Обобщающая беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимушка хрустальная»

Екатерина Багарьян
Обобщающая беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимушка хрустальная»

Цель: закрепить и систематизировать знания по данной теме.

Зимушка хрустальная

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песню севера петь

По лесам и степям.

И. Никитин

Декабрь - первый зимний месяц. Летят с небес легкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.

Зима

Одуванчик из снежинок

Поднесет к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена!

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звездочкам ладонь.

Деревья и кустарники в лесу стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелеными. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» – хмурый, бессолнечным месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Недаром говорят: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь – с мосточками».

Заколдованный дворец

Снежинки медленно летят –

Крупные, тяжелые.

Я не узнала старый сад,

Когда пришла из школы.

Он стал, как сказочный ларец,

Весь белый и резной,

Как заколдованный дворец

Царевны ледяной.

Загадки

Без рук, без глаз

А рисовать умеет.

Старый дед, ему сто лет,

Мост намостил на всю реку.

Белая скатерть все поле укрыла

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Холодно в декабре зверям и птицам. Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи сладко спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дуплах и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей – «мышкует» – бегает по снегу, пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор. Бродит по лесу злой и голодный волк. В декабре все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волку трудно отыскать добычу.

В декабре украшают лес гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца-снегиря ярко-красная. Когда эта птица нахохлиться, то становится похожа на румяное яблочко. Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость дает птахам тепло. Дятлы в лесу кузницу открывают: лущат еловые и сосновые шишки.

Снегири

Стынут ветки на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо?

На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Синица

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки. Обычай встречать Новый год у нас появился в России 300 лет назад, когда царь Петр I своим указом установил единый день празднования Нового года и велел всем жителям Москвы встречать его торжеством: украшать дома елями, жечь на улицах костры, дарить друг другу новогодние подарки.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

Вопросы:

1. Как называют декабрь в народе?

2. Что происходит с водой в реках, озерах, прудах?

3. Чем питаются зимой заяц, белка? На кого охотится лиса?

4. Куда прячется белка в сильные морозы?

5. Что делает зимой медведь?

6. Чем питаются зимой синица, снегирь, дятел?

7. Как люди помогают птицам?

8. Какой праздник отмечают 31 декабря?

9. Как готовятся к встрече Нового года?

Январь - второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовий».

Крылатые снежинки

Под ногой снежок скрипит,

Дети с гор катаются,

Лишь у Тани грустный вид,

Таня маме говорит:

- Оттого снежок скрипит,

Что у маленьких снежинок

Крылышки ломаются!

«Месяц январь – зимы Государь» – так народ говорит. В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звезды ночью яркие. Рисует мороз на стеклах удивительные узоры.

Сказка на стекле

На стекле

Мороз начертил узор,

Серебром нанес

Белый пышный бор.

Рано поутру

Подойду к окну,

Буду в том бору

Слушать тишину.

Чудится ли мне?

Или снится сон?

Мчусь я по лыжне,

Слышу сосен звон,

Вьется на снегу

Свежий лисий след,

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берез -

Сказку на стекле

Начертил Мороз.

Загадки

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Холодно и голодно в январе зверям и птицам. Белочка в самые трескучие морозы прячется в дупле, а лиса забирается в глубокую нору. Мишка-медведь спит в своей теплой берлоге. По ночам тоскливо воют волки. Голод гонит их ближе к жилью. Волки надеются поживиться теленком или ягненком. Лисы ловят мышей, зайцев и белок. У лисы очень тонкий слух, она слышит, как под глубоким снегом, в норках пищат мыши. Плутовка быстро разрывает снег и хватает добычу. А зайчики в пушистых шубках совсем незаметны на снегу. Они запутывают свои следы, чтобы лисица, волк или охотник не могли их найти. Днем зайцы сидят под кустами, а кормятся по ночам. Любимое зимнее лакомство зайчишек – горькая кора молодых осинок. Иногда косые забегают и в плодовые сады, обдирают кору с яблонь. Птицы: сороки, галки, воробьи, синицы – прилетают поближе к людям, ищут корм. А у клестов появляются в январе птенцы. Недаром в народе говорят: «У каждой пташки свои замашки».

Седьмого января мы отмечаем светлый праздник Рождества Христова. 2000 лет тому назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Младенец появился на свет в пастушьей пещере. Первыми радостную весть узнали пастухи, пасшие неподалеку скот. В эту волшебную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она и возвестила всему миру о рождении Иисуса Христа.

В январе у детей много веселых забав: катание на санках, на лыжах, на коньках.

Вопросы:

1. Почему январь называют «лютым», «лютовеем»?

2. Почему говорят: «Зимой тулуп всякому люб»?

3. Куда прячется в зимние морозы лиса?

4. Что делает зимой медведь?

5. Зачем заяц следы запутывает?

6. Что едят зайцы зимой?

7. У какой птицы зимой появляются птенцы?

8. Какой праздник отмечают седьмого января?

9. Назови зимние забавы?

Февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. В старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса.

В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

Загадки

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

Голубой платок

Алый клубок,

По платку катается,

Людям улыбается.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

В феврале свет прибывает, солнышко пригревает, оживают лесные обитатели – птицы, звери. Бойкие синицы взлетают на самые верхушки деревьев и затягивают веселую песенку. Оживляются воробьи и галки. Воробьи собираются в стайки, садятся на кусты, изгороди, громко и радостно чирикают. Начинаются игры у зайцев, у лисиц, дерутся между собой волки. Только медведи все еще спят в своих теплых берлогах.

Когда наступает оттепель, снег делается липким, из него можно строить снежные крепости, лепить снеговиков.

Снеговик

Мы с подругой Катей

Ком большущий катим.

Из пушистого комка

Слепим мы снеговика.

В белой шубке меховой,

С угольками вместо глаз,

Улыбаясь, как живой,

Снеговик глядит на нас.

Мы дадим ему метелку,

Слепим пышный воротник,

Пусть по улицам поселка

Ходит дворник – снеговик.

В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные, румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком.

Вопросы:

1. Почему февраль называют «снеговеем»?

2. Что такое оттепель?

3. Что делают лесные обитатели в феврале?

4. Какой праздник отмечают в конце февраля?

5. Почему в этот праздник пекут блины?

Обобщающие задания:

Составь рассказ о времени года с опорой на план:

1. Зимние месяцы

2. Приметы зимы

3. Животный мир

4. Зимние забавы детей

Игра «Четвертый лишний»

декабрь, январь, февраль, сентябрь;

береза, клен, ель, дуб;

синица, дятел, кукушка, сорока;

воробей, клест, галка, снегирь;

шуба, свитер, платье, валенки;

гирлянда, кубики, шарики, хлопушка.

Заучивание и выразительное чтение стихотворения

Вы узнаете зиму?

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружит пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Прикреплённые файлы:

prezentacija-zimushka-hrustalnaja-1pptx_kbaq1.pptx | 6552,55 Кб | Скачан: 51
 
Публикации по теме:

«Мир спасет доброта». Беседа с детьми старшего дошкольного возраста ко Дню инвалида «Мир спасет доброта» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста ко Дню инвалида Цели: • формировать представления о доброте, добрых поступках,.

Беседа по стихотворению «Разные дожди» с использованием презентации с детьми старшего дошкольного возраста 1. Оргмомент. -Ребята, назовите времена года по порядку (Ответы детей.) Какое время года бывает между летом и зимой? (Ответы детей.) Назовите.

Беседа с детьми на тему: «Наша Армия» к 23 февраля (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) — фотоотчетБеседа с детьми на тему: «Наша Армия» к 23 февраля (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) — фотоотчет 18 февраля 2016 года в детском саду с. Заплавное прошло мероприятие посвященное празднику 23 февраля. Основные задачи данного мероприятия:.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как я помогаю маме» Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле у детей.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — наше богатство» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Хлеб - наше богатство" Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Мультфильм и кинофильм: что общего и чем отличаются» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мультфильм и кинофильм: что общего и чем отличаются» Цель: Познакомить.

Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Страна здоровячков» Чтобы попасть в страну Здоровячков надо знать, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь.

Конспект НОД на тему «Зимушка хрустальная» Образовательная область "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество" Цель: - обобщить и систематизировать представления.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.

Обобщающая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Летняя пора» с показом презентации Цель: систематизировать и закрепить знания детей по данной теме. Есть что-то прекрасное в лете. С. Есенин Июнь Вот и пришло долгожданное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
Автор публикации:
Обобщающая беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимушка хрустальная»
Опубликовано: 31 марта 2016 в 09:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «печать листьями» с детьми 5–6...
Тема: «Осенний пейзаж» Цель: Создать условия для ознакомления детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток» Образовательные задачи: -...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Н. Шелест...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Программа «Логопедические распевки»
Программа разработана в 2018 году Автор: учитель-логопед Айплатова Александра Васильевна, Пояснительная записка Статус документа Программа составлена с...
Фотоотчет «День солидарности в борьбе с терроризмом»
В России ежегодно 3 сентября отмечается особая дата - День солидарности в борьбе с терроризмом. Это не просто очередной профессиональный праздник, да, и...
Занятие с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
Тема : «Президент Российской Федерации» Цели: 1. познакомить воспитанников со статусом Президента РФ; историей появления института Президентства в РФ;...