Оксана Корнеева
О загадках. Продолжение консультации для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
О ЗАГАДКАХ:
Это продолжение моего предыдущего поста о загадках. Я уже рассказала вам об истории возникновения загадок. здесь:
http://www.maam.ru/detskijsad/-istorija-vozniknovenija-zagadok-konsultacija-dlja-pedagogov.html
Сегодня я хочу рассказать о разновидностях загадок и о методах обучения.
Публикация «О загадках, Продолжение консультации для педагогов» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Все мы с вами, педагоги, уже перешли на новый стандарт обучения. Введение новых технологий при обучении дошкольников преподнесло изменение современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, и прежде всего: обращением к личности ребенка.
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности. И именно загадка выступает, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка.
Изначально, загадка выполняла культовые цели. Первобытный человек был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. (Об этом я рассказывала в предыдущей публикации).
В современном мире, загадка почти перестала играть культовую, мистическую и социальную роль. Но тем не менее, художественная и образовательная функции остались. Загадки являются развлечением, применяются в детских играх с образовательными целями, входят в методические пособия.
И об этом мы поговорим более подробно.
РАЗНОВИДНОСТИ ЗАГАДОК:
1. Прямые загадки – это загадки, в которых с помощью иносказаний описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как в разговорной, так и стихотворной форме.
Разговорная форма:
Что такое? : не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок.)
Не обязательно, чтобы в загадке был загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце).
Стихотворная форма:
Кто один имеет рог?
Отгадайте.
Ответ: Носорог
2. Загадки - обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это….Мишка Белка *
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в решение факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
Каких камней не бывает в речке? (Сухих)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
4. Математические загадки - решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления.
Например:
Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? Ответ: 3 внука
5. Сюжетные - особый разряд сюжетных загадок. Здесь сюжет играет основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки. Ну это известная игра «Данетки». Об этой игре я рассказывала в своей предыдущей публикации. Если интересно – зайдите в мою предыдущую публикацию.
6. Логические - решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений и их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
7. Загадки - шутки - обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота. И имеют вопрос.
Например:
Под каким деревом сидит заяц во время дождя? Ответ: под мокрым.
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Шарады, анаграммы, ребусы. Суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы и из них составить новые слова.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход мыслей ребенка при отгадывании, торопят малыша, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ самим ребёнком.
Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. В основе этой работы лежат наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе. При систематическом наблюдении за явлениями природы ребёнок сможет увидеть это явление в разные периоды его развития и составить об этом более полное представление. Например,:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Важным источником знаний также является художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться образными выражениями.
И самое главное,что должен знать взрослый при отгадывании загадок (загадывании): АНАЛИЗ.
То есть, например загадка :
«Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел».
Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок» летает. Какой он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. Ребенок самостоятельно проанализировав отвечает: «Это бабочка».
Надеюсь, что вам пригодится этот материал в работе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!