МААМ-картинки

Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы»

Елена Алексеева
Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ритмы жизни дошкольной группы в рамках Стандарта : традиции, ритуалы».

Автор статьи: Алексеева Е. Г.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта, детство рассматривается «как период жизни, значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду». Исходя из этого, дошкольное детство – это самостоятельный этап жизни человека, самый важный для становления личности, его социализации.

Публикация «Обобщение инновационного опыта работы „Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы“» размещена в разделах

Детский сад – это особенная страна с особенными гражданами. Здесь каждый ребёнок неповторим и уникален. Как и в любой стране, здесь есть свои правила, законы, традиции и ритуалы. И все они направлены на достижение главной цели – вырастить здорового, коммуникабельного, компетентного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех педагогов нашего дошкольного учреждения – создать условия для роста и развития маленького человека, помочь ему пройти начальный путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром.

В моей группе дети не просто находятся рядом друг с другом, но это дети, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Мы как члены одной большой дружной семьи поддерживаем друг друга, вместе радуемся по весёлым поводам и грустим по печальным. Мы как бы все вместе, но при этом учимся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что нас объединяет в одно целое, присущее только нам. Это «что-то» и есть наши традиции.

Добрые традиции и ритуалы нашей группы помогают разнообразить детскую жизнь, позволяют моим дошколятам непринуждённо общаться друг с другом и с взрослыми, позволяют чувствовать себя комфортно и спокойно и, конечно же, вызывают у них множество положительных эмоций.

Многие традиции и ритуалы переходят из группы в группу. Дети подрастают и начинают относиться к традициям в своей группе уже как к необходимости. А некоторые традиции появляются стихийно, когда ребята сами являются активными их создателями. Обычно эти традиции остаются в группе самыми любимыми.

Каждая традиция решает определённые образовательные и воспитательные задачи и ценна по – своему. Поэтому в группе я стараюсь подобрать традиции и ритуалы так, чтобы эти задачи активно решались.

Что же даёт мне применение традиций в группе?

Во-первых, они способствуют гармоничному развитию моих ребятишек. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для детей такая предсказуемость очень важна, ведь благодаря ей, ребёнок со временем перестаёт бояться проявлять себя, комфортно чувствует себя в коллективе среди друзей и я становлюсь для него не только воспитателем в детском саду, но ещё и другом, готовым всегда придти на помощь.

Во – вторых, они дают ощущение единства всей группы, сближают детей, укрепляют дружеские взаимоотношения.

Привожу для примера несколько традиций, которые использую для объединения детей группы, принятия коллектива, проявления дружелюбия:

«Доброе рукопожатие» - вместе с детьми мы берёмся за руки, образуем круг и через лёгкое пожимание руки, улыбку и приветствие каждый ребёнок передаёт посыл хорошего настроения и приветствия другому. Это ощутимое доказательство поддержки и тепла детей и взрослых. Кроме рукопожатий и добрых пожеланий, иногда ребята вносят свои новшества (могут состроить друг другу смешные рожицы, поделиться горсткой радости с теми из детей, кто пришел утром в плохом настроении). Это создаёт положительную эмоциональную обстановку, дети осознают собственную значимость в создании доброжелательного микроклимата в группе.

«Мой выходной» - в начале недели усаживаемся на ковре в группе и делимся впечатлениями о том, как провели выходной день, рассказываем новости, необычные или смешные истории выходного дня.

«Зарядка для всех» - в тёплое время года (с мая по сентябрь) мы приглашаем на нашу утреннюю гимнастику, которая проводится на улице, наших родителей, бабушек, дедушек и все вместе под весёлую музыку придумываем и выполняем гимнастические упражнения. Дети и взрослые получают массу положительных эмоций, заряд бодрости и удовольствие от совместной двигательно – игровой деятельности.

«Чистая пятница» - обсуждаем с ребятами, как изменить нашу группу, сделать её красивой и чистой. После обсуждения распределяем (с помощью справедливого выбора) для каждого ребёнка объекты трудовой деятельности, которые нуждаются в наведении порядка, и принимаемся за дело. Дети проявляют радость от участия в общем деле группы, старание в наведении порядка и стремление к дальнейшему его поддержанию.

«День именинника» - празднование дня рождения ребёнка. Каждый ребёнок с нетерпением ждёт этого события. Эти праздники отмечаются у нас тепло и душевно. Традиционно дети сначала играют «Каравай», заканчивая эту игру пожеланиями, поздравлениями, качанием на стуле. От лица всех детей и взрослых я вручаю ребенку подарок и произношу свои тёплые поздравления, а дети вручают подарки, приготовленные заранее самостоятельно. Обязательно именинник получает свою порцию «обнимашек» и в свою очередь, угощает детей сладостями.

Такие ритуалы, способствуют повышению самооценки детей, воспитывают желание порадоваться за товарища и сплачивают детский коллектив.

Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребёнка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и решать проблемы. И поэтому в нашей совместной образовательной деятельности появилась традиция, которая проводится в начале изучения лексической темы. Называется она «Три вопроса». Эта традиция задавания детям трёх вопросов позволяет полностью раскрыть тему в течение недели. Заключается она в следующем: в начале недели при изучении новой лексической темы начинаю обсуждение с детьми и подвожу их к ответу на три вопроса: 1. Что мы знаем про это? 2. Что хотим узнать? 3. Что надо сделать, чтобы это узнать? Все идеи и ответы детей записываю печатными буквами или схематично, знаками, которые подбираю вместе с детьми. В течение недели ребята находят полные ответы на вопросы и фиксируют их на нашем «листе знаний». В конце недели подвожу итог, выделяю самого целеустремлённого знатока.

Для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка своей группы создаю благоприятные условия для деятельности детей. С помощью некоторых традиций сделать это очень легко:

«Совместные мастерилки за общим столом». В непринуждённой обстановке мы с детьми планируем, договариваемся, что бы мы могли и хотели сделать по теме недели; изготавливаем подарки к праздникам, приглашения в наш театр для малышей и многое другое. Дети проявляют своё творчество и фантазию, помогают тем, кто не справляется.

«Мини – музей группы». Создание музея планируем заранее, с учётом тематической недели, а иногда тема музея возникает спонтанно, в зависимости от инициативы и заинтересованности детей. Детям нравится самим наполнять выставочный зал, продумывать, что может послужить экспонатами музея, ведь это могут быть любые предметы, и даже творческие работы детей, модели, фотографии. Экспонаты в музее дети всегда могут потрогать, пощупать. Создание мини – музея в группе помогает формировать у детей познавательно – исследовательские умения, расширяет кругозор дошкольников, воспитывает навыки бережного отношения к вещам.

«Галерея моего творчества» - другими словами, это выставка личных работ ребёнка. Каждый ребёнок группы хочет поучаствовать в такой выставке. Совместно с родителями отбираем лучшие работы дошкольника и вместе с ребёнком выставляем в галерее. Маленький создатель своего творчества имеет возможность провести экскурсию по экспонатам галереи, в которой рассказывает детям группы о своих работах.

Устраивая такие галереи, даю возможность ребёнку проявить себя в какой- либо творческой деятельности, почувствовать свою значимость.

Для того чтобы приучить детей к миру духовной красоты, в своей работе активно занимаюсь с детьми театрально – игровой деятельностью. Давно вошло в традицию посещение театров города Выборга, куда мы с ребятами ходим с большим удовольствием. Заинтересованность детей театральными постановками, желание попробовать себя в актёрском мастерстве - всё это подтолкнуло меня к созданию в группе новой традиции «Театр для малышей». Сначала я рассказала детям о разных видах театра, многие свои театральные способности дети попробовали в группе. Ребята проявили желание участвовать в театральных постановках и показывать их детям младших групп. Теперь мы тщательно продумываем каждое своё выступление, обсуждаем образы героев, подбираем выразительные средства и радуем младших ребят новой постановкой.

Есть у нас в группе и специальные традиции, которые присущи только нашей группе :

Это традиция «Дружеские объятия», когда мы с ребятами встаём в круг и стараемся обнять друг друга, при этом мы произносим слова «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Эта традиция является ещё одним источником внутренней силы и поддержки, проявлением единства.

И традиция «Сказка на сон». Каждый день подбираю сказочные истории или рассказы по возрасту детей, сажусь в спальне и читаю детям по несколько страничек в день перед сном. Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца.

Ещё одна совсем новая традиция, которая успешно прижилась в нашей группе, это «Школа Деда Мороза», которую я организую в начале зимы. От Деда Мороза дети получают разные задания (стать добрым повелителем птиц, научиться пользоваться волшебной палочкой, найти дорогу из снежного лабиринта и др.) и с успехом их выполняют. По окончании этой школы дети получают волшебные грамоты и становятся помощниками Деда Мороза. Каждому ребёнку предоставляется возможность поделиться планами и пожеланиями на следующий год и получить благодарность от Деда Мороза.

Неотъемлемой частью своей работы считаю взаимодействие и сотрудничество с родителями моих дошкольников. Моё понимание того, что участие родителей в образовательной программе идё т на пользу всем: детям, воспитателям и самим родителям – остаётся устойчивым и неизменным. Польза от присутствия родителей в группе очень велика :

- Родители начинают ощущать причастность к «общественной жизни» своих детей.

- Могут наблюдать своих детей на фоне их сверстников, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития своего ребёнка.

- Формируется более высокая оценка достижений своего ребёнка, гордость за него.

- между детьми и родителями возникает единое смысловое пространство, они лучше начинают понимать друг друга.

Поэтому в своей практике широко использую ритуалы и традиции, которые позволяют привлечь родителей к участию в совместных делах группы, к проявлению инициативы и творчества.

Такими традициями, используемыми мной во взаимодействии с родителями, можно назвать:

«Мастер – классы» - на них родители сами делятся умениями и опытом в изготовлении какой – либо игрушки или поделки, показывают свои творческие способности. Участие в таких мероприятиях доставляет радость детям, воспитывает чувство гордости за свою семью, способствует сплочению семейных уз.

«Семейные чтения и презентация книги» - эта традиция подразумевает прочтение книги с родителями дома, после которого обязательно идёт обсуждение прочитанного. И после этого понравившуюся книгу ребёнок несёт в детский сад для рассказа о ней в группе. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и родителям, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

«Гость группы» - любимая традиция детей, где они с нетерпением ждут встречи с взрослыми. Во время этих встреч дети узнают много нового о разных профессиях, участвуют в мастер – классах, которые родители подготавливают заранее.

«Праздники, развлечения и литературные вечера» – важные традиции в жизни группы, которые мы подготавливаем совместно с музыкальным руководителем. Праздник – это не только радость, но и деятельность. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования, какого – либо события сплачивает детей и взрослых, между ними возникает полезное сотрудничество. Я способствую желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы. Активно привлекаю родителей к подготовке. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в данных мероприятиях, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

Я всегда активно сотрудничаю с родителями для того, чтобы моим детям было комфортно, уютно и радостно находиться в детском саду. Ведь совместные с родителями мероприятия позволяют лучше раскрыться детям, повысить их активность, почувствовать гордость за свою семью.

Богаты и разнообразны традиции нашей группы и детского сада; мы поддерживаем старые и создаем новые, стараемся, чтобы жизнь наших дошколят была насыщенной и интересной. В результате использования их в своей работе я сделала вывод, что дети в нашей группе стали активно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, установились дружелюбные взаимоотношения, у детей появилась уверенность в себе и в своих силах.

Таким образом, воспитание детей через традиции в детском саду способствует развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому считаю, что традиции необходимы в жизнедеятельности детского сада и широко использую их в своём опыте работы.

Список литературы:

1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».

2. Шапошникова С. В. «Групповая традиция в детском саду».

3. Л. В. Михайлова – Свирская «Работа с родителями», Москва: «Просвещение», 2017г.

4. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду», Москва: «Мозаика – Синтез».

5. Интернет - ресурсы: https://www.maam.ru (традиции и ритуалы группы)

https://nsportal.ru/ (традиции в детском саду)

Публикации по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.

Обобщение опыта работы «Экология — музыка — дети» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Экология – музыка – детство (сообщение из опыта работы).

Обобщение и распространение педагогического опыта «Традиции и инновации в работе с семьей» «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Воспитатель МБДОУ№6 «Березка» г. Карачев Мазина Тамара Константиновна.

Обобщение опыта работы Курганская область село Лесниково район КГСХА МКДОУ "Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1" Обобщение опыта «Без игры нет,.

Обобщение опыта работы инструктора по плаванию Обобщение опыта работы инструктора по плаванию. Сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями.

Обобщение опыта работы по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ В детском саду созданы определенные условия для физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском.

Обобщение опыта работы «Основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни наших детей?» В дошкольном возрасте закладывается.

Опыт работы педагога-психолога ДОУ в рамках реализации профессионального стандарта Слайд 1 Уважаемые коллеги! Я Лаухина Вера Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 17» г. Новомосковска хотела бы поделиться.

Организация работы с родителями в рамках реализации стандартаОрганизация работы с родителями в рамках реализации стандарта Я, работаю в МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 23:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алексеева (УИ 197002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД