Галина Николаевна Ожогина
Обеспечение успешной адаптации детей у ДОУ через организацию адаптационной группы «Вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Вологодская область, г. Череповец
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»
Тема:
«Обеспечение успешной адаптации детей к дошкольному учреждению через организацию совместного пребывания детей с родителями в группе («Вместе с мамой»)»
Марина Юрьевна Коннова, педагог-психолог
Галина Николаевна Ожогина, воспитатель группы раннего возраста
Публикация «Обеспечение успешной адаптации детей у ДОУ через организацию адаптационной группы „Вместе с мамой“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Слайд 1 При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Поэтому мы решили поделиться опытом: как обеспечить успешную адаптацию ребёнка к дошкольному учреждению через организацию совместного пребывания детей с родителями в группе («Вместе с мамой»)
Слайд 2 В нашем ДОУ попытки решения проблемы адаптации малышей к условиям детского сада, а их поступило в: 2010-2011 учебном году - 38 малышей (35% от общего количества детей, 2011-2012 - 28 детей (32% от общего количества детей, 2012-2013 - 54 ребёнка (39% от общего количества детей, 2013-2014 - 60 малышей (39% от общего количества детей, 2013-2014 – 41 ребёнок (31% от общего количества детей) привели к созданию системы работы с детьми 1,5 – 3-х лет, поступивших в детский сад, с их родителями и с педагогами.
Слайд 3 Программа разработана специалистами Службы комплексного сопровождения и успешно реализуется в течение 6-ти лет.
Слайд 4 Одним из элементов адаптационного этапа является группа «Вместе с мамой».
На родительском собрании в мае оговариваем день открытия группы, расписание встреч и т. д. К проведению детско-родительских встреч приступаем в первый день открытия группы. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых, большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, родители находятся вместе с детьми всю неделю. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой, игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.
Слайд 5 Целью встреч психолога является помощь детям в адаптации к ДОУ. Этим определяются основные задачи встреч: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада; обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Структура встреч психолога включает:
1. Подготовительную часть, которая включает упражнения, требующие согласованности детей всей группы: дети с родителями дружно шагают, хлопают в ладоши, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу: пальчиковые игры «Моя семья», «Здравствуй, солнышко», игровыми подвижными упражнениями: «Шагаем, бегаем, танцуем», «Весёлая погремушка», «Где же наши ручки?» и т. п.
2. В основную часть встречи входят игры и упражнения, которые включают продуктивные виды деятельности: рисование, аппликацию, коллективную работу и подвижные игры. Малыши свободно выражают свои эмоции и активно взаимодействуют со сверстниками. Оформляются коллективные работы «Это мы», «Моя семья» и т. п.
3. Заканчивается встреча спокойными, малоподвижными играми и упражнениями, выставкой-галереей детских работ «Мой первый рисунок в детском саду», выставкой работ родителей «Вот мы какие!», альбомом «Наша дружная семья». Все игры и упражнения, используемые в работе группы «Вместе с мамой» объединены единым игровым сюжетом «Моя семья». Итогом встреч является выпуск фотогазеты «Первый раз в детский сад».
Родители являются активными участниками детско-родительских встреч, которые являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, т. к. : психолог показывает новые средства и способы общения с детьми; неформальная атмосфера встреч способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
Слайд 6 Активное участие в встречах принимает и воспитатель. Цель его деятельности: задачи: (см слайд)
Воспитатель перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Слайд 7-22 Вашему вниманию предлагается Дневник адаптационной группы «Вместе с мамой», где показано взаимодействие воспитателя группы и всех специалистов ДОУ. На протяжении всей недели воспитатели «сопровождают» детей и родителей, знакомят с группой, проводят беседы, игры. В программу адаптационной группы «Вместе с мамой» включена совместная деятельность с психологом, с музыкальным руководителем и физ. инструктором.
Слайд 23 Предлагаем Вам сыграть в одну из адаптационных игр. Её словесное сопровождение написано на слайде. Повернитесь к своему коллеге и, протянув ему руки, ласково скажите: «Дай ладошечку, моя крощечка, я поглажу тебя по ладошечке». В ответ коллега подаст руки Вам и нежно произнесёт: «На, ладошечку моя крошечка. Ты ногладь меня по ладошечке»
Слайд 24 Шестилетний опыт работы адаптационной группы «Вместе с мамой» показывает следующие результаты адаптации: (см. слайд) и позволяет сделать следующие выводы: малыши, посещающие группу «Вместе с мамой» быстрее преодолевают трудности адаптационного периода; совместная работа с родителями будущих воспитанников способствует формированию у них интереса к дальнейшему сотрудничеству и повышению уровня их педагогической компетентности.
Слайд 25 Продолжением работы адаптационной группы является «Неделя полезных встреч» для родителей. Малыши уже «самостоятельно» ходят в детский сад и родители в первый день «Недели» приглашаются на встречу с заведующим, заместителем заведующего по ВМР, где знакомятся с участниками педагогического процесса, их функционалом; оснащением, оборудованием, с условиями воспитания и развития детей в ДОУ, реализуемой программой, традициями ДОУ.
Во 2-й день родители встречаются с музыкальным руководителем, которая раскрывает значение музыкального воспитания для развития ребёнка, знакомит с условиями, реализуемой программой, намеченными праздниками и развлечениями, настраивает на проведение совместных мероприятий.
Утром 3-го дня родители встречаются с психологом ДОУ. Цель встреч: повысить уровень знаний родителей по руководству игровой деятельностью, вовлечь их в процесс совместной игры, обучить способам игровой деятельности, дать информацию об играх и игрушках для детей раннего возраста.
В 4-й день родители встречаются со старшей медицинской сестрой и фельдшером, которые знакомят их с медицинской службой ДОУ, привлекают родителей к сотрудничеству в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.
В 5-й день «Недели полезных встреч» происходит ещё одна встреча родителей с психологом ДОУ. Её цель- подведение промежуточных итогов адаптации, выявление возникших трудностей в период адаптации, волнующие родителей вопросы и исчерпывающие ответы специалиста.
Слайд 26 Логическим продолжением работы с родителями детей раннего возраста является клуб «Кроха». Он создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, Уставом ДОУ, положением о клубе. Участниками «Крохи» являются родители детей раннего возраста, педагоги и специалисты Службы комплексного сопровождения. Встречи проходят 2 раза в месяц, их темы: (см. слайд)
Слайд 27 Одной из форм работы с родителями и детьми в течение года стали детско-родительские встречи «Дружная семейка». Они позволяют родителям не только быть партнёрами в играх, но и самим «окунуться» в детство.
Ведь как сказал Антуан де Сент Экзюпери:
Слайд 28 «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из низ об этом помнит»
Слайд 29-31 В своей работе мы использовали следующую литературу, информационные папки для родителей, картотеки.
Слайд 32 Благодарим за внимание.
: