Приложение МААМ

Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа (4 фото)

Светлана Жаренова
Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая женщина, которая пользовалась уважением и почитанием среди окружающих. Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней. По обычаю, на посиделки каждый что-нибудь приносил: дров для растопки печи, керосина для лампы, муки или пшена для блинов.

Публикация «Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа» размещена в разделах

Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строит свою работу так, чтобы ребёнок в окружающим мире, людях и самом себе он видел хорошее и на этой основе строил свои отношения и взгляды. Такая привычно-будничная работа, естественно обогащаемая русским фольклором, может и должна дополняться специальными беседами, праздниками, развлечениями и т. д. Эти формы работы целесообразно проводить либо в отдельном помещении, стилизованном под русскую избу, либо в игровых уголках группы.

Для правильного формирования таких «зон народной культуры» надо вспомнить, что обстановка русской избы была предельно простой и в то же время в ней не было ничего случайного. Местоположение каждого предмета было определенным и традиционным.

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. «Догадлив крестьянин, что на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Печь обычно ставили в углу справа или слева от входа.

По диагонали от печи находились самое почетное место в избе – «красный угол». Здесь на специальной полке стояли иконы и здесь же, в переднем углу, традиционно размещался большой обеденный стол.

Угол напротив печи - рабочее место хозяина дома. Крестьяне владели многими ремеслами (инструменты находились тут же в ящиках).

Угол напротив устья (отверстия) печи считался рабочим место хозяйки и назывался «бабий кут». Все здесь было приспособлено для приготовления пищи.

Вдоль деревянных стен тянулись лавки, на которых сидели и спали.

Сундуки служили для хранения одежды.

Нехитро, но рационально был организован интерьер избы. Оригинальным украшением каждого дома служили самотканые дорожки, вышитые полотенца и скатерти, кружевные занавески и подзоры, лоскутные одеяла и т. п. В такой обстановке у детей создается особый настрой на ту или иную деятельность.

На художественном творчестве (рисовании) дети знакомятся с изделиями народных умельцев из Дымково, Городца и Хохломы, учатся рисовать элементы этих росписей, самостоятельно придумывают свой орнамент, разучивают стихи, которые читают на праздниках.

Всем известен хоровод, один из наиболее распространенных праздничных действий. Подчиненный ритму и гармонии, что уже несло удовольствие и наслаждение, он еще и объединял в единую замкнутую цепочку всех участников праздника.

Согласно Платону, хоровод был назван так из-за внутреннего сходства его со словом «радость» (chara, находясь в хороводе люди, открывали для себя их собственный внутренний, досели неведомый потенциал: ощущали прилив телесных сил, активное желание двигаться, душевную расположенность к окружающим, доброжелательность, общий духовный подъем.

Это дает детям самооткрываться, найти опору в себе самом. Одновременно переживаемая духовная общность и единение детей пробуждает в них радостный энтузиазм. Такое внутреннее эмоционально-положительное отношение к себе внушает человеку уверенность в своих силах, что радость жизни доступна каждому и зависит от него самого.

Так уж повелось, что празднование дня рождения детей вошло в традицию каждой группы. Сказочный персонаж всегда добавляет настроения. Народные игры, хороводы являются частью такого праздника.

Мы всегда активно сотрудничаем с музыкальным руководителем. Любим и готовимся ежегодно к проведению праздников «МАСЛЕНИЦА», «ПАСХА». Соблюдая древние традиции, наряжаемся в русские костюмы, жжём чучело, пьём чай с блинами. Читаем заклички МАСЛЕНИЦЕ, играем в народные игры «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «РУЧЕЕК» и другие.

«ПАСХА» - религиозный праздник, праздник радости и любви. На художественном творчестве (лепке) лепим пасхальные яйца, наносим стекой узор, рассматриваем иллюстрации с изображением пасхальных яиц, рисуем красочные орнаменты на бумажных формах яиц. В заключении дети обмениваются этими рисунками.

Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа
Фото №1 Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться посидеть чтоб себя показать и других посмотреть Фото №2 Назывались такие вечера посиделками и проходили они в доме с просторной горницей где хозяйкою была одинокая женщина которая пользовалась уважением и почитанием среди окружающих Фото №3 Она многое знала умела любила песни петь хороводы водить бывальщину рассказывать
Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Русские посиделки» Тема занятия: "Русские посиделки". Цель занятия: ознакомление детей с русскими традициями и культурой. Образовательные задачи: 1. Познакомить.

Стихотворение «Ивушка» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа
Опубликовано: 28 мая 2014 в 20:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Жаренова (УИ 155934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД