Елена Бордовская
О музыкальном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.
В. А. Сухомлинский.
Известно, что ранний и младший дошкольный возраст – это сенситивный период, когда закладываются первоначальные основы, способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. В последние годы музыкальная педагогика рассматривает этот период, когда дети особенно чувствительны к музыке. Музыканты-педагоги считают, что чем раньше детей начинать знакомить с разнообразной музыкой – классической, народной - тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте создаются все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка.
Публикация «О музыкальном воспитании детей» размещена в разделах
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – 1. ладовое чувство - это различение характера музыки, настроений, выраженных в ней,
2. музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Данная способность проявляется к 5-ти годам
3. чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке
Эти способности у одних детей достаточно ярко, быстро и легко развиваются, что свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.
Отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни).
Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности :
Эмоциональная отзывчивость на музыку;
Музыкально-сенсорные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельности (динамическое, звуковысотное, ритмическое, тембровое восприятие).
Для приобщения детей к миру музыки необходимо создать соответствующую среду, где ребенок знакомится с разнообразием звуков, ритма, динамических и тембровых оттенков.
Для создания музыкальной среды дома можно использовать следующее:
o Различные озвученные игрушки:
*погремушки, бубен, трещотки, барабан, музыкальные молоточки, свистульки, дудочки.
* игрушки с фиксированной мелодией: органчики, мягкие музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки.
Такие игрушки привлекают внимание детей к мелодическому звучанию и слуховому сосредоточению.
o Озвученные и неозвученные резиновые/мягкие игрушки,
o Иллюстрации поющих, танцующих героев сказок и людей, а также играющих на музыкальных инструментах,
Такие игрушки помогают детям научиться звукоподражанию и имитации.
o Пение взрослыми небольших песенок, потешек, колыбельных,
o Слушание в А/з детских песенок, потешек, сказок с музыкальным сопровождением.
!Выше описанный перечень игрушек должен пополняться постепенно, давая возможность ребенку привыкнуть к звучанию каждой игрушки/инструмента.