавал со старанием, так, чтобы она нравилась. Постепенно в процессе любования дети научатся выделять и понимать признаки красоты.

Можно предложить примерную последовательность показа различных предметов с целью организации любования ими:

знакомые красивые игрушки и вещи;

предметы народного декоративно-прикладного искусства;

произведения живописи и музыки;

скульптуры;

природа и природные явления;

речь.

Многие воспитатели не способны эффективно использовать доступные детям средства эстетического воспитания - их этому не учили, поэтому художественно-эстетичекого развития самих воспитывающих недостаточно.

Трудность состоит еще и в том, что подлинно красивого в детских садах слишком мало - начиная с этики быта, отсутствия фонотеки, художественных репродукций и т. д.

И ещё. Мы полагаем, что в детском саду меньше времени должно уделяться обязательной работе, чтобы дети всегда имели возможность заняться самостоятельной художественной деятельностью.

Публикации по теме:

Детское творчество. Топиарий «Розовая мечта»Детское творчество. Топиарий «Розовая мечта» Детский дизайн – это увлекательное направление в художественно- эстетическом развитии дошкольников. Он ориентируется на создание сувениров,.

Проект «Волшебная соль»Проект «Волшебная соль» Участница и победитель конкурса - Глушинская Марина Сегодня я хочу с вами поделиться об интересном проекте,который проходил в нашем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О художественно — эстетическом развитии дошкольников.
Опубликовано: 10 января 2015 в 16:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД